Предыдущая статья целиком была посвящена легковым автомобилям, служившим на фронте Отечественной войны. Но еще большую роль играли советские грузовички, о чем и пойдет речь ниже. И начнем мы, конечно, с «полуторки».
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-АА
Автомобиль создан на базе американского грузовика «Форд-АА» образца 1929 г. Он имел простую и технологичную конструкцию, удобную как в эксплуатации, так и в техническом стальную штампованную раму, к которой с помощью рессор присоединялись передняя и задняя оси. Установленный в передней части рамы двигатель с рабочим объемом 3285 см3 при 2200 оборотах в минуту развивал мощность 40 л.с. Благодаря низкой степени сжатия (4,2) двигатель мог работать на любом сорте бензина, а в жаркую погоду — на керосине. Двухместная закрытая кабина первоначально изготавливалась из дерева, однако вскоре было освоено производство металлической кабины. Деревянная грузовая платформа грузоподъемностью 1500 кг (отсуюда и пошло название «полуторка») была снабжена тремя открывающимися бортами. При необходимости здесь могли быть установлены поперечные съемные сиденья для перевозки мотострелков или расчетов буксируемых артиллерийских орудий.
Автомобиль обладал достаточно высокой проходимостью по грунтовым дорогам. При движении по шоссе он мог развивать скорость до 70 км/ч, при этом удельный расход топлива на 100 км пути составлял около 20,5 л. Благодаря относительно небольшой осевой нагрузке грузовики ГАЗ-АА при движении колонной в минимальной степени разрушали дорожное покрытие и могли двигаться по мостам с низкой несущей способностью.
Одной из важных особенностей конструкции ГАЗ-АА было то, что при его производстве дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме. Большинство же деталей изготавливались из чугуна и низкосортной стали.
Автомобиль выпускался серийно с января 1932 г. до 1938 г. на Горьковском автозаводе. На Московском заводе им. КИМа, кроме того, производилась его сборка из деталей, поставляемых из Горького. Наряду с созданным на его базе грузовиком ГАЗ-ММ в предвоенные годы он являлся самым массовым грузовиком Красной Армии. По состоянию на 20 июня 1941 г. в Красной Армии числилось 151 100 машин этого типа.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-ММ
В 1938 г. в связи с освоением производства нового двигателя ГАЗ-М мощностью 50 л.с. для легкового автомобиля ГАЗ-М1 было принято решение установить этот двигатель и на грузовой автомобиль ГАЗ-АА, проведя модернизацию этого грузовика.
Модернизированный грузовик, получивший обозначение ГАЗ-ММ, кроме более мощного двигателя имел более совершенный рулевой механизм, усиленное крепление задних рессор и другие менее существенные изменения. В таком виде грузовик выпускался до начала Великой Отечественной войны, когда его конструкция была предельно упрощена. В первую очередь в связи с прекращением поставки с южных металлургических заводов тонкого стального листа с высокими характеристиками по штампуемости, металлическая кабина была заменена деревянной с брезентовым верхом без дверей, вместо штампованных крыльев монтировались Г-образные крылья, изготавливавшиеся методом гибки и сварки. На автомобиле перестали устанавливать передние тормоза, передний буфер и правую фару. У грузовой платформы открывающимся был только задний борт.
Военная модификация грузовика имела обозначение ГАЗ-ММ-В.
Однако упрощение конструкции ГАЗ-ММ не повлекло за собой ухудшения его характеристик. Неизменными остались высокая проходимость, надежность, простота технического обслуживания и ремонта. В годы войны этот автомобиль использовался не только для переброски войск и грузов, но и в качестве шасси для установки 37-мм и 25-мм зенитных пушек и счетверенных зенитных установок пулеметов «Максим» (4М). Кроме того, в годы войны на шасси этого грузовика выпускались санитарная машина ГАЗ-55 и самосвал ГАЗ-410. Выпускалась также газогенераторная модификация этого автомобиля ГАЗ-43, которая вместо бензина работала на деревянных чурках.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-ААА
Грузовой автомобиль ГАЗ- ААА являлся самой массовой моделью среди других автомобилей повышенной проходимости, состоявших на вооружении Красной Армии. Всего за десять лет производства было выпущено 37 373 машины. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Конструкторы заменили задний ведущий мост двухосной тележкой. Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей «Оверолл». При движении по шоссе автомобиль развивал скорость 65 км/ч и с полной нагрузкой мог преодолевать подъем в 27°.
Автомобиль выпускался на Горьковском автозаводе с 1934 по 1943 г. С началом войны его конструкция была существенно упрощена в целях снижения трудоемкости и стоимости производства, однако эксплуатационные качества остались без изменения.
Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший транспортировку дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов.
Шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193 и других специальных машин. В частности, на нем монтировалась первая советская серийная радиолокационная станция РУС-2.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЗИС-5
Один из главных героев войны, которого вы всегда увидите в военных фильмах. Выпускавшийся с 1933 г. Московским автозаводом м. И.В. Сталина грузовой автомобиль ЗИС-5 в предвоенные годы и во время войны широко использовался в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин. Всего перед началом войны в армии использовалось более 104 200 автомобилей этого типа.
Двигатель, металлическая двухместная кабина и деревянная платформа грузоподъемностью 3т у автомобиля ЗИС-5 смонтированы на эластичной раме, которая при движении по пересеченной местности работала как рессора.
На ЗИС-5 устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель с нижним расположением клапанов. Рабочий объем двигателя 5555 см3, его мощность составляла 73 л.с.
Двигатель легко запускался в холодную погоду и работал на любом сорте бензина. Запуск двигателя. Запас хода по топливу при движении по шоссе составлял 205 км. При движении по шоссе автомобиль был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге — до 20 км/ч. ЗИС-5 мог преодолевать подъемы крутизной до 12°, рвы шириной до 0,5 м, брод с твердым покрытием глубиной до 0,6 м. По проходимости он лишь ненамного уступал полноприводным автомобилям и мог успешно эксплуатироваться на размокших грунтовых дорогах.
На грузовой платформе с тремя откидывающимися бортами можно было перевозить груз весом до 3 т. Здесь же после установки съемных сидений можно было разместить до 25 человек. Для буксировки прицепа весом до 3,5 т автомобиль имел соответствующее прицепное устройство.
Как и на всех советских грузовиках того времени, на ЗИС-5 применялось однопроводное электрооборудование напряжением 6 вольт с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Источником электроэнергии являлись генератор постоянного тока мощностью 80 ватт и стартерная аккумуляторная батарея.
Автомобиль ЗИС-5 выпускался до 15 октября 1941 г., когда Московский автозавод ЗИС был остановлен и началось перебазирование его цехов на Восток. Уже в апреле 1942 г. в Ульяновске и Миассе было начато производство военной модификации ЗИС-5В, имевшей предельно упрощенную конструкцию военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка.
На ЗИС-5В устанавливались деревянная кабина, сварные Г-образные крылья, деревянная грузовая платформа с одним открывающимся бортом, металлические подножки были заменены деревянными, на части автомобилей этой модификации вместо эбонитовых рулевых колес установлены рулевые колеса с деревянной обшивкой. Принятые меры позволили сэкономить на каждой машине почти 124 кг металла, что с учетом многотысячного производства грузовиков имело огромное значение в трудное военное время.
ЗИС-5 и его военная модификация ЗИС-5В отличались высокой надежностью и простотой технического обслуживания и ремонта. В их агрегатах и узлах применялись резьбовые соединения с ограниченной номенклатурой резьбы (до 10 размеров). Благодаря этому при необходимости их можно было разбирать и собирать в полевых условиях с использованием минимального набора инструментов.
В годы войны ЗИС-5В выпускался на автозаводах в Ульяновске и Миассе, с июня 1942 г. было начато его производство и на Московском автозаводе ЗИС. Всего с мая 1942 г. по май 1945 г. было выпущено около 83 000 этих машин. На основе шасси ЗИС делались легендарные «Катюши».
ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ЗИС-42
В предвоенные годы в СССР широким фронтом проводились опытно-конструкторские работы по созданию вездеходных полугусеничных машин как с резиновой (НАТИ-3, НАТИ-В3, ЗИС-22,
НАТИ-ВМ, ЯСП), так и с металлической гусеницами, а также со съемными цепями типа «Оверолл» (ЯГ-10, ЗИС-6). В 1940 г. автозаводом ЗИС была выпущена небольшая партия полугусеничных грузовиков ЗИС-22. В связи с началом войны и эвакуацией автозавода работы в этом направлении были приостановлены, однако уже осенью 1942 г., когда ЗИС снова начал выпускать автомобили, в серийное производство был запущен и полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-42, представлявший собой усовершенствованный вариант ЗИС-22.
В принципе ЗИС-42 представлял собой обычный грузовик ЗИС-5В, у которого вместо задних ведущих колес были установлены тележки гусеничной ходовой части. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади — направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом.
Гусеничный ход был снабжен резинотканевой лентой с резиновыми башмаками и металлическими накладками для зацепления со звездочкой ведущего колеса.По сравнению с грузовиком ЗИС-5В тягач имел более мощный двигатель ЗИС-5М, усиленный радиатор и три дополнительных бензобака общей емкостью 240 л. Для повышения проходимости тягача по снегу была предусмотрена установка лыж на его передние колеса. С лыжами на передних колесах тягача и на колесах буксируемого артиллерийского орудия обеспечивалась возможность движения по снегу глубиной до 1 м. При движении по пересеченной местности тягач мог преодолеть ров шириной 6,8 м и глубиной 1 м, подъем до 28° и брод глубиной до 0,6 м.
Автомобиль ЗИС-42 и его улучшенная модификация ЗИС-42М находились в производстве до 1944 г. Всего был изготовлен 5931 автомобиль этого типа.
На этом всё по автомобилям войны. Знающий читатель воскликнет: «Да как же! А были же еще и ЗиС-6 и другие». Конечно, были, просто формат статьи Дзена не позволяет охватить все, поэтому приведены самые основные. Но в любом случае, все автомобили времен ВОВ объединяет максимально простоя и надежная конструкция, неприхотливость и проходимость. Да, возможно в этих авто не было прорывных идей, эстетики, комфорта. Но как это все могло быть в условиях фронта? В итоге эти простые неприхотливые трудяги стали такими же творцами Великой Победы, как и танки, самолеты и прочая техника.