1. Понятие налога: Impôt sur le Revenu (IR)
Подоходный налог во Франции — Impôt sur le Revenu (IR) — представляет собой основной налог на доходы физических лиц. Он регулируется положениями Генерального налогового кодекса Франции (Code Général des Impôts — CGI). Налог взимается с доходов физических лиц, как резидентов (на всемирный доход), так и нерезидентов (на доход из источников во Франции).
Особенностью французской системы является налогообложение не индивидуально, а в рамках налогового домохозяйства (foyer fiscal), что предполагает объединение доходов супругов и, в некоторых случаях, других членов семьи с последующим применением системы долей (quotient familial) для определения налоговой базы и ставки.
К налогооблагаемым доходам относятся:
- заработная плата и иные доходы от труда;
- предпринимательская и профессиональная деятельность;
- инвестиционные доходы (проценты, дивиденды);
- доходы от аренды и продажи недвижимости;
- пенсии и аннуитеты.
2. Исторические корни подоходного налога во Франции
Подоходный налог во Франции был введён сравнительно поздно — в 1914 году, накануне Первой мировой войны, в качестве средства финансирования военных расходов. До этого французская фискальная система базировалась в основном на косвенных налогах.
Впоследствии, IR стал важнейшим элементом доходной части бюджета. В 1945 году система была реформирована и приближена к современному виду: введено понятие "семейного коэффициента" и установлены прогрессивные ставки. Реформа 1990-х годов добавила налогообложение капитальных доходов и налогообложение некоторых социальных трансфертов.
С 2019 года Франция внедрила систему удержания налога у источника (prélèvement à la source), существенно модернизировав механизм уплаты IR. Эта реформа сделала систему более гибкой и прозрачной, но также породила новые сложности с точностью расчёта и обязанностями налоговых агентов.
3. Уровень налога и распределение между уровнями власти
Подоходный налог IR относится к национальному уровню налогообложения. Он взимается напрямую государством, при этом поступления направляются исключительно в государственный бюджет, без перераспределения в пользу регионов или коммун.
Однако во Франции действует параллельно налог на жильё (taxe d'habitation) и налог на недвижимость (taxe foncière), которые формируют бюджеты местных органов власти. Таким образом, IR — это строго централизованный налог с национальной компетенцией и юрисдикцией.
Налоговая администрация — Direction Générale des Finances Publiques (DGFiP) — осуществляет контроль, сбор и обработку деклараций, а также надзор за применением льгот и вычетов.
4. Шкала налогообложения и размеры ставок (данные на 2025 год)
Французская система IR базируется на прогрессивной шкале ставок, которые пересматриваются ежегодно с учётом инфляции. На 2025 год действует следующая шкала налогообложения для одной доли (1 part fiscale):
- До €11 294 — 0 %;
- От €11 295 до €28 797 — 11 %;
- От €28 798 до €82 341 — 30 %;
- От €82 342 до €177 106 — 41 %;
- Свыше €177 107 — 45 %.
Система quotient familial позволяет разделить налогооблагаемый доход между количеством "долей" в домохозяйстве. Например, супруги с двумя детьми имеют четыре доли, соответственно, каждая часть дохода попадает в более низкий налоговый диапазон. Это снижает эффективную налоговую нагрузку на семьи с детьми.
Вопрос к обсуждению: Должна ли система семейных долей быть сохранена как инструмент социальной политики, или это реликт прошлого, несправедливо распределяющий налоговую нагрузку между домохозяйствами?
Также важно отметить, что с 2023 года введён специальный механизм "rabot" — ограничение эффекта от семейных долей, если экономия на налоге превышает определённый лимит (примерно €1 678 на долю в 2025 году).
5. Льготы, вычеты и преференции для налогоплательщиков
Система IR во Франции предоставляет широкий перечень вычетов (déductions), налоговых кредитов (crédits d'impôt) и специальных режимов:
Основные вычеты:
- профессиональные расходы (либо по факту, либо forfait 10 %);
- алименты (pensions alimentaires);
- взносы на пенсии и страхование.
Налоговые кредиты:
- за оплату услуг на дому (employé à domicile);
- за уход за детьми;
- за установку энергоэффективного оборудования;
- за инвестиции в стартапы и фонды PME.
Специальные режимы:
- résidents non habituels — для новых налоговых резидентов, освобождающий от налога на зарубежный доход на 8 лет;
- режим "micro-BIC" и "micro-BNC" — для предпринимателей с доходом до €77 700 и €35 200 соответственно, предусматривающие фиксированные вычеты.
Налоговая система Франции также предусматривает налоговую скидку (décote) для лиц с низким доходом, чтобы исключить эффект "налоговой ловушки" при переходе на первые уровни шкалы.
6. Роль подоходного налога в бюджетной системе
Подоходный налог является вторым по величине источником доходов государственного бюджета Франциипосле налога на добавленную стоимость (TVA). На 2024 год поступления от IR составили около €90 млрд, что соответствует примерно 19 % общих налоговых доходов государства.
Роль IR в фискальной системе не ограничивается наполнением бюджета. Это важнейший инструмент социальной политики, перераспределения доходов и поддержки семей. Через механизм семейных долей, налоговых вычетов и налоговых кредитов Франция реализует принципы солидарности и социальной справедливости.
Тем не менее, система IR остаётся предметом критики:
- за её сложность;
- за высокую предельную ставку в 45 %;
- за ограниченную эффективность в борьбе с неравенством доходов.
Подходит ли современному обществу столь сложная система расчёта подоходного налога? Или, напротив, её многоуровневая структура — необходимое условие справедливости? — вопрос, вызывающий активные дебаты во Франции.
7. Заключение: между стабильностью и реформами
Подоходный налог во Франции — это комплексный инструмент, объединяющий принципы прогрессии, социальной ответственности и фискальной стабильности. В 2025 году он представляет собой сочетание следующих характеристик:
- прогрессивная шкала с пятью уровнями;
- система "семейных долей", смягчающая налоговую нагрузку для семей;
- обширные вычеты и налоговые кредиты;
- автоматизация и переход к удержанию у источника.
Будущее IR во Франции, вероятно, будет связано с:
- дальнейшей цифровизацией системы;
- упрощением отчётности и расчёта;
- усилением мер по борьбе с уклонением;
- возможным пересмотром системы quotient familial.
IR остаётся краеугольным камнем французской налоговой модели — с присущими ей достоинствами и вызовами. И от того, какие решения будут приняты в ближайшие годы, зависит не только эффективность налогового администрирования, но и восприятие социальной справедливости в обществе.
Мы благодарим вас, что дочитали статью до конца. Будем рады почитать в комментариях ваше мнение на данную тематику!
Вам также может быть интересно:
1. Льготы по налогу на имущество в 2025г. - краткий обзор
2. Льготы по НДФЛ: общий обзор
3. Социальные налоговые вычеты: что изменилось в 2025 году?
#налог #подоходныйналог #НДФЛ #налогооблажение #налоговоезаконодательство #налоговыйорган #налоговыевычеты #подоходныйналогФранции #фискальнаясистема #налоговыйконсультант #налоговыйконсалтинг #ФНС
Статья выпущена 11.07.2025 года.