Найти в Дзене
Мир между строк

- Пока я на больничном, будешь выполнять и мою работу без доплаты! - заявила начальница, но через час сама собирала вещи

Анна Леонидовна не сводила глаз с Кати. Прищуренный, цепкий взгляд пронизывал до костей, будто она сканировала мысли своей подчиненной. Катя чувствовала, как начинают подрагивать колени – эта женщина внушала ей смешанные чувства уважения и страха.

– Ты же понимаешь, Катерина, – начальница скрестила руки на груди, откинувшись в своем дорогом кожаном кресле, – что на мне держится все предприятие. Если я заболею, это просто катастрофа.

Катя кивнула, хотя прекрасно знала, что это преувеличение. Анна Леонидовна любила раздувать значимость своей персоны. Да, она была хорошим руководителем, но предприятие могло функционировать без нее пару недель. Для этого существовали заместители и инструкции.

– Мне нужно лечь в больницу на обследование, – продолжила начальница, постукивая наманикюренными пальцами по столу. – Не могу больше откладывать, врач настаивает. Придется тебе взять на себя часть моих обязанностей. Ты ведь справишься?

– Конечно, Анна Леонидовна, – Катя расправила плечи. – Я постараюсь сделать все, чтобы вы не беспокоились.

Тонкие губы начальницы изогнулись в подобии улыбки.

– Вот и замечательно. Завтра я передам тебе все текущие дела и введу в курс. Думаю, не больше трех недель меня не будет.

Катя мысленно прикинула свою и без того плотную рабочую нагрузку. Добавить к ней обязанности начальницы – значит, работать до ночи, а может, и вовсе не уходить с работы. Но отказаться она не могла, это был шанс проявить себя.

– А как же доплата за совмещение должностей? – осторожно поинтересовалась Катя. – По трудовому кодексу...

Анна Леонидовна резко выпрямилась, словно кто-то воткнул ей в спину иголку.

– Какая еще доплата? – в ее голосе звенело возмущение. – Ты в своем уме? Я тебе доверяю важнейшие рабочие процессы, позволяю расти профессионально, а ты думаешь о деньгах?

Катя почувствовала, как краска заливает лицо.

– Пока я на больничном, будешь выполнять и мою работу без доплаты! – отрезала начальница. – Считай это инвестицией в свое будущее. Если справишься – внесу предложение о твоем повышении в конце года.

В голове Кати мелькнула мысль, что конец года еще не скоро, а обещанные повышения часто оставались лишь словами. Но спорить с Анной Леонидовной было бесполезно.

– Я поняла, – она кивнула, стараясь скрыть разочарование.

– Вот и славно. А теперь иди, готовься морально, – начальница взмахнула рукой, давая понять, что разговор окончен.

Катя вышла из кабинета с тяжелым сердцем. В коридоре ее перехватила Светлана из бухгалтерии.

– Ну как? – шепотом спросила она, заглядывая в глаза Кате.

– Как я и думала, – вздохнула Катя. – Анна Леонидовна ложится в больницу, а мне предстоит тащить и свою, и ее работу. Без доплаты, разумеется.

Светлана покачала головой.

– Она всегда так. Помнишь, в прошлом году Ольга из производственного отдела замещала ее? Бедняжка чуть не слегла с нервным истощением, а в итоге даже благодарности не получила.

– Я помню, – мрачно кивнула Катя.

– Так может, откажешься? Скажешь, что не потянешь.

Катя горько усмехнулась.

– И потерять любую надежду на повышение? Нет уж, придется справляться.

– Катюш, ты слишком много на себя берешь, – Светлана заботливо коснулась ее плеча. – Береги себя.

Вечером, вернувшись домой, Катя долго стояла под душем, позволяя горячим струям смыть усталость и раздражение. Выйдя из ванной, она увидела мужа, который колдовал на кухне.

– Ужин готов, – улыбнулся Сергей. – Твой любимый плов.

– Спасибо, родной, – Катя чмокнула его в щеку. – Ты не представляешь, как это кстати.

– Судя по твоему виду, день был не из легких, – Сергей поставил перед ней тарелку. – Что случилось?

