Найти в Дзене

100 лет ОДК-УМПО – крупнейшему производителю авиадвигателей в России

Оглавление
© ОДК
© ОДК

Столетие отмечает в этом году легендарный производитель авиационных двигателей ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение – предприятие по разработке, производству, сервисному обслуживанию и ремонту газотурбинных двигателей для авиации и нефтегазовой отрасли. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. ОДК-УМПО – предприятие, внесшее значительный вклад в победу СССР в небе Великой Отечественной войны, в становление и развитие реактивной авиации. Предлагаем обзор истории и современных программ уфимского двигателестроения.

Предприятие ведет отсчет своей истории с 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны СССР принял решение о строительстве в Рыбинске на базе авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» завода по производству авиационных моторов. 14 января 1928 года завод № 26 вступил в строй.

Как начиналась история ОДК-УМПО

Корпуса будущего Рыбинского завода № 26 в 1919-1920 годах © ОДК
Корпуса будущего Рыбинского завода № 26 в 1919-1920 годах © ОДК

В 1920-1930-е годы рыбинский завод № 26 успешно освоил несколько типов поршневых авиационных моторов. Начав с М-17, конструкция которых основывалась на немецких чертежах, заводчане приступили к освоению семейства М-100, родоначальником которого был французский мотор фирмы «Испано-Сюиза». Затем конструкторским бюро под руководством Владимира Климова был разработан М-105, ему суждено было стать самым массовым мотором Великой Отечественной. Важнейшую роль в ходе войны сыграл М-105ПФ (пушечный форсированный).

Из телеграммы Сталина и Молотова руководству Рыбинского завода № 26, 1940 год:

«…Нас интересует производство моторов 105, простых и пушечных. Эти моторы нас более или менее приближают к современной технике. Мы хотели бы, чтобы производство «М-105» нарастало изо дня в день…».

А в 1931 году строительство еще одного индустриального гиганта СССР началось в Башкирии. Планировалось, что он будет изготавливать комбайновые моторы. В 1935 году на Уфимском моторном заводе собрали первый такой мотор, сделанный полностью из собственных деталей. Приближение военной угрозы внесло свои коррективы: в 1940 году уфимское предприятие (уже в статусе Государственного союзного завода № 384 НКАП) стало дублером рыбинского и до начала войны выпустило 675 моторов М-105. Так судьбы рыбинцев и уфимцев неразрывно переплелись еще до начала Великой Отечественной войны.

Сборка мотора М-105 © ОДК
Сборка мотора М-105 © ОДК

В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации рыбинского завода в Башкирию. Завод эвакуировался полностью: оборудование, станки, готовые детали и узлы, собранные и частично собранные моторы, чертежи, а также коллектив – рабочие, служащие, их семьи (порядка 50 000 человек, если считать вместе с семьями). Всего было отправлено в глубокий тыл 3 000 железнодорожных вагонов и 25 барж, весь автотранспорт двигался большой колонной.

Уфимский завод № 26 в годы Великой Отечественной войны

Коллектив ОКБ Владимира Климова и директор завода №26 Василий Баландин. 1944 год © ОДК
Коллектив ОКБ Владимира Климова и директор завода №26 Василий Баландин. 1944 год © ОДК

17 декабря 1941 года заводы №26 и №384 были объединены. Объединенное предприятие получило номер головного – № 26. В его составе также работали: эвакуированные из Ленинграда заводы-дублеры №234 (ныне ОДК-Климов, Санкт-Петербург) и №451, частично №219 из Подмосковья (ныне Балашихинский литейно-механический завод), проектное бюро ЦИАМ из Москвы и конструкторское бюро-2 (Москва, Воронеж). Директором завода был назначен Василий Баландин, главным конструктором – Владимир Климов, главным инженером – Петр Лаврентьев, главным металлургом – Михаил Ферин.

Часть новых цехов возводилась буквально в чистом поле. На ходу стелились черновые полы, размечалась планировка. В лютые морозы, доходившие до -40°С и ниже, оборудование с трудом, но работало. Коллектив трудился в тяжелейших условиях.

Предприятие развернуло выпуск различных модификаций авиационных моторов разработки заводского ОКБ под руководством Климова. С 1942 года завод №26 изготавливал самый массовый советский мотор периода Великой Отечественной – М-105ПФ. Он был хорошо вооружен: в полый вал редуктора устанавливалась пушка, в развале блока цилиндров – два пулемета, а также синхронизаторы, которые не давали летчику простреливать лопасти пропеллера своего самолета. В сотрудничестве с разработчиком истребителя «Як» А.С. Яковлевым ОКБ завода № 26 удалось разработать такие параметры мотора, которые обеспечивали боевому самолету улучшенные летные качества, что во многом предопределило достигнутое превосходство нашей авиации над немецкой. С 1943 года в Уфе производятся более мощные ВК-107.

