Найти в Дзене
Словесный бардачок

Виды письменности. Часть 2. Как изображать знаки графики?

Ранее я рассказывала о типах языков с точки зрения их грамматического строя. Об этом вы можете почитать по ссылке. А этой статьей мы заканчиваем разговор о видах письменности. И поговорим в этот раз о способах создания письменного текста, независимо от способа связи со звучащей речью (часть 2). Клинопись — древнейшая из известных на сегодня форм письменности, появившаяся во времена шумеров и использовавшаяся на всей территории Месопотамии: аккадцами, вавилонянами, а позже — ассирийцами. Клинописное письмо практиковали также хетты и эламцы. Клинописные тексты хранились в древнейших библиотеках, созданных около I тысячелетия до н. э. Появление клинописи относят к III тысячелетию до нашей эры по времени создания древнейшего памятника шумерской письменности — таблички из Киша (около 3500 г. до н. э.). С появлением силлабем изменился не только сам подход к символам в письменности, новой техники письма требовали и новые носители информации. Клинописные символы выдавливались заостренной пало
Оглавление

Ранее я рассказывала о типах языков с точки зрения их грамматического строя. Об этом вы можете почитать по ссылке. А этой статьей мы заканчиваем разговор о видах письменности. И поговорим в этот раз о способах создания письменного текста, независимо от способа связи со звучащей речью (часть 2).

Виды письменности по способу создания графики

Клинопись

Клинопись — древнейшая из известных на сегодня форм письменности, появившаяся во времена шумеров и использовавшаяся на всей территории Месопотамии: аккадцами, вавилонянами, а позже — ассирийцами. Клинописное письмо практиковали также хетты и эламцы. Клинописные тексты хранились в древнейших библиотеках, созданных около I тысячелетия до н. э. Появление клинописи относят к III тысячелетию до нашей эры по времени создания древнейшего памятника шумерской письменности — таблички из Киша (около 3500 г. до н. э.).

С появлением силлабем изменился не только сам подход к символам в письменности, новой техники письма требовали и новые носители информации. Клинописные символы выдавливались заостренной палочкой или другим острым предметом на мягкой глине, из-за чего приобретали клиновидную форму. Такие стилизованные клиновидные знаки стали упрощенной заменой идеограмм с их изогнутыми линиями. Головка маленьких выдавленных знаков располагалась там, где стилус глубже всего вдавливался в глину.

Клинописную табличку шумеры называли дуб, писца — дуб-сар (тот, кто пишет табличку). Оба слова перешли по наследству к вавилонянам и ассирийцам: «дуб» превратилось в «туппу», а «дуб-сар» – в «тупшарру». Арамеи продолжили традицию, произнося «дуб-сар»/«тупшарр» как «тифсар».

У каждого писца была, конечно, своя манера письма, поэтому при расшифровке клинописных текстов требуется особая сообразительность. Но, несмотря на давность лет, эти тексты изучены лучше многих, созданных гораздо позже. Все дело в надежном носителе информации, хорошо сохранившем для нас древние тексты.

Глиняную табличку с готовым текстом обжигали в печи или сушили на солнце. Благодаря технологии обжига до нас дошли именно глиняные таблички, другие имели меньше шансов на сохранение в веках. Вообще же клинопись использовали и на других материалах: выдавливали на восковых табличках; гравировали на металле; вырезали в скалах и на цилиндрических печатях из агата, оникса, гематита; изображали на стенах зданий.

Подробнее о технологии клинописи читайте в статье 👇

Иероглифы

Первые иероглифы (греч. «священные письмена», букв. «резьба жрецов») появились в Египте в IV-III тысячелетии до н. э., в Династический период, где этот рисуночный знак считался словом бога. В Китае это произошло позже — во II тысячелетии до н. э. Пиктограммы, изображавшие конкретные предметы или действия, постепенно схематизировались и абстрагировались, стали обозначать не только слова, но и отдельные звуки и слоги, а также словосочетания.

Способ создания иероглифов очень сложный. Для овладения каллиграфией нужно усвоить как минимум девять графических элементов иероглифа, порядок и правила их написания, технику нанесения мазков разной толщины тушью с помощью кисточки. Китайская каллиграфия — это не просто чистописание, это целая философия и художественное мастерство. Недаром в Китае в середине прошлого века провели реформу, направленную на упрощение иероглифического письма. Сложная письменность препятствовала распространению массовой грамотности. Так что, если говорить о злободневности темы, эта реформа стала одним из важных шагов к экономическому подъему в стране, ведь грамотность населения — непременное условие экономического развития.

Иероглифы не только упростили, но и сократили их количество. Правда, немного перестарались с реформированием и возникла приличная неразберихи, поэтому кое в чем пришлось пойти на попятную.

Самый большой словарь китайского языка (1994 г.) содержит 85 568 иероглифов. Но, чтобы считаться грамотным, горожанину достаточно знать 2000 знаков.

Автор первого китайского словаря Сюй Шень (I-II вв. н. э.) распределил все китайские иероглифы на 6 категорий (деление на группы весьма условно, но нам важно, что мы видим в этой системе уже знакомые названия):

Пиктограммы— отвечают за «непосредственное представление» (таких рисуночных знаков в китайском очень мало).

Идеограммы— указывают на факты.

Фоносемантический состав (фоноидеограммы) — «форма и звук» языка*.

*Корни, несущие основное лексическое значение, выражались собственно иероглифами, а дополнительное значение — специальными значками (детерминативами). Таких детерминативов было много и в древнеегипетском письме. Они только сопровождали иероглиф, не произносились при чтении, но помогали правильно понять смысл написанного. Например, знак, изображавший две ноги, ставился после всех глаголов движения. Так, слово «дом» передавалось прямоугольником. А в соединении с глагольным детерминативом (две ноги под прямоугольником) этот знак приобретал значение «выходить из дома».

Фонетические заимствования (ребусы) — иероглифы «под вымышленным именем», если я правильно поняла: один иероглиф заменяется другим, близким по звучанию.

«Переворот и разливание» — историческая классификация. Символы с одним этимологическим корнем, но с разным произношением и значением. К примеру, 老лао – «старый» и 考као – «тест».

Корейский хангыль (новое пореформенное название алфавита, сменившее в конце XIX века прежний кунмун) — это отдельная песня, в этом фонетическом консонантно-фонетическом письме буквы группируются в блоки, похожие на иероглифы. Например, слог 한 (хан) состоит из трех частей: ㅎ (h), ㅏ(а) и ㄴ (n). Обратите внимание: это не готовые иероглифы, как в китайском, знаки букв лепятся друг к другу не линейно, а ярусами, причем в известном только корейцам порядке. Логика расположения, конечно, есть. Количество ярусов и порядок расположения букв зависит от начертания гласной. Если в слоге в основе гласной буквы лежит вертикальная черта, слог пишется в два яруса: в верхнем — согласная с гласной, а в нижнем— одна согласная буква. Если же в основе гласной слога лежит горизонтальная черта, слог пишется в три яруса: в верхнем и нижнем — согласные, в среднем — гласная. Вполне можно усвоить.

Руны

Руническое письмо (слово «руна» появилось в XVIIIвеке из нем. Runе — «тайна, секрет»; восходит к голландскому глаголу Runen (верхненем. Raunen) — «шептать», «вести тайную беседу») — письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X-XIII век — в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — даже до XIX века. Причем, как утверждают источники, происхождение рун — из чьего алфавита их позаимствовали германцы — остается неясным. Но есть много совпадений с греческим и латинским алфавитами. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей. Но и после этого тайные знаки не канули в Лету. Они переместилось в неофициальную языческую культуру. Языческие источники беспощадно уничтожались, однако последователям древних язычников кое-что удалось сохранить.

У каждой руны было свое название по принципу акрофонии (т. е. знак был соотнесен с содержанием, со словом, начинающимся на эту букву, как позже и в русском алфавите), но первоначальные названия не сохранились, мы знаем о них лишь по реконструкции. Рунический алфавит называют футарком по первым шести буквам*. Первоначально в нем было 24 символа, но скандинавы сократили традиционный германский алфавит до 16 рун.

