Свою вторую картину, уважаемые читатели, Эльер Ишмухамедов создал через три года после выхода "Нежности". Атмосфера 60-х и условный переход героев из одного фильма в другой органично соединили кинопроизведения в своеобразную дилогию. Отчасти даже биографическую, в ней использовались моменты из жизни режиссера и актеров.
"Влюбленные" , снятые по сценарию того же Одельша Агишева, продолжение светлого гимна Ташкенту, ода нежной любви и осмысление необходимости счастья в жизни каждого человека. Обычного маленького человека, образ которого всегда занимал умы глубоких художников. Хит "Little Man" Сонни и Шер, звучащий в фильме, возможно как раз и напоминает о естественности любви в душе каждого из нас.
Рустама Сагдуллаева можно смело назвать звездой фильмов Эльера Ишмухамедова. Пареньку было 15 лет, когда он с гитарой наперевес гнал к реке автомобильную камеру, а потом плыл по ташкентскому Анхору. Эпизод в "Нежности" совсем небольшой, но очень атмосферный.
Трудно сказать, почему тогда на главную роль режиссер выбрал другого мальчишку, но амплуа романтического героя абсолютно органично для актерской сути Сагдуллаева. И во второй картине мастера он сыграл уже соло - одного из влюбленных в эту жизнь.
Экранный Рустам совсем еще молодой - год как окончил школу. Об этом парень сообщает отцу, когда случайно сталкивается с ним на улице. Мужчина давно не живет в семье. Понимая, как сильно любит женщина бросившего ее человека, сын поддерживает доброе отцовское имя в глазах матери.
Он весь словно соткан из любви. Так трепетно относится к матери, окружает ее заботой. Рустам как-то совсем не по-юношески мудр и добр. Ему приходится пережить горе, но все равно судьба складывается счастливо.
С его образом связаны самые красивые и сильные сцены. Необыкновенно проникновенна пробежка парня за автобусом, в котором уезжает Гузаль. Он объясняется в любви и добивается свидания с девушкой.
Рустам настоящий лидер и душа молодежной компании. Он восхитительно талантлив, дурачась пародирует популярных певцов, особенно забавно получается перепеть Шарля Азнавура. Легко улаживает конфликты: - "Эдик, не будь фрайером." И подаренная жизнью влюбленность в Гузаль чиста, светла и радостна.
Любовь девушки приходит к нему словно на смену материнской любви. Красивая метафора заключает прекрасный сюжет. Из ажурных ворот, как Мадонна, выходит Гузаль с ребенком на руках.
За такими, только печально-кладбищенскими воротами, скрывается душа мамы героя: - "Я ухожу. И никто не может меня остановить..."
На голове Гузаль белый воздушный шарф, похожий на тот, что носила мать Рустама. Солнечный круг жизни замкнулся в нужной точке.
Совсем иная любовь у его старшего друга Родина. Актеры по воле режиссера играют героев под своими именами. Известно, что настоящее имя Нахапетова, которое дала ему мать при рождении в землянке партизанского отряда - Родина. Позже оно трансформировалось в Родин, далее в привычное Родион.
Для Нахапетова это тоже второй фильм у Ишмухамедова. И опять несчастливая любовь. Хотя, наверное, отсутствие счастья как-то мало совместимо с этим вечным чувством.
Милая девушка Таня, которую так трогательно любит Родин, чувствует, что ее счастье в другом человеке. И не желая обидеть влюбленного в нее Родина, старается выйти из отношений бережно и безболезненно. Наверное, с той же нежностью, о какой сначала поведал Анри Барбюс, а потом рассказал другой герой Нахапетова в картине "Нежность."
Но получилось как получилось. Родин увидел ее на фото с другим, обман вскрылся. В любви так бывает. Девушка не сразу разобралась в собственных чувствах. Не зря же она как-то тихо сказала: - "Я сама себя не знаю." Вины человека нет, что сердце тянется к другому.
Быть обманутым, наверное, все-таки горше, чем отвергнутым. Хотя какая здесь может быть шкала сравнений. Но Родина почему-то очень жалко. Дитя войны, сирота. Так хочется для него счастья.
И здесь взят реальный момент. Из-за болезни мамы Нахапетов часто жил в детском доме. Научился материться, драться и отстаивать свой мир с кулаками. Думается, предыстория экранного Родина была не слаще. Но он тоже вырос хорошим и сильным человеком. В кадре на тумбочке виден диплом "Лучшему вратарю детского дома." И профессию выбрал по-настоящему мужскую - взрывника.
Он видел в Тане родного человека. "Родственников у него много, - говорил он о Рустаме.- Но нужен родной человек". "Как ты,"- прикоснулся он рукой к руке девушки. Родин заслуживает честной и светлой любви. Но не сошлось, свою Гузаль он пока не встретил.
Вот тут и всплыли упомянутые в "Нежности" арбузы. После сумасшедшего танца в кафе Родин попал под ливень. Поскользнувшись на тропинке, скатился в бурную речку. Он начал изо всех сил молотить руками. И вдруг откуда ни возьмись - арбузы. Величаво несущиеся с потоком. Словно намекая ему, попал в беду - не суетись, жизнь помогает сильным, вынесет и тебя на берег.
Картинку с арбузами Ишмухамедов тоже взял из своей жизни. Как-то в молодости спасал унесенные ливнем арбузы. А отец кричал ему: - "Не суетись, сынок..."
Ишмухамедов признавался, что фильм "Влюбленные" снят им в пику западным лентам, где нет любви, только секс. Режиссер хотел показать, что только любовь, это светлое чувство, делает человека чище, лучше и сильнее.
Картина была высоко оценена, что называется, "при жизни". Сразу после ее выхода Эльер Ишмухамедов получил диплом и премию IV Всесоюзного кинофестиваля " За лучшую режиссуру."
Актеры, снявшиеся в картине, получили всесоюзную известность. Знакомство Рустама Сагдуллаева с Родионом Нахапетовым вылилось в представление им молодого узбекского актера режиссеру Леониду Быкову. Тот пригласил его в свой фильм "В бой идут одни старики." И Сагдуллаев на долгие годы стал Ромео советского кино.
И все-таки в глазах зрителей, кто полюбил "Нежность", он навсегда остался героем поэтических лент Ишмухамедова, включая "Какие наши годы". Она вышла через пятнадцать лет после "Влюбленных". Так режиссер замкнул свои выдающиеся кинопроизведения в уникальную трилогию.
Публика и сегодня с нежной признательностью относится к этим картинам. "Ностальгия по советскому кино - она не случайная, "- как утверждает Эльер Ишмухамедов.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных вам возвращений к доброму старому кино! А напоминание об уникальной трилогии узбекского режиссера - в трех частях.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на начало публикации здесь:
Ссылка на окончание ниже: