Найти в Дзене
Историк-технарь

Советские грузовики, ковавшие Победу

Оглавление

Предыдущая статья целиком была посвящена легковым автомобилям, служившим на фронте Отечественной войны. Но еще большую роль играли советские грузовички, о чем и пойдет речь ниже. И начнем мы, конечно, с «полуторки».

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-АА

Из открытых источников
Из открытых источников

Автомобиль создан на базе американского грузовика «Форд-АА» образца 1929 г. Он имел простую и техно­логичную конструкцию, удобную как в эксплуата­ции, так и в техническом стальную штампованную раму, к которой с помощью рессор присоединялись передняя и задняя оси. Установленный в передней части рамы двигатель с рабочим объемом 3285 см3 при 2200 оборотах в минуту развивал мощ­ность 40 л.с. Благодаря низкой степени сжа­тия (4,2) двигатель мог работать на любом сорте бензина, а в жаркую погоду — на керо­сине. Двухместная закрытая кабина первона­чально изготавливалась из дерева, однако вскоре было освоено производство металли­ческой кабины. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг (отсуюда и пошло название «полуторка») была снабже­на тремя открывающимися бортами. При не­обходимости здесь могли быть установлены поперечные съемные сиденья для перевозки мотострелков или расчетов буксируемых ар­тиллерийских орудий.

Автомобиль обладал достаточно высокой проходимостью по грунтовым дорогам. При движении по шоссе он мог развивать скорость до 70 км/ч, при этом удельный расход топли­ва на 100 км пути составлял около 20,5 л. Бла­годаря относительно небольшой осевой на­грузке грузовики ГАЗ-АА при движении колонной в минимальной степени разруша­ли дорожное покрытие и могли двигаться по мостам с низкой несущей способностью.

Одной из важных особенностей конструк­ции ГАЗ-АА было то, что при его производстве дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме. Большинство же деталей изготавлива­лись из чугуна и низкосортной стали.

ГАЗ-АА были основным транспортом «дороги жизни», спасшей Ленинград. Из открытых источников
ГАЗ-АА были основным транспортом «дороги жизни», спасшей Ленинград. Из открытых источников

Автомобиль выпускался серийно с января 1932 г. до 1938 г. на Горьковском автозаводе. На Московском заводе им. КИМа, кроме того, производилась его сборка из деталей, постав­ляемых из Горького. Наряду с созданным на его базе грузовиком ГАЗ-ММ в предвоенные годы он являлся самым массовым грузовиком Красной Армии. По состоянию на 20 июня 1941 г. в Красной Армии числилось 151 100 ма­шин этого типа.

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-ММ

Из открытых источников
Из открытых источников

В 1938 г. в связи с освоени­ем производства нового двигателя ГАЗ-М мощнос­тью 50 л.с. для легкового ав­томобиля ГАЗ-М1 было при­нято решение установить этот двигатель и на грузо­вой автомобиль ГАЗ-АА, проведя модерниза­цию этого грузовика.

Модернизированный грузовик, получив­ший обозначение ГАЗ-ММ, кроме более мощ­ного двигателя имел более совершенный ру­левой механизм, усиленное крепление задних рессор и другие менее существенные измене­ния. В таком виде грузовик выпускался до на­чала Великой Отечественной войны, когда его конструкция была предельно упрощена. В первую очередь в связи с прекращением по­ставки с южных металлургических заводов тонкого стального листа с высокими харак­теристиками по штампуемости, металличес­кая кабина была заменена деревянной с бре­зентовым верхом без дверей, вместо штампованных крыльев монтировались Г-образные крылья, изготавливавшиеся методом гибки и сварки. На автомобиле перестали ус­танавливать передние тормоза, передний бу­фер и правую фару. У грузовой платформы от­крывающимся был только задний борт.

Военная модификация грузовика имела обозначение ГАЗ-ММ-В.

