Найти в Дзене

Современный подоходный налог во Франции: обзорная аналитическая статья на 2025 год

Оглавление
Сгенерировано с помощью ChatGPT
Сгенерировано с помощью ChatGPT

1. Понятие налога: Impôt sur le Revenu (IR)

Подоходный налог во Франции — Impôt sur le Revenu (IR) — представляет собой основной налог на доходы физических лиц. Он регулируется положениями Генерального налогового кодекса Франции (Code Général des Impôts — CGI). Налог взимается с доходов физических лиц, как резидентов (на всемирный доход), так и нерезидентов (на доход из источников во Франции).

Особенностью французской системы является налогообложение не индивидуально, а в рамках налогового домохозяйства (foyer fiscal), что предполагает объединение доходов супругов и, в некоторых случаях, других членов семьи с последующим применением системы долей (quotient familial) для определения налоговой базы и ставки.

К налогооблагаемым доходам относятся:

  • заработная плата и иные доходы от труда;
  • предпринимательская и профессиональная деятельность;
  • инвестиционные доходы (проценты, дивиденды);
  • доходы от аренды и продажи недвижимости;
  • пенсии и аннуитеты.

2. Исторические корни подоходного налога во Франции

Подоходный налог во Франции был введён сравнительно поздно — в 1914 году, накануне Первой мировой войны, в качестве средства финансирования военных расходов. До этого французская фискальная система базировалась в основном на косвенных налогах.

Впоследствии, IR стал важнейшим элементом доходной части бюджета. В 1945 году система была реформирована и приближена к современному виду: введено понятие "семейного коэффициента" и установлены прогрессивные ставки. Реформа 1990-х годов добавила налогообложение капитальных доходов и налогообложение некоторых социальных трансфертов.

С 2019 года Франция внедрила систему удержания налога у источника (prélèvement à la source), существенно модернизировав механизм уплаты IR. Эта реформа сделала систему более гибкой и прозрачной, но также породила новые сложности с точностью расчёта и обязанностями налоговых агентов.

3. Уровень налога и распределение между уровнями власти

Подоходный налог IR относится к национальному уровню налогообложения. Он взимается напрямую государством, при этом поступления направляются исключительно в государственный бюджет, без перераспределения в пользу регионов или коммун.

Однако во Франции действует параллельно налог на жильё (taxe d'habitation) и налог на недвижимость (taxe foncière), которые формируют бюджеты местных органов власти. Таким образом, IR — это строго централизованный налог с национальной компетенцией и юрисдикцией.

Налоговая администрация — Direction Générale des Finances Publiques (DGFiP) — осуществляет контроль, сбор и обработку деклараций, а также надзор за применением льгот и вычетов.

4. Шкала налогообложения и размеры ставок (данные на 2025 год)

Французская система IR базируется на прогрессивной шкале ставок, которые пересматриваются ежегодно с учётом инфляции. На 2025 год действует следующая шкала налогообложения для одной доли (1 part fiscale):

  • До €11 294 — 0 %;
  • От €11 295 до €28 797 — 11 %;
  • От €28 798 до €82 341 — 30 %;
  • От €82 342 до €177 106 — 41 %;
  • Свыше €177 107 — 45 %.

Система quotient familial позволяет разделить налогооблагаемый доход между количеством "долей" в домохозяйстве. Например, супруги с двумя детьми имеют четыре доли, соответственно, каждая часть дохода попадает в более низкий налоговый диапазон. Это снижает эффективную налоговую нагрузку на семьи с детьми.

Вопрос к обсуждению: Должна ли система семейных долей быть сохранена как инструмент социальной политики, или это реликт прошлого, несправедливо распределяющий налоговую нагрузку между домохозяйствами?

Также важно отметить, что с 2023 года введён специальный механизм "rabot" — ограничение эффекта от семейных долей, если экономия на налоге превышает определённый лимит (примерно €1 678 на долю в 2025 году).

5. Льготы, вычеты и преференции для налогоплательщиков

Система IR во Франции предоставляет широкий перечень вычетов (déductions), налоговых кредитов (crédits d'impôt) и специальных режимов:

Основные вычеты:

  • профессиональные расходы (либо по факту, либо forfait 10 %);
  • алименты (pensions alimentaires);
  • взносы на пенсии и страхование.

Налоговые кредиты:

  • за оплату услуг на дому (employé à domicile);
  • за уход за детьми;
  • за установку энергоэффективного оборудования;
  • за инвестиции в стартапы и фонды PME.

Специальные режимы:

  • résidents non habituels — для новых налоговых резидентов, освобождающий от налога на зарубежный доход на 8 лет;
  • режим "micro-BIC" и "micro-BNC" — для предпринимателей с доходом до €77 700 и €35 200 соответственно, предусматривающие фиксированные вычеты.

Налоговая система Франции также предусматривает налоговую скидку (décote) для лиц с низким доходом, чтобы исключить эффект "налоговой ловушки" при переходе на первые уровни шкалы.

6. Роль подоходного налога в бюджетной системе

Подоходный налог является вторым по величине источником доходов государственного бюджета Франциипосле налога на добавленную стоимость (TVA). На 2024 год поступления от IR составили около €90 млрд, что соответствует примерно 19 % общих налоговых доходов государства.

Роль IR в фискальной системе не ограничивается наполнением бюджета. Это важнейший инструмент социальной политики, перераспределения доходов и поддержки семей. Через механизм семейных долей, налоговых вычетов и налоговых кредитов Франция реализует принципы солидарности и социальной справедливости.

Тем не менее, система IR остаётся предметом критики:

  • за её сложность;
  • за высокую предельную ставку в 45 %;
  • за ограниченную эффективность в борьбе с неравенством доходов.

Подходит ли современному обществу столь сложная система расчёта подоходного налога? Или, напротив, её многоуровневая структура — необходимое условие справедливости? — вопрос, вызывающий активные дебаты во Франции.

7. Заключение: между стабильностью и реформами

Подоходный налог во Франции — это комплексный инструмент, объединяющий принципы прогрессии, социальной ответственности и фискальной стабильности. В 2025 году он представляет собой сочетание следующих характеристик:

  • прогрессивная шкала с пятью уровнями;
  • система "семейных долей", смягчающая налоговую нагрузку для семей;
  • обширные вычеты и налоговые кредиты;
  • автоматизация и переход к удержанию у источника.

Будущее IR во Франции, вероятно, будет связано с:

  • дальнейшей цифровизацией системы;
  • упрощением отчётности и расчёта;
  • усилением мер по борьбе с уклонением;
  • возможным пересмотром системы quotient familial.

IR остаётся краеугольным камнем французской налоговой модели — с присущими ей достоинствами и вызовами. И от того, какие решения будут приняты в ближайшие годы, зависит не только эффективность налогового администрирования, но и восприятие социальной справедливости в обществе.

Мы благодарим вас, что дочитали статью до конца. Будем рады почитать в комментариях ваше мнение на данную тематику!

Вам также может быть интересно:

1. Льготы по налогу на имущество в 2025г. - краткий обзор

2. Льготы по НДФЛ: общий обзор

3. Социальные налоговые вычеты: что изменилось в 2025 году?

#налог #подоходныйналог #НДФЛ #налогооблажение #налоговоезаконодательство #налоговыйорган #налоговыевычеты #подоходныйналогФранции #фискальнаясистема #налоговыйконсультант #налоговыйконсалтинг #ФНС

Статья выпущена 11.07.2025 года.