М-105ПФ представлен в музее истории УМПО в двух вариантах: как образец изделия и как мотор боевого самолета. Второй более 60 лет пролежал в болоте в Ленинградской области, где в период войны проходили ожесточенные бои. Из болота мотор достали энтузиасты-поисковики, завод оказал поддержку экспедиции. Центральная часть мотора расколота прямым попаданием снаряда, но его решили не ремонтировать. Как памятник героям фронта и тыла, приближавшим ценою тяжких испытаний и огромных усилий нашу победу, М-105ПФ занимает почетное место в музее объединения. 17 июля 2024 года, в день 99-летия ОДК-УМПО, состоялось торжественное открытие арт-объекта – макета легендарного «Мотора Победы» М-105ПФ – возле стелы «Город трудовой доблести» в Уфе.

Завод № 26 – единственное предприятие в Башкирии, награжденное 2 июля 1945 года орденом Красного Знамени. Этот орден вручается исключительно за боевые действия и заслуги, что приравняло труд моторостроителей к ратным подвигам. За годы Великой Отечественной войны уфимскими моторостроителями было выпущено более 51 000 моторов для истребителей семейства «Як», а также ЛаГГ-3 и бомбардировщиков конструкции Петлякова, Архангельского.

Уфимский моторостроительный завод на службе советской авиации

Михаил Алексеевич Ферин, директор Уфимского моторостроительного завода в 1947-1977 © ОДК
Михаил Алексеевич Ферин, директор Уфимского моторостроительного завода в 1947-1977 © ОДК

Уже первый послевоенный год стал годом коренного перелома в области авиастроения и началом эры реактивной авиации. Уфимский завод одним из первых в отрасли приступил к производству реактивных двигателей РД-10А, применявшихся на одиннадцати типах и модификациях самолетов.

В 1948 году завод начал выпускать принципиально новые турбореактивные двигатели с центробежным компрессором – РД-45Ф, а затем и его модификации – ВК-1 и ВК-1Ф. Они устанавливались на истребители МиГ-15 и Миг-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, бомбардировщики Ту-14, Ту-82 и Ил-28.

С 1955 года в течение 20 лет предприятие серийно изготавливало турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина с осевым компрессором для истребителей семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета.

В начале 1950-х годов предприятие приступило к освоению изделий нового для себя профиля – колонок для многоцелевых вертолетов Ка-15. С тех пор ОДК-УМПО выпускает ответственные узлы для вертолетов. Со временем узлы трансмиссии для Ми-1, Ми-6, а позже и для Ми-26, самого грузоподъемного в мире вертолёта, также стали выпускаться в объединении.

В конце 1960-х годов завод стал одним из первых предприятий Башкирии, где появились станки с числовым программным управлением.

В 1974 году был освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже – Р29-БС-300 для истребителя-перехватчика Су-22.

Венцом советского авиадвигателестроения стало создание АЛ-31Ф – турбореактивного двухконтурного двигателя для истребителя Су-27. Целеустремленность конструктора Архипа Люльки вдохновляла всех, кто принимал участие в создании двигателя.

Освоение газотурбинного двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф в УМПО прошло успешно. Первый Су-27 с уфимским двигателем поднялся в небо в 1982 году. Двигатели семейства АЛ-31Ф стали визитной карточкой предприятия.

С 1980 года объединение производило бесфорсажный турбореактивный двигатель Р95Ш разработки С.А. Гаврилова для штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант – Р195 – обладает низким уровнем инфракрасного излучения, он выпускался объединением с 1988 года. Штурмовики семейства Су-25 с двигателями Р95Ш и Р195 показали высокую боевую живучесть и устойчивость, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе. Двигатель Р95Ш увековечен в скульптурной композиции «Машина времени» в уфимском Сквере моторостроителей.

ОДК-УМПО сегодня и завтра

© ОДК
© ОДК

Сегодня на ОДК-УМПО работают более 26 000 человек. Помимо развития профильного направления, предприятие участвует во всех ключевых проектах Объединенной двигателестроительной корпорации по созданию перспективных двигателей для авиационной и нефтегазовой отраслей, в том числе ПД-14, ПД-8, ПД-35, ВК-650В, ВК-1600В, АЛ-41СТ-25 и др.

Вместе с другими предприятиями ОДК объединение участвует в программе двигателя ПД-14 для отечественного гражданского самолета МС-21. По составу кооперации за уфимским предприятием закреплено более 33% деталей и сборочных единиц двигателя, в том числе рабочие лопатки вентилятора, ротор компрессора высокого давления, разделительный корпус и др. Работа над этим двигателем открыла УМПО дорогу к участию в проекте ПД-8: за ОДК-УМПО закреплено изготовление крупногабаритных отливок промежуточного корпуса и корпусов подшипников, а также отливки переходников для корпуса приводных агрегатов.

Среднемагистральный самолет МС-21 с новейшими отечественными двигателями ПД-14 © ОАК
Среднемагистральный самолет МС-21 с новейшими отечественными двигателями ПД-14 © ОАК

В июле 2024 г. в ОДК-УМПО был открыт новый производственный участок с самым большим в стране горячим изостатическим прессом отечественного производства. Запуск уникального оборудования позволит нарастить выпуск и ускорить процесс изготовления деталей для первых созданных в современной России авиационных двигателей для гражданской авиации ПД-14 и ПД-8 и перспективных силовых установок. Общий объем инвестиций в проект составил более 3 млрд рублей.

«У нас стоят амбициозные задачи по гражданскому авиастроению. Таких газостатов раньше не было в России. Теперь мы становимся полностью импортонезависимыми в части этого технологического процесса», – сказал на открытии производственного участка министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов.

В феврале 2024 г. ОДК-УМПО расширило область действия сертификата Росавиации и получило право на проведение планового капитального ремонта деталей и узлов двигателя ПД-14.

«Документ подтверждает, что в ОДК-УМПО есть все ресурсы для выполнения сертифицированного технического обслуживания деталей и узлов двигателя ПД-14. Это очередной этап развития нового для нас направления в гражданском двигателестроении. С 2020 г. ОДК-УМПО является производителем компонентов ПД-14, теперь мы получили возможность обеспечивать также ремонт узлов нового двигателя», – подчеркнул управляющий директор ОДК-УМПО, председатель Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России Евгений Семивеличенко.

В рамках подписанного в 2021 г. соглашения между ПАО «Газпром», Госкорпорацией Ростех и Правительством Республики Башкортостан о сотрудничестве в области разработки, освоения производства и применения индустриальных двигателей марки «АЛ» создается индустриальный двигатель АЛ-41СТ мощностью 25 МВт.

Двигатель АЛ-41СТ в испытательном цехе ОДК-УМПО © ОДК
Двигатель АЛ-41СТ в испытательном цехе ОДК-УМПО © ОДК

Запуск стендовых испытаний первого опытного образца, разработанного специалистами ОКБ им. А. Люльки – филиала ОДК-УМПО, состоялся 27 декабря 2023 г. Опытно-промышленная эксплуатация первого двигателя проходит с 2024 г. в составе газоперекачивающего агрегата на компрессорной станции «Арская» ООО «Газпром трансгаз Казань». В апреле 2025 г. в ОДК-УМПО прошли стендовые испытания второго опытного образца двигателя АЛ-41СТ-25. Новая газотурбинная установка превосходит существующие аналоги по эффективности: ее расчетный КПД составляет 39,1% с возможностью поэтапного увеличения до 40%. При этом данный показатель у существующих двигателей такого же класса мощности не превышает 38,5%. Оборудование такого уровня в России ранее не производилось.

В испытательном цехе ОДК-УМПО © ОДК
В испытательном цехе ОДК-УМПО © ОДК

Яркий и масштабный современный проект – Производственно-учебный центр (ПУЦ) Ростеха на базе ОДК-УМПО. Это – первая площадка в России, где Госкорпорация Ростех реализует уникальную программу подготовки кадров. Бесплатное обучение в Производственно-учебном центре могут пройти все желающие получить востребованную в двигателестроении профессию: оператор станков с программным управлением, наладчик станков с программным управлением, токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик, контролер станочных и слесарных работ. Кроме того, в ПУЦ занимаются студенты-целевики из региональных колледжей-партнеров предприятия. Для обучения применяется практико-ориентированный подход: 30% времени отведено на получение теоретических знаний, 70% отдано практике. Практические навыки ученики осваивают на современных станках – в ПУЦ Ростеха установлено более 220 единиц новейшего оборудования, в том числе с числовым программным управлением. По итогам 2024 года новую профессию в ПУЦ получили 929 человек по различным направлениям подготовки. В планах на 2025 год – подготовка более 1100 специалистов.

Развитие ОДК-УМПО продолжается – строятся цеха, создаются новые рабочие места, закупается самое современное высокопроизводительное оборудование, внедряются передовые производственные технологии, в контуре объединения ведутся опытно-конструкторские работы по разработке новых изделий и модернизации уже созданных. ОДК-УМПО – это большой и слаженный коллектив профессионалов, преданных делу двигателестроения; предприятие, обладающее длинной, славной историей, устремленное в будущее.