Полюбившиеся зрителю герои "Нежности", уважаемые читатели, запросто могли встретиться через несколько лет. Но картина "Какие наши годы", конечно же, не прямое продолжение судьбы Санджара и его друга, безымянного паренька с гитарой.
Новые герои Таш и Шухрателло в детстве так же гоняли по ташкентским улицам, сплавлялись по Анхору, распевая "У моря, у синего моря..." Они просто близки ментально, оба родом из привольных 60-х.
Фильм "Какие наши годы" Эльер Ишмухамедов снял спустя десять с небольшим лет. И в картине другая реальность. В повестке иные вызовы. Режиссер обратился к сложным темам денег, устройства благополучной жизни и предательства собственных идеалов.
Главный герой нового повествования Ташкент Рахманов. Друзья зовут его просто - Таш. Ему немногим за двадцать, он трудится на автобазе и вполне доволен своей жизнью. Парень вовсе не идеалист, хоть и живет с детства принципами добра и справедливости. Встречается с прекрасной девушкой Томой, но далеко идущих планов не строит: - "Спешить не стоит."
Но жизнь никогда не бывает ровной и гладкой. Обидевшись на неосторожную фразу о преждевременности свадьбы, возлюбленная оставляет его. Покинутый держит лицо, внешне никак не проявляет своих чувств.
Зато дал волю кулакам, столкнувшись с низостью приятеля детства, того самого Шухрателло, спекулирующего дефицитными лекарствами, и угодил в тюрьму. Такая незатейливая, на первый взгляд, киноистория.
Напарник Таша, дальнобойщик Назар, тоже умеет постоять за себя. Но у него совсем другие виды на жизнь. Бесконечно крутить баранку, по его же выражению, шофер не собирается. Он стремится получить высшее образование, пытается поступить на вечернее или заочное отделение. Но в итоге устраивает свое благополучие, женившись на дочери высокопоставленного партийно-хозяйственного функционера.
С одной стороны, Таш рад за приятеля - тот обрел семью. С другой стороны, он понимает, что Назар пошел на сделку с совестью и собственным достоинством.
Нет ничего дурного в свадьбе влюбленных, пусть даже из разных социальных слоев. У Майи и Назарова же иной случай, любви там нет, только обоюдная выгода. Но как бы там ни было, карьера бывшего дальнобойщика быстро пошла в гору, и совсем скоро он пересел на личный автомобиль.
Новую картину Ишмухамедов снял уже в цвете. И очарование черно-белого кино осталось только в фотографиях. А атмосфера 60-х кажется, что исчезла вовсе. Ушел дух вольного праздника и истинного вкуса жизни.
Время подкинуло героям новые вызовы. Режиссер хотел показать, что уходя все дальше от войны, советское общество стремительно теряло единство. Расслоение по принципу благополучия становилось все очевиднее и больнее. И каждый решал этот вопрос в одиночку.
Социальную драму о сложном выборе между честью и деньгами Ишмухамедов снял в общепринятой идеологии советского кино. К сожалению, кинематограф тех лет художественно так и нашел золотой середины. Рост благополучия как-то неизменно связывался с духовными потерями. А ведь стремление хорошо жить так же естественно для человека, как желание любить.
При всей ярко выраженной социальности картина все равно передает неповторимый дух восточного города. Хотя столица Узбекистана конца семидесятых уже сильно отличалась от Ташкента от начала 60-х. Но по-прежнему оставалась многоликим и разноязыким городом.
Кажется, что в новой картине стало меньше легкости, больше грусти, даже какого-то разочарования. Поэтика предыдущих лент вытеснена прозой жизни.
Это вовсе не отрицает мастерства режиссера, не отправляет фильм на задворки. Но подобные картины все-таки нередки. А "Нежность" одна. И "Влюбленные" уникальны. Но обе ленты все равно какими-то незримыми нитями связаны с драмой "Какие наши годы".
Потому сегодня о ней и говорим, потому она тоже дорога зрителю. Картина словно возвращает зрителя к теплым воспоминаниям, ощущению того света и неудержимой радости, что царили на ташкентском Анхоре начала 60-х. Герои новой ленты и на самом деле проплывают под тем мостом, с которого сигали в канал в детстве.
Она дорога, как все старое хорошее кино. И эта ностальгия по советским картинам настоящее явление в обществе. Советский Союз - неотъемлемая часть нашей истории. "И люди помнят то хорошее, что было при СССР," - разве мы не согласны с мудрым режиссером!
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно найдете что-то полезное для себя. Уверена, что фильмы Эльера Ишмухамедова любят многие зрители. В мою личную золотую коллекцию предпочтений они входят тоже.
Приятных просмотров хорошего кино с добрыми и светлыми героями!
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на начало публикации здесь: