Найти в Дзене
Словесный бардачок

Виды письменности. Часть 1. Что изображать в графике?

Я уже рассказывала о типах языков с точки зрения их грамматического строя. А теперь давайте поговорим о типах знаковых систем, заложенных в письменность разных времен (часть 1), и о способах создания письменного текста на протяжении истории (часть 2). Как известно, для общения мы используем два варианта речи: устную и письменную. Письменность появилась позже, она вторична по отношению к устной речи и, в отличие от нее, создавалась искусственным путем. Прежде чем разбирать разные системы письма, нужно определиться, что считать письменностью. Письменность — это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. (Словарь социолингвистических терминов) Письменность — это совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. (Словарь по культуро
Оглавление

Я уже рассказывала о типах языков с точки зрения их грамматического строя. А теперь давайте поговорим о типах знаковых систем, заложенных в письменность разных времен (часть 1), и о способах создания письменного текста на протяжении истории (часть 2).

Как известно, для общения мы используем два варианта речи: устную и письменную. Письменность появилась позже, она вторична по отношению к устной речи и, в отличие от нее, создавалась искусственным путем.

Прежде чем разбирать разные системы письма, нужно определиться, что считать письменностью.

Письменность — это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. (Словарь социолингвистических терминов)
Письменность — это совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. (Словарь по культурологии)

Таким образом, важно понять, что письменность — это

  • одна из форм существования человеческой речи,
  • фиксированный на каком-нибудь носителе с помощью определенных символов текст.

Самой древней системой письма считается шумерская клинопись, сначала идеографическая, а потом и слоговая. Именно она не только обладала своей системой графики, но и передавала именно речевую информацию. Дорожные знаки, например, это тоже определенная знаковая система, язык, но они являются только сигналом для определенных действий или запретом на определенные действия, нельзя назвать это письменностью, т.к. эти знаки не передают речь человека.

По этой же причине нельзя считать письменностью узелковое (предметное) письмо. Узелковое письмо можно назвать письмом только потому, что определенное число узелков на веревке служило сигналом для посвященных, было посланием, т. е. письмом именно в этом смысле. К графике как письменной форме существования человеческого языка этот вид общения отнести точно нельзя. С таким же успехом можно было бы назвать письменностью передачу сигнала бедствия с помощью дыма костра. Все это определенные языки, средства общения, но не письменность.

-2

Виды письменности по типу знаковых систем

Развитие письменного языка продвигалось от начертательного письма (пиктограммы, идеограммы) к фонетическому.

Дневник эскимоса-охотника
Дневник эскимоса-охотника

Пиктография

Пиктография (греч. «нарисованное письмо») — система символов, передающих узнаваемые очертания конкретных предметов. Одним символом обозначался один предмет, естественно, что количество знаков постоянно росло (доходило до 600 и более), поэтому пользоваться таким письмом становилось все сложнее. Да и многое, наверное, зависело от художественных способностей пишущего. Кроме того, со временем возникала потребность фиксировать на письме более сложные сообщения, чем перечисление предметов.

Со временем значки становились более абстрактными, все меньше напоминая изображенный предмет. Так рождалась идеография.

Идеография (с IV-III тысячелетия до н. э.)

Идеограммы могли не только указывать на конкретный предмет, иногда они передавали более абстрактную мысль. Например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма — «зоркость, зрение». Другая особенность по сравнению с пиктограммами — в идеографии («письме понятиями») начинает применяться комбинация символов.

Поначалу пиктография, использовавшаяся в качестве письменности на территории Месопотамии, вполне справлялась со своими задачами: можно было составлять описи ремесленной и сельхозопродукции, вести учет проданного, испорченного, заказанного. Тогда активно росли первые города, масштабы потребления, соответственно тоже. Древнейшие тексты представляют собой именно перечни скота и орудий труда земледельцев. Позже были изобретены знаки, обозначающие числа (черточки — единицы, круги — десятки). Караванщик, например, мог вести учет товаров — кому, сколько и чего привезти. Но развивалась судебная система, издавались указы правителей, делопроизводство требовало письменной фиксации более сложных понятий.

Чем хороши идеограммы — они понятны людям, говорящим на разных языках. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, емкости, закрашенной синим цветом, у ацтеков. Формальные различия есть, но догадаться несложно. Да те же иконки в наших телефонах — это ж современные идеограммы, например, настройки у всех обозначены шестеренкой.

Первый алфавит финикийцев
Первый алфавит финикийцев

Фонографическое письмо

В фонографической («пишу звуки») системе письма знаки (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова: слоги (силлабическое письмо) или звуки (фонетическое письмо). Хорошо развитая идеографическая система письма насчитывает до тысячи знаков. Современные фонографические системы письма — это всего несколько десятков знаков (букв). Самый длинный алфавит — кхмерский, он состоит из 74 знаков, самый короткий алфавит, ротокасский, создан в Папуа-Новой Гвинее, в нем всего 12 букв.

Силлабическое, или слоговое, письмо (со II-I тысячелетия до н. э.)

В середине III тысячелетия до н. э. какой-то гениальный шумерский писец, обладавший недюжинным аналитическим мышлением и умением абстрагироваться, сообразил, что идеограммы можно использовать не только для обозначения узнаваемых на картинке слов, обозначающих предметы, но и для записи звуков. Это стало настоящим переворотом в области письма, оно начало превращаться в слоговое. Как еще, если не по звукам, скажите на милость, можно было записывать, например, имена или географические названия? Так на смену идеограммам стали медленно, но верно приходить силлабемы — знаки силлабического письма, обозначающие слог. Силлабарий, слоговая азбука, включает в среднем от 80 до 120 знаков.

Как и в идеограммах, в силлабическом письме использовалось сочетание знаков. Но уже не для передачи самостоятельной мысли, а для передачи слова. Одним символом в этой системе обозначали один слог. Из сочетания слогов-символов складывалось определенное значение — слово. И это был большой шаг вперед в абстрагировании письма и сближении его с устной речью. Ведь теперь можно было написать о том, что невозможно изобразить картинкой.

Обрадованные возможностью без ограничений передавать мысли в письменной форме, шумеры активно взялись за создание текстов, которые становились все более разнообразными по содержанию и назначению. Идеограммы продолжали использоваться, хотя и довольно редко, но в целом слоговое письмо полностью заменило идеографическое, благо многие шумерские слова не были особо изысканными и состояли из одного слога. Шумерологи отмечают, что в языке шумеров имелось много омофонов, которые должны были записываться одинаково, но звучали по-разному за счет тонов. Так что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных в итоге придумывалось до десятка разных знаков, различающихся не звучанием, а именно значением.

Быстрому продвижению прогрессивного письма мешали олигархи жрецы, ученые писцы и бюрократы. Естественно, им хотелось иметь монополию на власть, чему способствовали темнота и безграмотность ширнармасс, а упрощение системы письменности неминуемо вело к распространению грамотности. Но, препятствуй не препятствуй, прогресс не остановишь.

Ранние слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, эламская, хеттская, урарту, майя, минойская) были не чисто слоговыми, а силлабо-идеографическими.

Вторую группу слоговых систем называют абугида (эфиопское письмо, древние индийские системы санскрита — кхарошти, брахми), такая письменность сложилась на основе вокализации консонантно-звукового письма /пояснение термина будет позже/ (графически обозначались только базовые знаки — согласные; они видоизменялись в сочетании с разными гласными и/или дополнялись всякими лигатурами* и диакритическими знаками, обозначающими гласные). Эта группа сложилась в последние века до н. э.

*Лигатура — знак соединения двух и более графем.

Третья группа слоговой письменности (японская кана, корейская кунмун) выросла из односложных слов-идеограмм, постепенно эти идеограммы стали использоваться для обозначения слогов внутри более длинных слов. Так слова и превращались в слоги. И это уже стало собственно слоговым письмом: для каждой слоговой комбинации создавался свой символ. Время появления — I-II тысячелетия н. э.

Фонетическое (буквенно-звуковое) письмо

Следующей ступенью логически стало чисто фонетическое письмо (его элементы начали появляться еще в идеограммах, потом — в силлабемах), где количество знаков удалось свести к минимуму. Возможности сочетания знаков в фонетическом письме намного возросли по сравнению с предшествующими системами. Например, в слоговой системе при сочетании согласных из разных слогов приходится прибегать ко всяким хитростям типа бесконечных лигатур. Буквенно-звуковое письмо таких трудностей не испытывает. Вот теперь человек, наконец, получает возможность легко передавать любые мысли, пользоваться письменной речью так же свободно, как и устной. Именно появление фонетического письма дало толчок к развитию литературы.

Одна из первых известных нам систем фонетического письма — финикийская, она появилась около XIII века до н. э. и стала родоначальницей большинства современных письменных систем. В основе — консонантный принцип.

Типы фонетического письма:

Консонантное (квазиалфавитное) письмо — обозначаются только согласные. При своем развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные.

Консонантно-вокалическое письмо — обозначаются как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) для одной фонемы».

Продолжение следует.

Автор: Софья Мулеева (Романенко)

Спасибо, что добрались до конца статьи!

Больше об истории языка читайте в подборке «Лингвистика. История языка. Этимология».

Если вам нужна редактура или корректура, я на связи в ВК.