Найти в Дзене
Историк-технарь

Какими автомобилями нам помогли союзники в Великую Отечественную

Темы зарубежной техники в рядах Красной Армии мы уже касались в статье про мототехнику. Будет несправедливым умолчать и о автомобилях, которые поставлялись союзниками в годы Великой Отечественной войны. Моторизация Красной Армии в начальный период боев оставляла желать лучшего, поэтому поставки автомобилей из-за рубежа были очень и очень кстати. Обязательно рассмотрим как грузовые, так и легковые экземпляры, но сначала обратимся к цифрам, которые очень красноречивы К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. При этом стоит отметить, что техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55% машин счита­лись исправными. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени, то есть некомплект был очень существенным – армия за последние предвоенные годы прибавила в численности очень существенно, возросли и ее потребности, промышленность же по
Оглавление

Темы зарубежной техники в рядах Красной Армии мы уже касались в статье про мототехнику. Будет несправедливым умолчать и о автомобилях, которые поставлялись союзниками в годы Великой Отечественной войны. Моторизация Красной Армии в начальный период боев оставляла желать лучшего, поэтому поставки автомобилей из-за рубежа были очень и очень кстати. Обязательно рассмотрим как грузовые, так и легковые экземпляры, но сначала обратимся к цифрам, которые очень красноречивы

Проблема некомплекта

К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. При этом стоит отметить, что техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55% машин счита­лись исправными. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36% от численности штата военного времени, то есть некомплект был очень существенным – армия за последние предвоенные годы прибавила в численности очень существенно, возросли и ее потребности, промышленность же пока не могла удовлетворить полностью резко возросший спрос.

Из открытых источников
Из открытых источников

Основу автопарка Красной армии накануне Великой Отечественной войны составляли грузовые автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА грузоподъемностью в 1,5—2 т, ЗИС-5 и ЗИС-6 грузоподъемностью в 3—4 т. Подробнее о них –ссылка на мою статью ниже.

Все эти машины являлись грузовиками коммерческого типа и использовались в армии в таком же виде, как и в народном хозяйстве без каких-либо конструк­тивных изменений. В отличие от германского Вермахта, к началу войны Красная армия практически не имела автомобилей повышенной проходимости. Последние были представлены полугусеничными вездеходами ГАЗ-60 (В) и ЗИС-22 (ВЗ), созданными на базе все тех же ГАЗ и ЗИС. Однако количество их было крайне невелико.

Такая же ситуация сложилась и с легковыми автомоби­лями. В Красной армии имелись машины трех типов: ГАЗ-А, ГАЗ М-1 и ЗИС-101. Наиболее массовым были знаменитые «эмки» — ГАЗ М-1, семиместные «ЗИСы» использовались для перевозки высшего комсостава (корпус, армия, округ). Все эти автомобили также не были приспособлены для эксплуатации в жестких полевых армейских условиях и обладали низкой проходимостью. Исключе­ние составляли автомобили ГАЗ-61. Это был полноприво­дный (4x4) вариант «эмки», созданный специально для ар­мии. Однако количество изготовленных машин было очень небольшим. За более подробной информации –также ссылка на мою статью ниже

Еще больше проблем возникало со специальными ма­шинами — бензо- и водомаслозаправщиками, автоцистер­нами, ремонтными летучками (походными мастерскими на шасси автомобилей). Производство таких машин на заводах промышленности было невелико — например, в 1940 году при плане в 2 тыс. бензозаправщиков на шасси ЗИС-5 и 150 водомаслозаправщиков на шасси ЗИС-6 были изготовлены всего 155 и одна (!) машина соответственно. Поэтому обе­спеченность, например, механизированных корпусов за­правщиками колебалась в пределах 7—40%. По Западному Особому военному округу средняя укомплектованность танковых частей водомасло- и бензозаправщиками состав­ляла 15%.

Считалось, что весь этот огромный некомплект в случае начала военных действий будет восполнен за счет поступле­ния автомашин из народного хозяйства, то есть по мобили­зации. Однако в результате поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеря­ла 159 тыс. автомобилей (58,3% от первоначального соста­ва). Эти потери и пришлось восполнять за счет мобилиза­ции (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автома­шин), а некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений.

Раскрытие ящика с комплектом рам и агрегатов импортных грузовиков, поступивших по ленд-лизу. Автомобиль еще предстояло собрать. Из открытых источников
Раскрытие ящика с комплектом рам и агрегатов импортных грузовиков, поступивших по ленд-лизу. Автомобиль еще предстояло собрать. Из открытых источников

Что касается промышленных поставок автомобилей для армии, то с началом войны производство их стало быстро сокращаться, так как часть заводов была вынуждена эваку­ироваться в глубокий тыл, а часть полностью или частично переключалась на выпуск иных видов боевой техники. Так, Московский автомобильный завод (ЗИС) в октябре 1941 года значительную часть своего оборудования и рабочей силы эвакуировал на Урал, прекратив на некоторое время вы­пуск машин. Горьковский автомобильный завод в начале войны был частично переведен на выпуск танков и также сократил производство автомобилей. Все это привело к сни­жению поставок автомобилей в армию. Однако начиная с 1942 года производство автомобилей стало постепенно увеличиваться. Во второй половине 1942 года ЗИС на базе оборудования, оставшегося в Москве, восстановил, хотя и в небольших размерах, производство автомобилей и до конца года отправил в армию более 500 машин. В дальней­шем поставки этого завода непрерывно возрастали.Всего же за годы Великой Отече­ственной войны Красная армия получила от промышлен­ности 162,6 тыс. автомобилей. Около 55% всех грузовых машин были поставлены Горьковским автомобильным за­водом.

Сколько было поставлено союзниками

В таких условиях было логичным, что одной из самых основных статей поставок от союзников стала автомобильная техника. Уже в конце 1941 года начались поставки в СССР автомоби­лей по ленд-лизу, возраставшие год от года и ставшие основ­ными для действующей Красной армии. За годы войны в нашу страну поступило 477 785 американских, канадских и английских автомобилей.

Следует отметить, что значительная часть импортных автомашин была повышенной проходимости, благодаря че­му они успешно использовались для буксировки орудий и для установки на них вооружения гвардейских миномет­ных частей.

Однако существенным недостатком было то, что двигатели импортных автомоби­лей для того времени имели относительно высокую степень сжатия и потому были очень чувствительны к качеству то­плива. На низкосортном советском бензине они работали с детонацией, что служило причиной быстрого выхода мо­торов из строя. Несколько в лучшем положении находились двигатели «студебекеров», имевшие меньшую степень сжа­тия: 5,6 против 6,1—6,75 у других машин. В 1942 году бензин начали этилировать, что в значительной степени позволило избавиться от детонации. Но низкосортное топливо про­должало разрушать масло в картере, и долговечность им­портных двигателей оставалась невысокой.

В целом парк импортной автотехники был очень разнообразным и основными были поставки грузовой техники. Но были и легковые, предлагаю остановиться на них.

Bantam BCR40 на испытаниях в английской армии. Из открытых источников
Bantam BCR40 на испытаниях в английской армии. Из открытых источников

Одним из первых Красная армия получила легковой ав­томобиль повышенной проходимости Bantam RC. Эта ма­шина была разработана в 1940 году фирмой American Bantam Car Company в рамках конкурса, проводившегося армией США. Как и конкуренты Willys и MB Ford GPW, автомобиль Bantam RC имел колесную формулу 4x4 и открытый цель­нометаллический бездверный кузов с брезентовым тентом и боковинами. Серийно этот первый американский джип производился в 1940—1942 годах, за это время было изго­товлено 2675 машин. Большинство из них поступили по ленд-лизу в Великобританию и Советский Союз. Первые машины этой марки появились на советско-германском фронте осенью 1941 года в период битвы за Москву и не­плохо зарекомендовали себя, несмотря на маломощный (48 л.с.) двигатель и слабый рулевой механизм. Солдаты на­зывали их «бантиками». Впоследствии они встречались в Красной армии вплоть до конца войны. Но все это были машины из первых поставок: недостаточные производ­ственные мощности фирмы не позволили ей развернуть массовое производство.

Знаменитый «Виллис»

Иначе сложилась судьба у машины, разработанной в 1940—1941 годах американской фирмой Willys-Overland Inc. в рамках требований к легкому командирско-разве­дывательному автомобилю. Под названием «Виллис» ей суждено было стать самой известной автомашиной Второй мировой войны.Армейский многоцелевой полноприводный автомобиль Willys МА представлял собой базовую серийную модель, вы­пущенную в 1941 году небольшой партией в 1500 экземпля­ров. Машина имела колесную формулу 4x4, открытый цель­нометаллический кузов с брезентовыми тентом и боковина­ми вместо дверей, четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2199 см3, однодисковое сухое сцепление, трехсту­пенчатую коробку передач, двухступенчатый демультипли­катор, гипоидную главную передачу, подвеску на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортиза­торами и гидравлические тормоза. Модернизированный и самый массовый вариант Willys МВ имел несколько боль­шие габариты и массу. Однако производственных мощностей фирмы Willys-Overland Inc. было недостаточно для удовлет­ворения нужд армии, поэтому к выпуску машины подключи­лась фирма Ford Motor Со. Вариант Ford GPW отличался Willys МВ формой и расположением ряда второстепенных деталей кузова.

Партия "Виллисов" готова к поставке. Из открытых источников
Партия "Виллисов" готова к поставке. Из открытых источников

В Красную армию «виллисы» поступали с лета 1942 года и сразу нашли широкое применение в первую очередь в ка­честве командирских машин и тягачей 45-мм противотан­ковых пушек. В СССР «виллисы» чаше всего прибывали в полуразо­бранном состоянии в ящиках. Сборкой их в основном за­нимался один из заводов в Коломне. Всего до конца войны нам было поставлено 50 501 машина.

С 20 мая по 10 июля 1943 года несколько машин прохо­дили испытания в Кубинке и показали себя очень хорошо. Максимальная мощность «виллисов» по американскому стандарту при рабочем объеме 2199 см3составляла 60 л.с., на испытаниях в СССР — не более 56,6 л.с. Предельный крутя­щий момент двигателя — 14.52 кГм (на испытаниях у нас — 14 кГм) — относительно большой, что предопределяло хо­рошие динамические качества. Степень сжатия 6,48 — обычная для того времени на Западе, была достаточно высокой для условий отечественной эксплуатации. Нор­мальная работа двигателя была возможна только на бензине с октановым числом не ниже 66 (возможно, что и «недобор» мощности был обусловлен низкокачественными ГСМ). Применение низкокачественных бензинов и масел вело к резкому сокращению срока службы на фронте порой до 15 тыс. км пробега. Большое количество поставленных по ленд-лизу джипов было загублено не вражескими минами, а неправильной эксплуатацией — очень много поломок происходило из-за несвоевременной смазки или использо­вания масел, смертельных для заокеанской техники. По этой причине некоторые утверждали, что наш ГАЗ-67 на­дежнее. Он легко сносил многие трудности связанные с эксплуатацией и в отличие от «Виллиса», надежно работал на самом низкосортном бензине.

К преимуществам автомобиля «Виллис» относились: большая скорость движения и хорошая приемистость, ма­лые габариты, обеспечивавшие легкую маскировку, хоро­шая маневренность благодаря малому радиусу поворота и удовлетворительной проходимости.

"Виллисы" "запрягали" транспортировать легкую артиллерию. Но для этих целей они, конечно, не были предназначены. Из открытых источников
"Виллисы" "запрягали" транспортировать легкую артиллерию. Но для этих целей они, конечно, не были предназначены. Из открытых источников

Применение автомобиля «Виллис» в боевых условиях показало, что как командирская и разведывательная маши­на он вполне отвечал своему назначению, но для работы в качестве артиллерийского тягача вследствие недостаточ­ной мощности не подходил. Тут уже были необходимы грузовые машины и тягачи, которые, несомненно, заслуживают отдельной статьи