Уже несколько читателей упрекнули меня в том, что слишком много внимания уделяю иностранным флотам. А своих делах молчок. Это, конечно не так, стоит лишь полистать журнал. И тут как раз наткнулся на англоязычный сайт наших "Известий", а там такая статья:
Наводку, кстати, дали англосаксы на сайте twz.com - читают там нашу прессу, а уж что касается военных тем, то весьма внимательно. А тут такая вкусная тема...
"Минобороны России может отказаться от восстановления авианосца «Адмирал Кузнецов», выяснили «Известия». В настоящее время его ремонт и модернизация приостановлены , сообщили источники издания
Возможное решение о прекращении ремонта было бы абсолютно правильным, заявил «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. По его мнению, «Адмирал Кузнецов» не нужен ВМФ России, даже если будет проведена модернизация.
— В перспективе российскому флоту не нужны авианосцы в классическом виде. Авианосец — это уже уходящая эпоха. Огромное, дорогостоящее сооружение, которое можно уничтожить за несколько минут современным оружием, — считает адмирал. — Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных систем и беспилотной авиации.
(От себя замечу - во времена Хрущёва был сильнейший энтузиазм по поводу ракетного оружия. Кое-кем считалось, что артиллерия своё отжила. А потом оказалось, что вести об её кончине были явно преждевременными, что и сейчас уверенно подтверждается практикой.)
И вот военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин тоже с адмиралом не согласен:
— Конечно, случай с «Адмиралом Кузнецовым» сложный: ремонт занимает много времени, были неполадки, был пожар, — рассказал он «Известиям». — Но тот факт, что сейчас многие страны, в том числе Индия и Китай, развивают авианосный флот, говорит о том, что такие корабли нужны. Как мы будем принимать решение, зависит от высшего руководства и главнокомандующего флотом. У нас есть укомплектованная морская авиация. Это элита авиации. (По поводу авиации чуть ниже.)
Сотрудник Центра стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник также считает, что авианосцы необходимы российскому флоту. Ведь современный флот немыслим без поддержки авиации, а отсутствие авианосцев означает, что всё сводится к поддержке береговой авиации.
Учитывая отсутствие у нас за рубежом авиабаз за исключением сирийского Хмеймима, который тоже скоро могут попросить на выход, Крамник вроде бы прав.
Далее, он замечает: В военных кругах бытует мнение о нецелесообразности дальнейшей модернизации и ремонта «Адмирала Кузнецова». Дело в том, что это довольно старый корабль, служивший в не самые лучшие для нашего флота годы, что не прибавило ему «молодости». В частности, эксперт обратил внимание на то, что крейсер имеет довольно древнюю конструкцию и не самую надёжную энергетическую установку, как показал опыт эксплуатации.
— Корабль на воде с 1985 года, через 10 лет ему исполнится 50. Даже если он доживёт до 2040 года, то долго не протянет. Поэтому, учитывая опыт, полученный при эксплуатации «Адмирала Кузнецова», необходимо построить ещё один корабль. Мы можем это сделать, у нас есть верфи, позволяющие строить корабли таких размеров », — считает Крамник.
При этом перспективному кораблю не обязательно быть размером с «Кузнецов», он может быть и меньше, что расширяет выбор мест для его строительства и дальнейшего базирования, продолжил эксперт.
А теперь об авиации: «У нас сейчас нет перспективного палубного истребителя размером с Су-33, который является очень крупным самолётом», — пояснил он. — Вся наша перспектива, по всей видимости, сводится либо к палубному Су-75, когда он будет создан, и к его морской версии, либо к закупке перспективных китайских J-35. (!) Оба самолёта меньше Су-33, и можно обойтись и меньшим кораблём. Также возможна закупка в Китае палубного самолёта ДРЛО, самостоятельная разработка которого может занять много времени. Конечно, китайские самолёты должны быть адаптированы под наше оборудование.
Самое главное, корабль должен иметь типовую газотурбинную энергетическую установку на базе тех агрегатов, что установлены на наших фрегатах, или атомную энергетическую установку на базе ледокола.
Какова в этом случае судьба «Кузнецова»? Индия или Китай вряд ли им заинтересуются. Заманчиво было бы рассмотреть возможность создания на его основе корабля-музея, но сначала неплохо было бы привести в порядок, в частности, замечательный музейный крейсер «Михаил Кутузов», который находится в аварийном состоянии в Новороссийске. Поэтому «Кузнецов», скорее всего, будет списан, а его название может быть перенесено на новый корабль.
Корабль был передан ВМФ СССР 25 декабря 1990 года. За свою историю корабль совершил семь походов. В ноябре 2016 года – январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях. Палубные истребители корабля наносили удары по позициям террористов в Сирии. Лётчики авиагруппы совершили более 400 боевых вылетов, поразив свыше 1,2 тыс. объектов террористов. После возвращения из похода корабль был отправлен на ремонт и модернизацию.
Первоначально планировалось вернуть корабль в строй в 2022 году, но сроки неоднократно переносились.
И немного о том, как шёл ремонт. Вот красноречивая схема:
Упавший кран:
Между тем, по мере того как «Кузнецов» стареет, целесообразность продолжения капитального ремонта становится всё более сомнительной. Капитальный ремонт, который должен был включать модернизацию силовой установки и электронного оборудования, должен был продлить эксплуатацию авианосца, возможно, ещё на десятилетие или даже больше, но чем дольше длится процесс, тем меньше в нём экономического смысла.
А между тем, в Керчи продолжается строительство двух универсальных десантных кораблей. Ожидается, что проект 23900 сможет принять на борт шесть десантных катеров для перевозки около 75 единиц бронетехники, 900 военнослужащих и вспомогательного оборудования на плацдарм во время десантной операции, но эти корабли также подойдут в качестве плавучих госпиталей или флагманов для прибрежных операций. При некоторых модификациях или с авиагруппой специального назначения на борту эти корабли также могут выполнять функции противолодочной или минной обороны. Кроме того, десантные корабли такого типа неоднократно доказывали свою эффективность и в небоевых ситуациях, включая операции по ликвидации последствий стихийных бедствий и гуманитарную помощь.
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4