Катя рассказала о разговоре с начальницей. Сергей внимательно слушал, не перебивая, только желваки заходили на его скулах.

– Это же форменное безобразие, – возмутился он, когда Катя закончила. – Почему ты согласилась? Совмещение должностей должно оплачиваться, это закон!

– А что мне оставалось делать? – устало вздохнула Катя. – Отказаться и навсегда попасть в немилость? Ты же знаешь, какая она мстительная.

– Знаю, – Сергей нахмурился. – Но и так нельзя. Ты и так работаешь на износ.

– Это ненадолго, – Катя попыталась улыбнуться. – Максимум три недели, а потом все вернется на круги своя.

Сергей покачал головой, но спорить не стал.

Утро выдалось суматошным. Анна Леонидовна вызвала Катю к себе чуть ли не с порога и битый час передавала дела, сыпя указаниями и предостережениями.

– И помни, с директором держись уверенно, не мямли, – наставляла она Катю, собирая документы в папку. – Он чувствует слабину. А если что-то пойдет не так, немедленно звони мне. В больнице, конечно, не разрешают пользоваться телефоном, но для экстренных случаев я всегда на связи.

– Хорошо, Анна Леонидовна, – кивала Катя, пытаясь запомнить поток информации. – Я все сделаю как надо.

– Очень на это надеюсь, – начальница бросила взгляд на часы. – Кстати, сегодня в два часа совещание у директора. Подготовь отчет по второму кварталу и не забудь упомянуть о проекте с «Меркурием».

– Но я не в курсе деталей этого проекта, – растерялась Катя.

– Все материалы в синей папке на моем столе, – отмахнулась Анна Леонидовна. – Просмотришь и разберешься. Ничего сложного.

В этот момент в кабинет постучали. Дверь приоткрылась, и показалась голова секретарши.

– Анна Леонидовна, вас Виктор Иванович срочно к себе вызывает, – сообщила она.

– Сейчас иду, – начальница поднялась. – Катя, продолжим после обеда. А пока просмотри эти документы, – она указала на внушительную стопку бумаг.

Оставшись одна, Катя с тяжелым вздохом принялась изучать документы. Времени до совещания было не так много, а ей предстояло разобраться в незнакомом проекте. Она так увлеклась, что не заметила, как в кабинет вернулась Анна Леонидовна. Но что-то в ее облике заставило Катю насторожиться. Обычно безупречно держащая осанку начальница сейчас выглядела подавленной, даже какой-то сжавшейся.

– Что-то случилось? – осторожно спросила Катя.

Анна Леонидовна медленно опустилась в кресло. Ее руки, обычно уверенно лежащие на столе, сейчас нервно перебирали краешек блузки.

– Ничего особенного, – произнесла она, не глядя на Катю. – Просто... изменения в планах.

– Какие изменения? – Катя подалась вперед.

– Я... меня... – начальница запнулась, что было совсем на нее не похоже. – Меня отстранили от должности. Временно, разумеется.

Катя не могла поверить своим ушам.

– Отстранили? Но почему?

– Виктор Иванович получил анонимное письмо, – Анна Леонидовна говорила тихо, почти шепотом. – Кто-то сообщил, что я... что в моей работе есть серьезные нарушения. Какая-то чушь про откаты и махинации с поставщиками.

– Но это же неправда! – воскликнула Катя, пораженная новостью.

– Конечно, неправда, – Анна Леонидовна подняла глаза, и Катя увидела в них смесь гнева и страха. – Кто-то решил меня подставить. Назначили служебное расследование. До его окончания я отстранена.

– И что теперь? – растерянно спросила Катя.

– А теперь, – начальница резко встала, – мне нужно собрать вещи. К концу дня я должна покинуть кабинет.

– Но кто будет руководить отделом?

– Ты, – коротко ответила Анна Леонидовна. – Виктор Иванович назначил тебя временно исполняющей обязанности.

Катя почувствовала, как у нее перехватило дыхание.

– Меня? Но я же... я не готова...

– А выбора нет, – отрезала начальница. – Ты единственная, кто знает всю работу отдела изнутри. К тому же, у тебя высшее образование и достаточный стаж.

Анна Леонидовна начала выдвигать ящики стола, вынимая личные вещи.