«Полуторки» ГАЗ-ММ на одной из станций под Сталинградом получают топливо с эшелона (Донской фронт, зима 1942—1943 годов).ЗАметна упрощенность конструкции — с гнутыми крыльями, одной фарой и брезентовыми клапанами вместо дверей. ИЗ открытых источников
«Полуторки» ГАЗ-ММ на одной из станций под Сталинградом получают топливо с эшелона (Донской фронт, зима 1942—1943 годов).ЗАметна упрощенность конструкции — с гнутыми крыльями, одной фарой и брезентовыми клапанами вместо дверей. ИЗ открытых источников

Однако упрощение конструкции ГАЗ-ММ не повлекло за собой ухудшения его характеристик. Неизменными остались высокая про­ходимость, надежность, простота техническо­го обслуживания и ремонта. В годы войны этот автомобиль использовался не только для переброски войск и грузов, но и в качестве шасси для установки 37-мм и 25-мм зенитных пушек и счетверенных зенитных установок пулеметов «Максим» (4М). Кроме того, в годы войны на шасси этого грузовика вы­пускались санитарная машина ГАЗ-55 и са­мосвал ГАЗ-410. Выпускалась также газоге­нераторная модификация этого автомобиля ГАЗ-43, которая вместо бензина работала на деревянных чурках.

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-ААА

Из открытых источников
Из открытых источников

Грузовой автомобиль ГАЗ- ААА являлся самой массо­вой моделью среди других автомобилей повышенной проходимости, состоявших на вооружении Красной Ар­мии. Всего за десять лет производства было выпущено 37 373 машины. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модифика­цию грузовика ГАЗ-АА. Конструкторы заме­нили задний ведущий мост двухосной тележ­кой. Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удель­ное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно по­высило проходимость автомобиля по просе­лочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей «Оверолл». При движении по шоссе автомобиль развивал скорость 65 км/ч и с полной нагрузкой мог преодолевать подъем в 27°.

Автомобиль выпускался на Горьковском ав­тозаводе с 1934 по 1943 г. С началом войны его конструкция была существенно упрощена в целях снижения трудоемкости и стоимости производства, однако эксплуатационные каче­ства остались без изменения.

Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволяв­ший транспортировку дивизионной артиллерии. По этой причине авто­мобиль использовался в основном для пере­возки войск и грузов.

Машины ГАЗ-ААА с 76-мм пушками на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года. Из открытых источников
Машины ГАЗ-ААА с 76-мм пушками на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года. Из открытых источников

Шасси автомобиля ГАЗ-ААА использова­лось для производства средних бронеавто­мобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193 и других специальных машин. В частности, на нем монтировалась первая со­ветская серийная радиолокационная стан­ция РУС-2.

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЗИС-5

Один из главных героев войны, которого вы всегда увидите в военных фильмах. Выпускавшийся с 1933 г. Московским автозаводом м. И.В. Сталина грузовой автомобиль ЗИС-5 в предвоенные годы и во время войны широко использовался в качестве транспортного ав­томобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин. Всего перед началом войны в армии исполь­зовалось более 104 200 автомобилей этого типа.

Из открытых источников
Из открытых источников

Двигатель, металлическая двухместная ка­бина и деревянная платформа грузоподъем­ностью 3т у автомобиля ЗИС-5 смонтирова­ны на эластичной раме, которая при движении по пересеченной местности рабо­тала как рессора.

На ЗИС-5 устанавливался шестицилиндро­вый карбюраторный двигатель с нижним рас­положением клапанов. Рабочий объем двига­теля 5555 см3, его мощность состав­ляла 73 л.с.

Двигатель легко запускался в холодную погоду и работал на любом сорте бензина. Запуск двигателя. Запас хода по топли­ву при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе автомобиль был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. ЗИС-5 мог преодолевать подъемы крутизной до 12°, рвы шириной до 0,5 м, брод с твердым покрытием глубиной до 0,6 м. По проходимости он лишь ненамного уступал полноприводным автомобилям и мог успеш­но эксплуатироваться на размокших грунто­вых дорогах.

На грузовой платформе с тремя откиды­вающимися бортами можно было перевозить груз весом до 3 т. Здесь же после установки съемных сидений можно было разместить до 25 человек. Для буксировки прицепа весом до 3,5 т автомобиль имел соответствующее при­цепное устройство.

Как и на всех советских грузовиках того времени, на ЗИС-5 применялось однопровод­ное электрооборудование напряжением 6 вольт с положительным выводом аккумуля­торной батареи на корпус. Источником элек­троэнергии являлись генератор постоянного тока мощностью 80 ватт и стартерная акку­муляторная батарея.

Автомобиль ЗИС-5 выпускался до 15 октяб­ря 1941 г., когда Московский автозавод ЗИС был остановлен и началось перебазирование его цехов на Восток. Уже в апреле 1942 г. в Уль­яновске и Миассе было начато производство военной модификации ЗИС-5В, имевшей пре­дельно упрощенную конструкцию военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка.