* fehu (феху) [f, v] — скот, богатство;

* uruR или uruz (уруз) [u] — зубр; в позднем футарке эта руна передавалась как ür (ур) (нем. Hagel, Schauer — град, ливень);

* þurisaR или þurisaz (туризас) [þ] — великан, демон; такое значение руна имеет в некоторых английских христианских текстах, иногда оно встречалось и в скандинавских письменах, где заменялось на руну þora (тора) в значении «шип»; возможно, хотели избежать ассоциаций с дьявольскими существами из язычества;

* ansuR или ansuz (ансуз) [a] — германский бог Ас;

* raido (райдо) [r] — путь; здесь есть знак d, заимствованный из скандинавских языков; у этого своеобразного d вертикальная линия вверху сгибается влево, а в середине верхней части есть еще и поперечная черта;

* kaunan или kauna (каунан) [k] — точное название этой руны неизвестно; в древнеанглийском языке эта руна означала «факел», в древнескандинавском kaun — предположительно «язва».

Младший футарк — это письмо эпохи викингов, то есть уже более близкой к нам эпохи. Он лишен сакральной функции, свойственной старшему футарку, в надписях на котором применялись заклятья (специальные формулы). Англосаксонские руны, наоборот, выросли в количестве — до 33 знаков и просуществовали до XI века. Конец этому положили норманнские завоеватели, повысившие на Британских островах приоритет французского наречия.

«Старший футарк очень трудно читается. Надписи на нем читаются трудно по разным причинам. Многие просто по техническим: плохо сохранились, потому что восходят к очень древним временам, к эпохе Великого переселения народов. Для тех, которые читаются, первостепенной важностью обладает вопрос, кому они адресованы. Такое впечатление, что надписи старшим футарком предназначались вовсе не людям. Например, часто рунологи находят в могиле камень с рунической надписью, обращенной вниз (предполагается, что люди вообще не зайдут туда, а даже если зайдут, они не увидят надпись)». (Ф. Успенский, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН)

Интересно, что в младших рунах пропадает первое лицо. Если сын ставил памятник отцу, он писал, например, так: «Олаф, сын Сигурда, поставил этот камень в память об отце». На мече или кольце могли написать так: «Меня изготовил такой-то мастер».

Важная особенность рун — в них не было горизонтальных линий и все они имеют угловатую форму, удобную для вырезания на дереве и высекания на камне. Направление письма в руническом письме было в основном слева направо. Но в ранних надписях встречается бустрофедон — способ письма, при котором направление чередуется в зависимости от чётности строки: первая строка справа налево, вторая — слева направо, третья — снова справа налево. При перемене направления буквы писались зеркально. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Для понимания рунического письма, утверждает Ф. Успенский, важен ансамбль — то, что окружает текст: орнамент, в который он помещен, способ расположения текста на носителе и проч. Исследователи обратили внимание, что элементы орнамента, сопровождающего надпись, располагались не случайным, а хитро продуманным образом. Например, руническая надпись часто помещается в руническом змее, на его туловище. И большое значение имеет, куда повернута голова этого змея, на какой элемент в надписи она указывает.

Руны высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости. Позже в качестве основы для рун стали применять бумагу, одежду, кожу животных и другие материалы. Первые руны наносили на мелкие предметы.

Рунические надписи были разнообразного содержания: встречались магические надписи и обращения к богам, но по большей части рунами писались мемориальные надписи. В средневековой Европе существовали рунические календари.

Вокруг рун существует целая разветвленная мифология, много выдумок, в которые я не буду вдаваться, но одно во избежание кривотолков все же отмечу: на территории России тоже находят рунические надписи, но надписи эти сделаны младшим футарком, т. е. это никакие не славянские руны.

Таким образом, если, например, шумерскую письменность одни называют клинописью, а другие идеографией, никакой ошибки тут нет. Да, клинопись шумеров сначала опиралась на идеограммы, позже — на слоговое письмо. То же касается иероглифов. Они могут быть идеографическими, могут быть слоговыми и даже фонологическими. Одно другому не противоречит. Если прочитать обе части статьи, то это становится понятно.

Автор: Софья Мулеева (Романенко)

Спасибо, что добрались до конца статьи! Ваша поддержка укрепляет мою решимость писать дальше.

Больше об истории языка читайте в подборке «Лингвистика. История языка. Этимология».

Если вам нужна редактура или корректура, я на связи в ВК.