Найти в Дзене
Первый ярус

Эльер Ишмухамедов: - "Взгляд с реки - это особое восприятие жизни" Режиссер любви и "Нежности"

Фильм "Какие наши годы", уважаемые читатели, культовым не назовешь. Но в памяти зрителя он навсегда остался теплым воспоминанием о светлом советском кино. Режиссер Эльер Ишмухамедов, словно продолжив экранную судьбу героев своих ранних произведений "Нежность" и "Влюбленные", создал своеобразную трилогию. Третий фильм как раз и был снят 45 лет назад - в 1980-м. Черно-белая картина "Нежность" , наполненная воздухом и солнцем Востока, словно вторит полотнам великих импрессионистов. Автор яркого кинематографического слога с оглядкой на мастеров итальянской кино-живописи создал самый настоящий шедевр. Режиссер вспомнил свое ташкентское детство. Как прыгали с моста в Анхор и плавали на баллонах от автомобильных шин. "Взгляд с реки - особое восприятие жизни,"- утверждает Ишмухамедов. Через пятнадцать лет на шумных улицах Ташкента встретились друзья, чье мальчишество так похоже на детство героев "Нежности". И вспомнили свое беспечное время как раз в картине "Какие наши годы". Следу
Художественный фильм "Какие наши годы", 1980 год. Фото - Яндекс-картинки
Художественный фильм "Какие наши годы", 1980 год. Фото - Яндекс-картинки

Фильм "Какие наши годы", уважаемые читатели, культовым не назовешь. Но в памяти зрителя он навсегда остался теплым воспоминанием о светлом советском кино. Режиссер Эльер Ишмухамедов, словно продолжив экранную судьбу героев своих ранних произведений "Нежность" и "Влюбленные", создал своеобразную трилогию. Третий фильм как раз и был снят 45 лет назад - в 1980-м.

1966 год. Фильм "Нежность", дипломная работа выпускника ВГИКа, мастерская профессора Ю.Э.Генина. Фото- Яндекс-фильм
1966 год. Фильм "Нежность", дипломная работа выпускника ВГИКа, мастерская профессора Ю.Э.Генина. Фото- Яндекс-фильм

Черно-белая картина "Нежность" , наполненная воздухом и солнцем Востока, словно вторит полотнам великих импрессионистов. Автор яркого кинематографического слога с оглядкой на мастеров итальянской кино-живописи создал самый настоящий шедевр.

Режиссер вспомнил свое ташкентское детство. Как прыгали с моста в Анхор и плавали на баллонах от автомобильных шин. "Взгляд с реки - особое восприятие жизни,"- утверждает Ишмухамедов.

Через пятнадцать лет на шумных улицах Ташкента встретились друзья, чье мальчишество так похоже на детство героев "Нежности". И вспомнили свое беспечное время как раз в картине "Какие наши годы".

1969 год. Картина "Влюбленные", киностудия "Узбекфильм". Фото - Яндекс-картинки
1969 год. Картина "Влюбленные", киностудия "Узбекфильм". Фото - Яндекс-картинки

Следуя вольной эстетике 60-х, даровитый режиссер и вторую картину "Влюбленные" выписал своим неповторимым почерком, наполнил характерные художественные формы атмосферой и колоритом родного города.

С картиной "Нежность" фильм 1969 года связан концептуально, оба отражают атмосферу того времени через эмоциональное воздействие на зрителя. Кроме того, на экран вернулись актеры, исполняющие роли главных героев в первой картине.

Режиссер Эльер Ишмухамедов на съемках. Фото- Яндекс-картинки
Режиссер Эльер Ишмухамедов на съемках. Фото- Яндекс-картинки

Оценивая дебютную ленту начинающего режиссера, рецензент Георгий Данелия подчеркнул, что дипломная работа Эльера Ишмухамедова заслуживает высшей оценки: - "Режиссер обладает хорошим вкусом. Картина эстетична в хорошем смысле и приятна для восприятия."

Со временем стал совершенно очевиден собственный стиль последователя красивого мирового кино. Для эстетики Ишмухамедова характерна особая , поэтическая манера повествования. При этом так называемый слепок с реальной жизни абсолютно идентичен действительности. Режиссера назвали лидером новой волны в узбекском кинематографе.

Главные герои новеллы "Санджар". Артистка Мария Стерникова в роли Лены. Фото - Яндекс-картинки
Главные герои новеллы "Санджар". Артистка Мария Стерникова в роли Лены. Фото - Яндекс-картинки

"Кино должно быть разным", - утверждает сам мастер. И сегодняшнюю ностальгию по советским фильмам объясняет тоже просто: - "Люди помнят то хорошее, что было при СССР."

Своеобразная трилогия Ишмухамедова как раз и воспевает жизненные ценности, которые равны во все времена. И глядя на экран из наших дней, зритель не чувствует энергии отрицания. Той волны негатива, что захватила вдруг целые народы и в одночасье снесла мир стабильности и уверенности.

Постер фильма. 1966 год.
Постер фильма. 1966 год.

Дебютная лента режиссера сразу берет за сердце. Интуитивно чувствуешь, что на экране большое, настоящее кино. Очарование захватывает с первых кадров. Солнечный город, стремительная река, старинный мостик. Ватага загорелых мальчишек вместе с собачонкой сигает в поток. И на ташкентском канале под японский шлягер начинается какое-то венецианское веселье.

