Приветствую вас, читатели моего канала ПРИГОДИТСЯ!
Представьте: вы слышите слово "синопсис" и сразу думаете — о нет, это какая-то древняя напасть, вроде сифилиса, от которой русское ухо чихает и краснеет. А "тритмент"? Звучит как модная косметологическая процедура — типичный "treatment" для уставшей кожи или выгорающих волос, где обещают релаксацию, стволовые клетки и вечную молодость.
- Но стоп, не паникуйте и не хватайтесь за антибиотики или ампулы с плазмой!
- Эти термины — не из венерологии или спа-салона, а из мира кино и ТВ. Это инструменты сценаристов, чтобы "заразить" продюсеров своей идеей фильма или сериала.
В этой статье далее разберёмся, что к чему, в ироничном ключе: как не спутать "болезнь сюжета" с "лечением" от скуки.
Поговорим про хитрые инструменты сценаристов, создаваемые для того, чтобы "заразить" продюсеров идеей фильма или сериала, заставить их уши гореть от восторга и кошельки финансистов открыться. И всё это — без единой таблетки, но с затратами собственного времени и знаний. Вооружайтесь!
Синопсис: "Напасть" идей, которая распространяется быстрее, чем вирус в чате
Синопсис — это сжатый, но заразительный пересказ всей истории вашего сценария. Если требуется короткий, то обычно это 1-2 страницы (не путайте с уан пейджером [one-pager] — это одна страничка, но она про другое, подробнее про УАН ПЕЙДЖЕР в МОЕЙ СТАТЬЕ ЗДЕСЬ), где вы выкладываете карты на стол: завязку, повороты, кульминацию и финал с полным разоблачением.
Никаких "а вот дальше — сюрприз!" — продюсер должен сразу ощутить вкус вашего шедевра. Это как экспресс-рентген сюжета: видны герои, их страсти, конфликты и как они эволюционируют (арка персонажа, чтоб не спутать с аркой в парке аттракционов - подробнее про АРКИ ПЕРСОНАЖЕЙ в МОЕЙ СТАТЬЕ ЗДЕСЬ).
Зачем нужны синопсисы? — спросите вы.
Продюсеры барахтаются в океане сценариев, как в бесконечном спаме. Синопсис — ваш лифт-питч на бумаге: зацепить за 60 секунд чтения. Пишется в настоящем времени и от третьего лица, динамично, без лишних диалогов или деталей вроде любимого кофе героя (если только он не ключ к апокалипсису).
Структура синопсиса — как классический триллер:
- Экспозиция: Мир и герой в спокойствии перед бурей.
- Завязка: Что сломало идиллию?
- Развитие: Препятствия множатся, ставки взлетают.
- Кульминация: Взрыв эмоций и действий.
- Развязка: Разрешение — с надеждой или горечью? Всё начистоту.
Ирония?
Синопсис — как та "напасть" в хорошем смысле: он быстро "заражает" читателя энтузиазмом, но без температуры и карантина. Если ваш вариант вялый, идея тихо угаснет в ящике стола, не дойдя до экранов.
Тритмент: "Процедура" для сюжета, которая покоряет уши продюсеров
Тритмент (от английского слова treatment, в переводе — подход, обработка) — это уже не быстрый осмотр, а полноценный "уход" за идеей.
Можно сказать, что тритмент — это расширенный синопсис на 5-40 страниц, где вы углубляетесь в сцены, атмосферу, стиль, персонажей с их тайными желаниями. Вкрапления диалогов, визуальные зарисовки — чтоб продюсер не просто читал, а видел готовый фильм в голове, слышал саундтрек и чувствовал вибрацию от зрительского аплодисмента. Два вида в арсенале:
- Оригинальный: Для внутреннего использования, чтоб отшлифовать идею перед полным сценарием.
- Презентационный: Для питчинга, с упором на "вау" — эмоции, ключевые кадры, тон, который заставит финансистов кивать: "Да, это хит!"
Тритмент — это мостик между искрой синопсиса и полным сценарием.
Режиссёрский тритмент добавляет магию: как снимать, где музыка, какие локации.
В мире красоты "treatment" — это маски и эликсиры для сияния, а здесь — эликсир для идей, чтоб они засияли в глазах инвесторов и ушах продюсеров. Главное — оживили: читатель должен вдохнуть воздух сцены, ощутить трепет героев.
Разница: таблица для быстрого "диагноза"
Взглянем на таблицу и сравним синопсис и тритмент в удобной наглядной форме:
- Синопсис — это "симптомы" истории,
- а тритмент — "уход", который делает её неотразимой.
Как писать: рецепт без лишних осложнений
- Начните с логлайна: Одно предложение сути — "Кто? Чего жаждет? Что стоит на пути?"
- Синопсис: В настоящем времени, с драйвом. Забудьте клише вроде "неожиданный поворот" — опишите его ярко! Проверьте на друзьях: зацепило ли?
- Тритмент: Опишите героев (внешность, мотивы), сеттинг, акты по сценам. Короткие абзацы, эмоции через действия. Шрифт Courier 12, чтоб выглядело по-киношному. Частые промахи: спойлеры в синопсисе — норма, но в тритменте дозируйте для интриги; переизбыток диалогов (оставьте для сценария); отсылки к фильмам ("как в 'Интерстелларе', но с котами") — только если добавляют шарма.
Пример суперкороткого синопсиса (вдохновлено фильмом "Каратэ-пацан"):
"Подросток Дэниел переезжает в Лос-Анджелес и становится мишенью для банды каратистов 'Кобры'. Избитый и сломленный, он обретает ментора (наставника, если кому будет понятнее) в лице Мияги, который учит его побеждать не кулаками, а мудростью. Кульминация — турнир, где Дэниел мстит, но обретает мир".
Фрагмент тритмента (отрывок):
"Сцена 1: Школьный двор под палящим калифорнийским солнцем. Дэниел, новенький с нью-йоркским акцентом, робко флиртует с девушкой из бывшей тусовки 'Кобр'. Внезапно — кольцо из кулаков: удары сыплются, асфальт окрашивается кровью. Камера в хаотичном зуме, саундтрек пульсирует тяжёлым битом. Дэниел корчится на земле, бормочет сквозь слёзы: 'Я не сдамся'."
Зачем это пригодится?
Для начинающих сценаристов и синопсис, и тритмент — пропуск в студии, от Голливуда до наших продакшенов и прокатных гигантов. Конечно, если сама ваша сценарная история хороша и свежа.
Продюсеры не нырнут в 90-120 страниц без "вакцины" в виде синопсиса. Тритмент — ваш козырь для переговоров, чтоб идея не просто зацепила, а покорила уши и сердца финансистов. Даже если вы зритель, а не автор, поймёте, почему ваш любимый сериал "заразил" весь мир.
В общем, синопсис и тритмент — не аптечные радости, а суперсила для историй. Освойте их, питчьте смело — и пусть ваша идея доберётся до экранов, заставив миллионы аплодировать! Поделитесь в комментах: пробовали ли вы "заразить" кого-то сюжетом? А вдруг ваш следующий тритмент — билет на "Оскар". 😏
Кстати, про "Оскар" подробнее: о том, как он начинался, с кем конкрурировал и ка его получить (завоевать) — в моей книге-двухтомнике "С Оскаром и рядом". Найдёте на маркетплейсах и в книжных магазинах. Оба тома — там!
Другие баттлы терминов
Больше баттлов терминов — в моей новой книге "БТ"!
- ISBN: 978-5-0067-1221-8
Про термины — первая книга из этой серии: "Т"!
- ISBN - 978-5-0065-0312-0
Предложение помощи
Если надо отформатировать, отредактировать, перевести или написать сценарий, обращайтесь сюда:
- filmsindevelopment@gmail.com
или
- ol-proservice@yandex.com
Кому нужна помощь в создании книги или сборника —
пишите на имейл, помощь в решении задачи под ключ:
- nechitat.ph@gmail.com
Облако хэштегов
#синопсис #тритмент #сценарий #кино #фильм #сериал #анимация #заказатьсценарий #Т #БТ #книга #новаякнига #заказатькнигу #перевестикнигу #продатькнигу #редактироватькнигу #издатькнигу #нонфикшн #напечататькнигу #нуженавтор #нуженредактор #верстка #дизайн #концепт #верстка #корректура #перевод #публикация #ИздательскийДомНеЧитать #PublishingHouseDoNotRead #ОлегЛубски #OlegLubske #книгоиздание