На ЗИС-5В устанавливались деревянная кабина, сварные Г-образные крылья, деревян­ная грузовая платформа с одним открываю­щимся бортом, металлические подножки были заменены деревянными, на части авто­мобилей этой модификации вместо эбонито­вых рулевых колес установлены рулевые ко­леса с деревянной обшивкой. Принятые меры позволили сэкономить на каждой машине почти 124 кг металла, что с учетом многоты­сячного производства грузовиков имело ог­ромное значение в трудное военное время.

1943 год, Белгородская область: грузовики ЗиС-5В буксируют зенитные пушки 61-К по улице разрушенного села Казацкое. Из открытых источников.
1943 год, Белгородская область: грузовики ЗиС-5В буксируют зенитные пушки 61-К по улице разрушенного села Казацкое. Из открытых источников.

ЗИС-5 и его военная модификация ЗИС-5В отличались высокой надежностью и просто­той технического обслуживания и ремонта. В их агрегатах и узлах применялись резьбовые соединения с ограниченной номенклатурой резьбы (до 10 размеров). Благодаря этому при необходимости их можно было разбирать и собирать в полевых условиях с использовани­ем минимального набора инструментов.

В годы войны ЗИС-5В выпускался на автоза­водах в Ульяновске и Миассе, с июня 1942 г. было начато его производство и на Московском ав­тозаводе ЗИС. Всего с мая 1942 г. по май 1945 г. было выпущено около 83 000 этих машин. На основе шасси ЗИС делались легендарные «Катюши».

ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЗИС-42

В предвоенные годы в СССР широким фронтом проводи­лись опытно-конструкторс­кие работы по созданию вез­деходных полугусеничных машин как с резиновой (НАТИ-3, НАТИ-В3, ЗИС-22,

НАТИ-ВМ, ЯСП), так и с металлической гусе­ницами, а также со съемными цепями типа «Оверолл» (ЯГ-10, ЗИС-6). В 1940 г. автозаво­дом ЗИС была выпущена небольшая партия полугусеничных грузовиков ЗИС-22. В связи с началом войны и эвакуацией автозавода работы в этом направлении были приоста­новлены, однако уже осенью 1942 г., когда ЗИС снова начал выпускать автомобили, в серий­ное производство был запущен и полугусе­ничный грузовой автомобиль ЗИС-42, пред­ставлявший собой усовершенствованный вариант ЗИС-22.

Из открытых источников
Из открытых источников

В принципе ЗИС-42 представлял собой обычный грузовик ЗИС-5В, у которого вмес­то задних ведущих колес были установлены тележки гусеничной ходовой части. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На кон­цах тележки между боковинами спереди раз­мещалось ведущее колесо, а сзади — направ­ляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом.

Гусеничный ход был снабжен резинотка­невой лентой с резиновыми башмаками и металлическими накладками для зацепления со звездочкой ведущего колеса.По сравнению с грузовиком ЗИС-5В тягач имел более мощный двигатель ЗИС-5М, уси­ленный радиатор и три дополнительных бензобака общей емкостью 240 л. Для повы­шения проходимости тягача по снегу была предусмотрена установка лыж на его пере­дние колеса. С лыжами на передних колесах тягача и на колесах буксируемого артилле­рийского орудия обеспечивалась возмож­ность движения по снегу глубиной до 1 м. При движении по пересеченной местности тягач мог преодолеть ров шириной 6,8 м и глубиной 1 м, подъем до 28° и брод глубиной до 0,6 м.

Автомобиль ЗИС-42 и его улучшенная мо­дификация ЗИС-42М находились в производ­стве до 1944 г. Всего был изготовлен 5931 ав­томобиль этого типа.

На этом всё по автомобилям войны. Знающий читатель воскликнет: «Да как же! А были же еще и ЗиС-6 и другие». Конечно, были, просто формат статьи Дзена не позволяет охватить все, поэтому приведены самые основные. Но в любом случае, все автомобили времен ВОВ объединяет максимально простоя и надежная конструкция, неприхотливость и проходимость. Да, возможно в этих авто не было прорывных идей, эстетики, комфорта. Но как это все могло быть в условиях фронта? В итоге эти простые неприхотливые трудяги стали такими же творцами Великой Победы, как и танки, самолеты и прочая техника.