Один из центральных героев, совсем юный Санджар посреди этой летней легкости влюбляется в девушку Лену. Влюбляется так же стремительно, как несет его вдоль прибрежных ив искрящийся на солнце поток. И это воздушно-прозрачная кино-живопись - чистой воды импрессионизм.

Ташкентский школьник Ровшан Агзамов в роли Санджара. Фото- Яндекс-картинки
Ташкентский школьник Ровшан Агзамов в роли Санджара. Фото- Яндекс-картинки

Очарование не отпускает, когда к созерцанию подключается и разум. Видится добротное кино в свободно очаровательной пластике 60-х, где атмосфера бесконечной любви к жизни перекликается с колоритом солнечного Востока.

Собственно, никакого закрученного сюжета в картине нет. Она пленяет духом, стремительностью кадров и одновременной неспешностью созерцания. Герои словно впитывают в себя каждое проявление этого светлого мира.

"Ежедневно, ежечасно в нашей жизни происходят такие события, которые таят в себе неиссякаемый источник поэтичности. Малое, обыденное приобретает особое эстетическое значение как проекция большого социального мира", - так обозначил свое видение ленты в теоретической части дипломной работы Эльер Ишмухамедов.

Родион Нахапетов в роли Тимура. Фото- Яндекс-картинки
Родион Нахапетов в роли Тимура. Фото- Яндекс-картинки

В картине четыре основных героя. Красавица Лена эвакуировалась из блокадного Ленинграда в благодатный Ташкент, будучи ребенком. Больное сердце, как осколочек тех военных лет, частенько тревожит ее. Образ созерцательной девушки посреди восточного шума воспринимается как олицетворение какой-то высокой мудрости.

Наверное, именно этот персонаж скрепляет весь сюжет. Лена притягивает к себе интерес Санджара, держит любовь Тимура, известие о ее нелепой гибели доводит до слез Мамуру.

Структурно картина и делится на три части - "Санджар", "Лена" и "Мамура". Герой первой новеллы только открывает мир. Угловатый пацан пленяет непосредственностью юности и мягкостью первой влюбленности.

Лена совершенно нетипичная для советского кино героиня. Она сама воплощение нежности и какой-то свойственной только ей тишины. Девушка хранит в душе любовь к другу детства и понимает смятение влюбленного в нее мальчишки. Она не может ответить и на взрослое чувство Тимура.

Как раз из уст Лены и прозвучит условный отсыл к картине "Влюбленные" упоминанием о плывущих по реке арбузах.

Замыкает своеобразный триптих всеобщей влюбленности образ юной Мамуры. Компания друзей заваливается в гости к ее бабушке. И сердечко школьницы остановилось при виде Тимура.

В кишлаке у бабушки. Фото- Яндекс-картинки
В кишлаке у бабушки. Фото- Яндекс-картинки

В третьей новелле герой Родиона Нахапетова и пересказывает девочке повесть Анри Барбюса о бесконечной нежности любви. Даже неразделенной. Это произведение когда-то поразило самого режиссера.

В фильме никто не получает отклика на свои чувства. Санджар влюблен в Лену, девушка помнит Андрея, не отвечает взаимностью и Тимуру. И при этом совсем не чувствуется горечи. Свет надежды озаряет весь мир героев.

В финале посреди карнавального веселья чувствительная Мамура поплачет за всех. Ей жалко и себя, и ушедшей из этого мира Лены. И сквозь слезы ее взгляд упадет на улыбку Санджара. Именно он и должен был встретиться ей на празднике жизни. Большой солнечный круг веры и надежды сомкнулся.

Объявление в газете, которое прочитала Мамура. Фото- Яндекс-картинки
Объявление в газете, которое прочитала Мамура. Фото- Яндекс-картинки

Первоначально сценарий имел название "Карнавал." Уроженец Ташкента Одельша Агишев написал его специально для дипломной ленты своего земляка и друга. И только когда съемки закончились, Ишмухамедов увидел, по собственному признанию, что основным образом фильма, определяющим силу его эмоционального воздействия, стала нежность. Так и возникло новое название.

Карнавал в Ташкенте взят не из фантазий создателей. В 50-60-х ежегодно в начале сентября весь город ждал праздника и гулял от души всю ночь. Традиции этой давно нет, она ушла вместе с эпохой.

Девушки в автобусе внимают излияниям Санджара о том, что любовь - это большой обман. Фото-Яндекс-картинки
Девушки в автобусе внимают излияниям Санджара о том, что любовь - это большой обман. Фото-Яндекс-картинки

В картине много ярких значимых моментов и второстепенных персонажей. Но мимолетное появление героя Рустама Сагдуллаева стало символичным. Образ беззаботного мальчишки с гитарой наперевес и стал тем переходящим знаменем, что структурно и художественно реет над своеобразной трилогией.

С той поры актер снимался в каждой картине Ишмухамедова. Он стал настоящей звездой кинематографии режиссера, талисманом его удачи.

Спасибо, с вами было интересно. Продолжение рассказа о трилогии Эльера Ишмухамедова - в следующей публикации.

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылки на продолжение здесь: