Найти в Дзене
Первый ярус

Режиссер Эльер Ишмухамедов: - "Люди помнят то хорошее, что было при СССР." К 45-летию уникальной трилогии

Полюбившиеся зрителю герои "Нежности", уважаемые читатели, запросто могли встретиться через несколько лет. Но картина "Какие наши годы", конечно же, не прямое продолжение судьбы Санджара и его друга, безымянного паренька с гитарой. Новые герои Таш и Шухрателло в детстве так же гоняли по ташкентским улицам, сплавлялись по Анхору, распевая "У моря, у синего моря..." Они просто близки ментально, оба родом из привольных 60-х. Фильм "Какие наши годы" Эльер Ишмухамедов снял спустя десять с небольшим лет. И в картине другая реальность. В повестке иные вызовы. Режиссер обратился к сложным темам денег, устройства благополучной жизни и предательства собственных идеалов. Главный герой нового повествования Ташкент Рахманов. Друзья зовут его просто - Таш. Ему немногим за двадцать, он трудится на автобазе и вполне доволен своей жизнью. Парень вовсе не идеалист, хоть и живет с детства принципами добра и справедливости. Встречается с прекрасной девушкой Томой, но далеко идущих планов не строи
Рустам Сагдуллаев и Ровшан Агзамов в фильме "Какие наши годы". Фото- Яндекс-картинки
Рустам Сагдуллаев и Ровшан Агзамов в фильме "Какие наши годы". Фото- Яндекс-картинки

Полюбившиеся зрителю герои "Нежности", уважаемые читатели, запросто могли встретиться через несколько лет. Но картина "Какие наши годы", конечно же, не прямое продолжение судьбы Санджара и его друга, безымянного паренька с гитарой.

Новые герои Таш и Шухрателло в детстве так же гоняли по ташкентским улицам, сплавлялись по Анхору, распевая "У моря, у синего моря..." Они просто близки ментально, оба родом из привольных 60-х.

Фильм "Какие наши годы" Эльер Ишмухамедов снял спустя десять с небольшим лет. И в картине другая реальность. В повестке иные вызовы. Режиссер обратился к сложным темам денег, устройства благополучной жизни и предательства собственных идеалов.

Елена Цыплакова в роли Томы. Фото- Яндекс-картинки
Елена Цыплакова в роли Томы. Фото- Яндекс-картинки

Главный герой нового повествования Ташкент Рахманов. Друзья зовут его просто - Таш. Ему немногим за двадцать, он трудится на автобазе и вполне доволен своей жизнью. Парень вовсе не идеалист, хоть и живет с детства принципами добра и справедливости. Встречается с прекрасной девушкой Томой, но далеко идущих планов не строит: - "Спешить не стоит."

Но жизнь никогда не бывает ровной и гладкой. Обидевшись на неосторожную фразу о преждевременности свадьбы, возлюбленная оставляет его. Покинутый держит лицо, внешне никак не проявляет своих чувств.

Зато дал волю кулакам, столкнувшись с низостью приятеля детства, того самого Шухрателло, спекулирующего дефицитными лекарствами, и угодил в тюрьму. Такая незатейливая, на первый взгляд, киноистория.

Назар Назаров и Майя Осташенко. Актеры Лембит Ульфсак и Елена Проклова. Фото- Яндекс-картинки
Назар Назаров и Майя Осташенко. Актеры Лембит Ульфсак и Елена Проклова. Фото- Яндекс-картинки

Напарник Таша, дальнобойщик Назар, тоже умеет постоять за себя. Но у него совсем другие виды на жизнь. Бесконечно крутить баранку, по его же выражению, шофер не собирается. Он стремится получить высшее образование, пытается поступить на вечернее или заочное отделение. Но в итоге устраивает свое благополучие, женившись на дочери высокопоставленного партийно-хозяйственного функционера.

С одной стороны, Таш рад за приятеля - тот обрел семью. С другой стороны, он понимает, что Назар пошел на сделку с совестью и собственным достоинством.

Нет ничего дурного в свадьбе влюбленных, пусть даже из разных социальных слоев. У Майи и Назарова же иной случай, любви там нет, только обоюдная выгода. Но как бы там ни было, карьера бывшего дальнобойщика быстро пошла в гору, и совсем скоро он пересел на личный автомобиль.

Новую картину Ишмухамедов снял уже в цвете. И очарование черно-белого кино осталось только в фотографиях. А атмосфера 60-х кажется, что исчезла вовсе. Ушел дух вольного праздника и истинного вкуса жизни.

Время подкинуло героям новые вызовы. Режиссер хотел показать, что уходя все дальше от войны, советское общество стремительно теряло единство. Расслоение по принципу благополучия становилось все очевиднее и больнее. И каждый решал этот вопрос в одиночку.

Назар в семье тестя. Фото- Яндекс-картинки
Назар в семье тестя. Фото- Яндекс-картинки

Социальную драму о сложном выборе между честью и деньгами Ишмухамедов снял в общепринятой идеологии советского кино. К сожалению, кинематограф тех лет художественно так и нашел золотой середины. Рост благополучия как-то неизменно связывался с духовными потерями. А ведь стремление хорошо жить так же естественно для человека, как желание любить.

Фаррух Закиров, художественный руководитель ВИА "Ялла". Фото-Яндекс-картинки
Фаррух Закиров, художественный руководитель ВИА "Ялла". Фото-Яндекс-картинки

При всей ярко выраженной социальности картина все равно передает неповторимый дух восточного города. Хотя столица Узбекистана конца семидесятых уже сильно отличалась от Ташкента от начала 60-х. Но по-прежнему оставалась многоликим и разноязыким городом.

Кажется, что в новой картине стало меньше легкости, больше грусти, даже какого-то разочарования. Поэтика предыдущих лент вытеснена прозой жизни.

Это вовсе не отрицает мастерства режиссера, не отправляет фильм на задворки. Но подобные картины все-таки нередки. А "Нежность" одна. И "Влюбленные" уникальны. Но обе ленты все равно какими-то незримыми нитями связаны с драмой "Какие наши годы".

Назар и Таш на своей автобазе. Фото- Яндекс-картинки
Назар и Таш на своей автобазе. Фото- Яндекс-картинки

Потому сегодня о ней и говорим, потому она тоже дорога зрителю. Картина словно возвращает зрителя к теплым воспоминаниям, ощущению того света и неудержимой радости, что царили на ташкентском Анхоре начала 60-х. Герои новой ленты и на самом деле проплывают под тем мостом, с которого сигали в канал в детстве.

Она дорога, как все старое хорошее кино. И эта ностальгия по советским картинам настоящее явление в обществе. Советский Союз - неотъемлемая часть нашей истории. "И люди помнят то хорошее, что было при СССР," - разве мы не согласны с мудрым режиссером!

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно найдете что-то полезное для себя. Уверена, что фильмы Эльера Ишмухамедова любят многие зрители. В мою личную золотую коллекцию предпочтений они входят тоже.

Приятных просмотров хорошего кино с добрыми и светлыми героями!

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылка на начало публикации здесь: