Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Быть собой в творчестве (заметка)

Очень часто люди, которые ищут себя, свой стиль, пытаются быть другими. Не такими, как они есть. Потому что их взгляд на себя не фиксирует особенности, ведь все в себе ‒ давным-давно обыденно для человека, привычно. Поэтому человек в поиске себя добирает недостающие, как ему кажется, части. Художник изучает других художников и смотрит, чему ему стоит поучиться у них, чего ему не достает. Например, ему дано передавать мир яркими, широкими мазкам, а он себя обучает детализации и академичности. Например, писатель считает, что психологизм скучен другим, поэтому он себя ограничивает в описании внутренней жизни героев и делает упор на действия, хотя ему как раз дан психологизм, как сильная его часть. Или наоборот. Творческие люди часто выискивают референсы в тех особенностях, людях, областях, в которых они не сильны, то есть, силу они видят в ком-то кто смог ее проявить, но в себе - нет. Беда в том бывает, что мы ищем себя и свой стиль, пытаясь добрать что-то другое, чего в нас нет. А задача

Очень часто люди, которые ищут себя, свой стиль, пытаются быть другими. Не такими, как они есть. Потому что их взгляд на себя не фиксирует особенности, ведь все в себе ‒ давным-давно обыденно для человека, привычно.

Поэтому человек в поиске себя добирает недостающие, как ему кажется, части. Художник изучает других художников и смотрит, чему ему стоит поучиться у них, чего ему не достает. Например, ему дано передавать мир яркими, широкими мазкам, а он себя обучает детализации и академичности. Например, писатель считает, что психологизм скучен другим, поэтому он себя ограничивает в описании внутренней жизни героев и делает упор на действия, хотя ему как раз дан психологизм, как сильная его часть. Или наоборот.

Творческие люди часто выискивают референсы в тех особенностях, людях, областях, в которых они не сильны, то есть, силу они видят в ком-то кто смог ее проявить, но в себе - нет. Беда в том бывает, что мы ищем себя и свой стиль, пытаясь добрать что-то другое, чего в нас нет. А задача сосредоточиться на том, какой ты есть, на том, что тебе уже дано: усугубить это, усилить, сделать более контрастным, предъявить.

И в этом и заключается самый сложный психологический затык-блок в творчестве. Ведь там, где мы хотим быть уникальными, индивидуальными, нам опираться не на что толком, мы бессознательно не хотим «как Джоан Роулинг», мы хотим как мы, но блок в нас не дает нам быть как мы, это слишком рискованно/ просто/ а в чем особенность?/ да кому это надо?

Поэтому творчество про смелость, про невроз, которые не оставляет выбора, про зов и зуд - они смывают в нас эти барьеры на «быть собой».

ВДОГОНКУ: Вот, кстати, говорят сегодня "не сравнивай себя с другими" - то есть, это как бы бережность к себе. Но как понять, какой ты, в чем твои особенности, как автора, если ты не сравниваешь себя с другими. Не оттачиваешь себя об других, не учишься четко формулировать, в чем же они - другие, и в чем другой, отличный от них ты.

Сравнивай себя с другими - травмирующий процесс только потому, что мы сравниваем себя не в свою пользу. Другой всегда лучше, особенно, если он общепризнанно лучше. Но этот же процесс становится частью развития, когда ты учишься отмечать кратко и ёмко в чем особенность того или иного автора, в чем заключены его главные характеристики. А потом ищешь подобных и противоположных. Потому что сами по себе мы без сравнения, без обтачивания себя о чужие индивидуальности - редко можем понять, какие же мы.