Найти в Дзене
Cat_Cat

Кто ищет, тот всегда найдёт

Наверное, ещё не всё наши читатели забыли случай, произошедший несколько лет назад в Третьяковской галерее. Во время выставки работ Архипа Куинджи на глазах у посетителей некий слесарь Д.Чуприков ничтоже сумняшеся снял со стены пейзаж "Крым. Ай-Петри" и вынес его из-зала на глазах у посетителей, которые так и не поняли, что происходит. Вора задержали по горячим следам, а в интернете этот случай породил вал шуток и мемов: "ай, спетрил", "Крым не наш", "Крым снова наш" и "я слышал, в Третьяковке можно выбрать картину по вкусу, а нельзя ли мне взять Айвазовского?". В принципе, музеи СССР и России страдали от похитителей так же, как и музеи Запада. Можно тут вспомнить кражи из Эрмитажа, раскрытые в 2006 году или похищение произведений скифского искусства из музея в Ростове-на-Дону. Но самым известным тут стало дело о картине Франца Хальса "Евангелист Лука". Сама история атрибуции этой картины достаточно интересна. Во время реставрации потемневшего полотна в Киеве искусствовед Людмила Сак в

Наверное, ещё не всё наши читатели забыли случай, произошедший несколько лет назад в Третьяковской галерее. Во время выставки работ Архипа Куинджи на глазах у посетителей некий слесарь Д.Чуприков ничтоже сумняшеся снял со стены пейзаж "Крым. Ай-Петри" и вынес его из-зала на глазах у посетителей, которые так и не поняли, что происходит. Вора задержали по горячим следам, а в интернете этот случай породил вал шуток и мемов: "ай, спетрил", "Крым не наш", "Крым снова наш" и "я слышал, в Третьяковке можно выбрать картину по вкусу, а нельзя ли мне взять Айвазовского?".

В принципе, музеи СССР и России страдали от похитителей так же, как и музеи Запада. Можно тут вспомнить кражи из Эрмитажа, раскрытые в 2006 году или похищение произведений скифского искусства из музея в Ростове-на-Дону. Но самым известным тут стало дело о картине Франца Хальса "Евангелист Лука".

Сама история атрибуции этой картины достаточно интересна. Во время реставрации потемневшего полотна в Киеве искусствовед Людмила Сак высказала предположение, что оно относится к школе Хальса. На помощь пригласили сотрудницу Эрмитажа Ирину Линник, которая сначала согласилась с мнением местного знатока, а потом высказала ещё более смелое предположение - сам мастер Хальс является автором работы. Дальнейшие исследования подтвердили правоту Линник - на полотне нашли цифры старых эрмитажных каталогов, так что факты сошлись. В свое время цикл портретов евангелистов был приобретен Екатериной II в Голландии, а при Александре I картины отобрали для украшения католических храмов и отосланы на юг. Во время революции полотна затерялись и вот в 1958 году нашлись две картины из четырех.

Весной 1965 года "Евангелиста Луку" и "Евангелиста Матфея" привезли на выставку в ГМИИ имени Пушкина. 9 марта в санитарный день музей был закрыт, а 10 марта пришедшие сотрудники обнаружили, что святой евангелист Лука отбыл в неизвестном направлении. А ведь совсем недавно министр культуры Екатерина Фурцева гордо заявляла, что в отличие от капиталистических стран, в СССР музеи не грабят, и тут - на тебе! Факт кражи был строго засекречен, а Фурцева чуть не полетела с должности.

История расследования и поисков "Святого Луки" - это настоящий детектив. По самой вероятной версии, что его украли по заказу. Подозревали бельгийца Вандерберга, который подозрительно долго торчал перед голландскими мастерами и подозрительно что-то строчил в своем блокноте. Его попытались прощупать на предмет наличия картины и послали к нему "дочь подпольного миллионера" в штатском, которая поинтересовалась насчёт продажи ценности. Вандерберг заподозрил неладное и свалил подобру-поздорову в свою Бельгию, пока цел. Картины в его багаже не оказалось. Тогда переключились на немца Курта Шванхаймера, у которого обнаружилось живописное полотно. Снова облом - это был не Хальс, а другая картина, да к тому же подделка. Так попутно разоблачили одесских дельцов, торгующих фальсификациями.

Когда следствие окончательно зашло в тупик, преступник проявил себя. Некий молодой человек, приметив на Калининском проспекте мужчину, одетого по-западному и предложил ему купить полотно старого мастера за 100000 рублей. "Враг не ведал, дурачина:тот, кому все поручил он, был чекист, майор разведки и примерный семьянин" (с). Не разведки, правда, а КГБ, по совместительству сотрудник советского посольства в ФРГ. Но и сыщиков постигло изумление - оказалось после ареста, что преступник был штатным реставратором Пушкинского музея. Тут, наверное, все КГБ вместе с милицией сделали коллективный фейспалм - преступника искали на стороне, а подозревать сотрудников просто не догадались. Картину обнаружил свернутой за печкой, после чего ее пришлось два года реставрировать. Через несколько лет об этой краже сняли фильм "Возвращение Святого Луки", изменив некоторые детали.

Да, а что стало с остальными евангелистами Хальса? "Святой Лука" и "Святой Матфей" после распада СССР остались в Одессе, а "Святой Марк" и "Святой Иоанн" где-то в начале XX века были вывезены за границу. "Святой Иоанн" оказался во владении магната Пола Гетти (интересная персона, достойная отдельного поста), а "Святой Марк" кочевал по коллекциям и аукционам, пока в 2013 году его не выкупил фонд Алишера Усманова. Так что один хальсовский евангелист всё-таки у нас остался, пусть и не тот, что раньше.

Автор: Михаил Рыжок