Изначально, команчи представляли из себя лишь крайне мирную часть индейцев-шошонов, еще и живших в горах северо-западного Вайоминга.
Однако в XVII–XVIII веках эти ребята, дальняя родня ацтеков, внезапно ощутили в себе гордый дух авантюризма. И, оседлав мустангов да освоив "гром-палки" бледнолицых, спустились на привольные равнины от Техаса до Колорадо. Потеснив прежде всецело властвовавших там апачей.
- Так и получили команчи свою территорию - Команчерию. И свой заветный билет в первый ряд на арене Дикого Запада. Превратившись в настоящий кошмар для испанцев, мексиканцев и белых американцев.
«Люди» против бледнолицых
Любопытно, что сами себя команчи никогда команчами не звали, предпочитая величаться просто «нуму» — то есть «люди». А вот прозвище «команчи» (в переводе «враги») дали им соседи-индейцы, что тоже изрядно страдали от их постоянных набегов. Иногда доходивших аж до пределов центральной Мексики!
А ведь бледнолицые поначалу над команчами смеялись в голос:
- Ну что за бабы, у них даже бороды не растут!
Как же быстро пришлось извиниться пред команчами.... колонизаторам за свои неосторожные слова
- Мы, нуму, единственные настоящие люди, а земля наша вокруг нас - наша жизнь, - говорил вождь команчей Пета Нокона ("Одинокий странник"). - Мы будем сражаться, покуда дышим, потому что свобода нам превыше всего.
Мастера устрашения
Однако почему же бледнолицые так команчей боялись?
На самом деле, все довольно любопытно. Ибо индейцы эти славились не просто как умелые воины, ночные тени с томагавками. Но еще и слыли настоящими мастерами психологической войны, пыток да устрашений. Нередко с пленными так жестко поступали, что даже самые закаленные в боях ковбои ужасались. И оставление привязанным к камню посреди выжженой пустыни это лишь самое мягкое, что могло ожидать пленника команчей. Впрочем, кое-что на эту тему я уже прежде писал подробно.
Не щадили команчи даже женщин с детьми. Лишь редким светлокожим красавицам удавалось выжить в жестоких руках этих не знавших жалости индейцев - став, понятно при каких обстоятельствах, матерями новых маленьких команчей...
- Враг нам любой, кто встанет на нашу землю без нашего дозволения, - говорили команчи.
Команчи прослыли настоящими мастерами адаптации к новым условиям, почти два века защищавшими свои земли от бледнолицых. Стали искусными дисциплинированными конниками, что умели слаженно атаковать в рассыпном строю. А еще оказались весьма прохаванными торговцами да дипломатами, что умело закупали винтовки у одних белых, дабы обратить это оружие против других.
- Краснокожие кентавры, не знающие жалости волки прерий, - с замиранием сердца звала команчей американская пресса 1850-х годов.
Побежденные голодом
А еще команчи принципиально не ПИЛИ алкоголь. Ибо отлично знали, что дьявольское виски сотворило с другими индейцами. То есть, победить простым спаиванием команчей не получалось у бледнолицых. Зеленый змий, погубивший столько славных индейских племен, оказался совершенно бессилен пред табу команчей.
- Еще одной фирменной фишкой команчей стала их довольно сложная общественная структура. Примерно, та же, по которой царская Россия не могла долго одолеть кавказских горцев в том же XIX-м столетии. Команчи представляли собою хитрый союз кланов без единого беспрекословного лидера, крайне непредсказуемый и умеющий быстро менять тактику.
Команчи умели мастерски играть на противоречиях внутри лагеря самих же бледнолицых. Например, тонко настраивая мексиканцев против американцев. А то и угадывая, кто из командиров американцев между собою ныне ссорится.
- Команчи доблестно сражались против бледнолицых захватчиков аж до самых 1870-х годов. Последнее их крупное восстание возглавил вождь Куана Паркер. Сам, если что, сын белокожей пленницы...
Однако победить мощь команчей белым удалось не столько силой оружия, сколько целенаправленным истреблением истощив их главный ресурс - прежде простиравшиеся до горизонта бесчисленные стада бизонов.
...Природную силу команчей добили голод и болезни... А сегодня в резервациях догорает последний уголек этого некогда грозного индейского племени.