– Так что ты все-таки будешь выполнять мою работу, – она невесело усмехнулась. – Только, в отличие от больничного, неизвестно, сколько это продлится.

– А как же доплата? – вырвалось у Кати.

Анна Леонидовна замерла, затем медленно повернулась к ней.

– А вот с этим вопросом теперь обращайся к Виктору Ивановичу, – в ее голосе звучала горечь. – Я больше не решаю такие вопросы.

Через час Катя сидела в кабинете директора. Виктор Иванович, грузный мужчина с пронзительным взглядом, внимательно смотрел на нее поверх очков.

– Понимаете, Екатерина Сергеевна, ситуация деликатная, – говорил он, постукивая пальцами по столу. – Мне доложили о возможных нарушениях со стороны Анны Леонидовны. Не могу игнорировать такую информацию, сами понимаете.

– Я уверена, что это какая-то ошибка, – твердо сказала Катя. – Анна Леонидовна всегда была безупречным работником.

– Возможно, – кивнул директор. – Для этого и нужно расследование. А пока отдел не может оставаться без руководства. Поэтому я назначаю вас исполняющей обязанности начальника с соответствующей доплатой, разумеется.

Катя удивленно подняла брови.

– С доплатой?

– Естественно, – пожал плечами Виктор Иванович. – Тридцать процентов к окладу на время исполнения обязанностей начальника. Это стандартная практика.

Катя вспомнила утренний разговор с Анной Леонидовной и ее категорический отказ от доплаты. Неужели начальница просто хотела сэкономить на ней?

– Спасибо, Виктор Иванович, – кивнула Катя. – Я постараюсь оправдать ваше доверие.

– Не сомневаюсь, – директор улыбнулся. – У вас репутация ответственного и компетентного сотрудника. И еще, – он понизил голос, – держите ухо востро. Если заметите что-то подозрительное в документах или действиях Анны Леонидовны – немедленно докладывайте мне.

Катя вышла из кабинета директора с противоречивыми чувствами. С одной стороны – неожиданное повышение и доплата, с другой – подозрения в адрес начальницы, к которой, несмотря на все, она испытывала уважение.

Вернувшись в отдел, Катя увидела, что Анна Леонидовна уже почти собрала вещи. Коробка с личными предметами стояла на столе, а сама начальница выглядела постаревшей и уставшей.

– Как прошел разговор с директором? – спросила она, не поднимая глаз.

– Нормально, – осторожно ответила Катя. – Виктор Иванович сказал, что назначает меня исполняющей обязанности. С доплатой в тридцать процентов.

Анна Леонидовна усмехнулась.

– Надо же, – протянула она. – А мне всегда отказывал в повышении зарплаты сотрудникам. Говорил, что бюджет не резиновый.

– Может, ситуация изменилась, – предположила Катя, хотя сама в это не верила.

– Или я просто мешала, – начальница захлопнула последний ящик стола. – Знаешь, Катя, – она наконец подняла взгляд, – я никогда не брала никаких откатов. Да, я бывала жесткой, требовательной, иногда, возможно, несправедливой. Но я никогда не нарушала закон.

В глазах Анны Леонидовны стояли непролитые слезы, и Катя почувствовала укол жалости.

– Я верю вам, – искренне сказала она.

– Спасибо, – начальница вздохнула. – Знаешь, что самое обидное? Что кто-то из своих, из коллектива, написал эту анонимку. Кто-то, кому я, возможно, когда-то перешла дорогу.

– Вы подозреваете кого-то конкретно? – осторожно спросила Катя.

Анна Леонидовна покачала головой.

– Нет. Но если окажется, что обвинения сфабрикованы, я обязательно выясню, кто за этим стоит.

Она взяла коробку с вещами и направилась к двери. У порога остановилась.

– Береги себя, Катя, – произнесла она неожиданно мягко. – В этой конторе никому нельзя доверять. Даже тем, кто улыбается тебе в лицо.

С этими словами Анна Леонидовна вышла, оставив Катю в оцепенении стоять посреди кабинета, который теперь формально принадлежал ей.

Следующие дни превратились для Кати в бесконечный марафон. Она разбиралась с текущими делами, участвовала в совещаниях, координировала работу отдела. На удивление, с должностью начальника она справлялась лучше, чем ожидала. Многие решения, которые раньше казались ей спорными, теперь, когда она видела полную картину, обретали смысл.

Вечером четвертого дня своего нового назначения Катя задержалась допоздна, разбирая старые документы. Виктор Иванович попросил ее внимательно изучить все контракты с поставщиками за последний год, и она методично выполняла это поручение.

Перебирая бумаги в дальнем шкафу, она наткнулась на папку, которой раньше не видела. Внутри оказались копии каких-то договоров, но что-то в них показалось Кате странным. Суммы не сходились с теми, что были в официальных контрактах, которые она уже проверила. А некоторые поставщики вообще не числились в базе предприятия.

– Что за чертовщина, – пробормотала Катя, сравнивая документы.

Продолжая поиски, она обнаружила еще несколько подобных папок. И каждая содержала странные договоры с расхождениями в суммах. Но самое удивительное – везде стояла виза не Анны Леонидовны, а Виктора Ивановича.

Сердце Кати учащенно забилось. Она вспомнила слова директора о подозрениях в адрес начальницы. Неужели он намеренно переводил стрелки, зная, что сам причастен к махинациям? Она решила скопировать наиболее показательные документы, чтобы потом разобраться в них более детально.

Уже почти закончив, Катя услышала звук открывающейся двери. На пороге стоял Виктор Иванович.

– Екатерина Сергеевна? – удивленно произнес он. – Вы так поздно? Что-то случилось?

– Просто разбираю документы, как вы и просили, – Катя постаралась говорить спокойно, незаметно задвигая папки обратно в шкаф.

– Похвальное усердие, – директор прошел в кабинет. – Нашли что-нибудь интересное?

– Пока нет, – соврала Катя. – Все выглядит в порядке.

– Вот как, – Виктор Иванович внимательно посмотрел на нее. – А мне казалось, вы только что просматривали какие-то бумаги с большим интересом.

Катя почувствовала, как по спине пробежал холодок.

– Просто сверяла данные, – она пожала плечами. – Обычная рутина.

– Покажите, что вы там нашли, – директор протянул руку.

Отступать было некуда. Катя медленно достала папку и протянула ее Виктору Ивановичу. Тот бегло просмотрел содержимое, и его лицо потемнело.

– Вот как, – протянул он. – И давно вы копаетесь в старых архивах?

– Я выполняла ваше поручение, – напомнила Катя, стараясь, чтобы голос не дрожал.

– Мое поручение касалось текущих контрактов, а не этих, – директор захлопнул папку. – Вы превысили свои полномочия, Екатерина Сергеевна.

– Я просто пыталась разобраться в ситуации, – возразила Катя.

– В какой именно ситуации? – голос Виктора Ивановича стал жестким.

– В той, из-за которой отстранили Анну Леонидовну, – Катя решила идти ва-банк. – Ведь эти документы доказывают, что она не причастна к махинациям. Здесь везде ваша подпись, а не ее.

Директор долго смотрел на нее, затем вздохнул.

– Я недооценил вас, Екатерина Сергеевна. Думал, вы простая исполнительница, а вы оказались намного проницательнее.

– Значит, Анна Леонидовна была права, – тихо сказала Катя. – Ее подставили.

– Не совсем так, – Виктор Иванович положил папку на стол. – Она слишком много знала и начала задавать неудобные вопросы. Мне пришлось ее нейтрализовать, хотя бы временно.

– А теперь что? – Катя почувствовала, как страх сковывает ее движения. – Нейтрализуете и меня?

– Не говорите глупостей, – директор усмехнулся. – Я не какой-нибудь киношный злодей. Я бизнесмен, который ищет пути оптимизации расходов и доходов. И мне нужны умные сотрудники, которые понимают правила игры.

– Какие именно правила? – осторожно спросила Катя.

– Очень простые, – Виктор Иванович подошел ближе. – Вы забываете о том, что видели, и продолжаете работать как ни в чем не бывало. А я гарантирую вам не только сохранение должности, но и существенное повышение оклада. Скажем, пятьдесят процентов вместо тридцати. Как вам такое предложение?

Катя молчала, лихорадочно обдумывая ситуацию. Директор предлагал ей стать соучастницей, закрыть глаза на явные нарушения. Но если она откажется, что ждет ее? Увольнение? Или что-то похуже?

– Мне нужно подумать, – наконец произнесла она.

– Конечно, – кивнул Виктор Иванович. – Я дам вам время до завтра. А сейчас, – он взял папку со стола, – я, пожалуй, заберу это с собой. Во избежание недоразумений.

Катя кивнула, понимая, что у нее нет выбора. Но Виктор Иванович не знал, что самые важные документы она уже успела сфотографировать на телефон.

Дома Катя рассказала обо всем мужу. Сергей был в ярости.

– Этот мерзавец подставил твою начальницу, а теперь пытается втянуть тебя! – возмущался он. – Нужно идти в полицию!

– Не так быстро, – остановила его Катя. – У нас только копии документов, оригиналы теперь у него. К тому же, это может быть опасно.

– Что же делать? – Сергей в отчаянии развел руками.

– У меня есть идея, – Катя набрала номер Анны Леонидовны.

На следующее утро Катя пришла в кабинет директора с решительным видом.

– Я согласна, – сказала она, как только вошла. – Но у меня есть условия.

– Условия? – Виктор Иванович поднял брови. – Вы в не том положении, чтобы выдвигать условия, Екатерина Сергеевна.

– Я думаю, в том, – Катя положила на стол телефон с открытой фотогалереей. – Здесь снимки всех документов, которые вы забрали вчера. Плюс еще нескольких, которые вы не видели. Копии этих фото есть у моего адвоката, который отправит их в прокуратуру, если со мной что-то случится.

Лицо директора побагровело.

– Вы блефуете, – процедил он.

– Проверьте, – Катя пожала плечами.

В этот момент дверь кабинета распахнулась, и вошла Анна Леонидовна в сопровождении двух мужчин в строгих костюмах.

– Доброе утро, Виктор Иванович, – сказала она с холодной улыбкой. – Позвольте представить вам сотрудников экономической безопасности холдинга. Они очень заинтересовались некоторыми финансовыми операциями нашего предприятия.

– Что за цирк? – директор вскочил с места. – Вы не имеете права врываться в мой кабинет!

– Имеем, – спокойно ответил один из мужчин, доставая удостоверение. – И не только в кабинет. У нас есть ордер на выемку документов и осмотр вашего компьютера.

– Это какая-то ошибка, – директор начал пятиться. – Я ничего противозаконного не делал!

– Об этом мы еще поговорим, – второй мужчина подошел к столу директора. – А пока прошу вас не покидать помещение.

Катя встретилась глазами с Анной Леонидовной. Та чуть заметно кивнула, выражая благодарность.

Через час Виктора Ивановича увели для дачи показаний, а Катя с бывшей начальницей остались в кабинете одни.

– Спасибо, – искренне сказала Анна Леонидовна. – Если бы не ты, мне бы никогда не удалось доказать свою невиновность.

– Я просто делала свою работу, – ответила Катя. – Хотя признаюсь, было страшно.

– Ты поступила смело, – Анна Леонидовна улыбнулась. – И правильно. Знаешь, я была не права насчет тебя. Ты гораздо сильнее, чем я думала.

– А вы знали о махинациях Виктора Ивановича? – осторожно спросила Катя.

– Догадывалась, – Анна Леонидовна вздохнула. – Начала замечать нестыковки в отчетах, задавать вопросы. Видимо, он решил меня опередить.

– И что теперь? – поинтересовалась Катя. – Вы вернетесь на свою должность?

– Разумеется, – кивнула Анна Леонидовна. – Но, – она внимательно посмотрела на Катю, – мне нужен толковый заместитель. Кто-то, кто не боится ответственности и умеет принимать решения. Ты бы не хотела занять эту должность?

– Я? – Катя не могла поверить своим ушам.

– Именно. С соответствующим повышением оклада, разумеется, – Анна Леонидовна улыбнулась. – На этот раз без всяких оговорок.

– С удовольствием, – Катя не скрывала.

Самые популярные рассказы среди читателей: