Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Поликлиника наркомата нефтяной промышленности и барельефы купеческого сына Рахманова

Знаете, что общего между «домом с колосьями» купца Рахманова на Покровке, о котором я рассказывал прошлой весной, и комплексом «Делового двора» из вчерашней заметки? Я всегда говорил и не устану повторять: самое для меня интересное в московских прогулках – находить незаметные, неочевидные связи совершенно разных домов, совершенно разных историй. Не просто непохожие одно на другое владения одного и того же купца или, предположим, князя, постройки одного архитектора, выполненные в противоположных стилях. А именно когда переплетаются между собой истории, которым ты однажды придал значение. Казалось бы, здесь тоже всего лишь два дома, в оформлении которых участвовал один и тот же скульптор. Но если ты, читая о доме Рахмановых, как будто сроднился с рассказом о том, как сын купца-хлеботорговца создал чудесную лепнину для дома родного отца, а в одном бюсте на его фасаде увековечил образ своей тайной возлюбленной, каждое упоминание его имени будет откликаться воспоминанием той истории. Именно
Оглавление

Знаете, что общего между «домом с колосьями» купца Рахманова на Покровке, о котором я рассказывал прошлой весной, и комплексом «Делового двора» из вчерашней заметки?

Я всегда говорил и не устану повторять: самое для меня интересное в московских прогулках – находить незаметные, неочевидные связи совершенно разных домов, совершенно разных историй. Не просто непохожие одно на другое владения одного и того же купца или, предположим, князя, постройки одного архитектора, выполненные в противоположных стилях. А именно когда переплетаются между собой истории, которым ты однажды придал значение.

Казалось бы, здесь тоже всего лишь два дома, в оформлении которых участвовал один и тот же скульптор. Но если ты, читая о доме Рахмановых, как будто сроднился с рассказом о том, как сын купца-хлеботорговца создал чудесную лепнину для дома родного отца, а в одном бюсте на его фасаде увековечил образ своей тайной возлюбленной, каждое упоминание его имени будет откликаться воспоминанием той истории.

Именно таковы они, калейдоскопы московских историй.

Сегодняшний мой архитектурный герой – один из корпусов «Делового двора», построенного в 1911-1913 годах знаменитым архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым для банкира и промышленника Николая Александровича Второва, о котором я рассказывал вчера.

Его, в отличие от главного здания, обращенного фасадом к Славянской площади, знают не так уж и многие. Он стоит в тихом, немного сонном отнорке Китайгородского проезда – даром что в двух шагах от сохранившегося фрагмента Китайгородской стены и входа в парк Зарядье.

-2

Дом этот был готов уже в 1912 году, и в нем разместились склады «Делового двора». А в 1919-м, после национализации, открылась Объединенная амбулатория ВСНХ СССР. Причем медицине он продолжает служить и по сей день.

(7 фото)

Внешне он не слишком-то напоминает прочие строения вокруг. Причина в том, что в 1934-1936 годах здание было перестроено советским архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным. Тем самым, который в соавторстве с Аркадием Мордвиновым оформил Ленинский проспект

и перестроил Дом московских генерал-губернаторов для Моссовета.

После перестройки дома в нем расположилась поликлиника имени Феликса Эдмундовича Дзержинского Наркомтяжпрома, а в 1950-е годы ей на смену пришла поликлиника Министерства нефтяной промышленности.

А девять замечательных барельефов, составляющих живописный фриз в античном стиле – четыре, повторенных дважды на его фасаде, и один, в трех экземплярах, на торце, создал как раз Иван Федорович Рахманов, скульптор и купеческий сын.

И барельефы эти…

…Памятник триумфу советской медицины и здорового образа жизни

На одном из них показан забор крови у пациента и ее анализ докторами, на втором врачи производят осмотр (есть даже чувство, что это процедура переливания крови от донора на предыдущем барельефе) и измеряют рост некоего ребенка. Третья картина – ода полезности водных процедур и ультрафиолетовая ванна. Четвертая – счастливые физкультурники и не менее счастливая советская семья: мать, отец и двое ребятишек.

(5 фото)

На пятом барельефе, как будто бы стыдливо спрятавшемся за углом – обнаженные красавицы и ребенок, и сложно сказать, что они собой символизируют.

(2 фото)

А вот, как оказалось, специалист в области психологии творчества Юлия Серебренникова нашла «расшифровку» картин Рахманова. По ее мнению, забор и переливание крови «…символизируют кровопролитие – намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью». Весь фриз в целом, по ее мнению, евгеника и господство тела над душой, главенствующая идея того времени. Но круче всего ее комментарий к изображению спортсменов. Теннисистка и футболист – мужское и женское начало в чистых видах, союз Адама и Евы. Семья справа – то, к чему необходимо стремиться, а легкоатлетка по центру… символ бесплодия. Она попирает ногой копье – мужское начало – и метательный диск – женское. Она одинока, а в одиночестве не создать семью и не завести детей. Вот такой «диагноз» от молодой специалистки.

-6

Кстати сказать, создание этого лепного фриза приписывали Вере Игнатьевне Мухиной, автору «Рабочего и Колхозницы». Но документы, предоставленные Российским государственным архивом литературы и искусства, версию опровергли и восстановили справедливость в отношении скульптора Ивана Рахманова.

Как я уже упомянул, здание до сих пор служит медицине. Сегодня в нем находится Центральная поликлиника ФГУ «Национальный медико–хирургический Центр имени Н.И. Пирогова и Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины.

-7
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины, консультативно-диагностический центр, поликлиника для взрослых, Китайгородский пр., 7, корп. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!