В официальных документах основным армейским мотоциклом Красной Армии считается М-72, про который как раз рассказывалось в предыдущей статье. Однако с учетом всех проблем с развертыванием производства за все годы войны в СССР было произведено всего порядка 17 тыс. мотоциклов, что существенно меньше, нежели получено от союзников. При этом основным импортным армейским мотоциклом с 1943 года стал Harley- Davidson модели WLА-42, объемы поставки которого составили более двух третей, полученных по ленд-лизу. Рассмотрим сегодня его,а также некоторые другие модели, которые помогали воевать солдатам Красной Армии.
Что там с мото у союзников
С началом Второй мировой войны компания Harley-Davidson получила большой заказ на мотоциклы с двигателем объемом около 750 см3. Модель обозначили WLA-42 (цифра указывала год массового запуска производства), она отличалась от довоенной серии WL целым рядом усовершенствований в угоду армейскому использованию. Это более глубокие крылья для лучшей защиты от грязи, покрышками с развитым протектором, сапуны картера, исключавшие попадание воды вовнутрь, воздушный фильтр инерционно-масляного типа, алюминиевые головки цилиндров и другие. Спецэкипировка включала мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, чехол для пистолета-пулемета Thompson (на имевшихся в СССР мотоциклах чехлы не встречались), передние и задние дуги, а также фары и задние фонари со светомаскировкой. И, конечно, окраска в цвет «хаки».
За годы войны было выпущено около 80 тыс. WLA-42, почти треть из них попала в СССР, где наши солдаты называли его не иначе, как «Валуй».
В Англии, в первые годы по окончании Мировой войны отмечался рост выпуска мотоциклов. В 1920 г. было построено 120 тыс. мотоциклов, в следующем уже 140 тыс., а в 1927 г. выпуск мотоциклов достиг своего максимума, составив 162 тыс. штук. Значительный рост выпуска мотоциклов был обеспечен производственными мощностями оружейных заводов. Не случайно, при разработке рекомендаций к первому пятилетнему плану развития мирных производств на заводах РУЖ было предложено организовать выпуск мотоциклов по примеру завода BSA. Правда, уже в 1928 г. германские заводы сравнялись в количественном отношении с британскими, а в 1929 г. немецкие предприятия изготовили 201 тыс. мотоциклов. В последующие годы объем производства мотоциклов в Англии сокращался.
С началом Второй мировой войны компания Harley-Davidson получила большой заказ на мотоциклы с двигателем объемом около 750 см3. Модель обозначили WLA-42 (цифра указывала год массового запуска производства), она отличалась от довоенной серии WL целым рядом усовершенствований в угоду армейскому использованию. Это более глубокие крылья для лучшей защиты от грязи, покрышками с развитым протектором, сапуны картера, исключавшие попадание воды вовнутрь, воздушный фильтр инерционно-масляного типа, алюминиевые головки цилиндров и другие. Спецэкипировка включала мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, чехол для пистолета-пулемета Thompson (на имевшихся в СССР мотоциклах чехлы не встречались), передние и задние дуги, а также фары и задние фонари со светомаскировкой. И, конечно, окраска в цвет «хаки».
После всех перипетий кризисов, британская мотоциклетная промышленность к началу Второй мировой войны вышла на второе место в Европе после Германской. Она включала более двух десятков крупных компаний: BSA, AJS, Velosett, Vinsent, James, Duglas, Coventry, Levis, Matchless, Norton, New-Imperial, Rudge, Scott, Sunbeam, Fransis-Barnett, Excelsior, Royal Enfield и др. Большинство этих фирм производили или могли наладить производство армейских моделей мотоциклов. Обычно адаптация к военному использованию сводилась к установке дополнительного заднего сиденья, багажных подсумок или ящиков, светомаскировки и окраски в цвет хаки.
Если с американцами проблемы выбора не существовало — было всего две компании, то из британских мотоциклов было что выбрать. К поставкам в нашу страну были предложены BSA, Matchless, Excelsior и Velossete. Доподлинно неизвестно чем был продиктован такой выбор, ведь отобранные модели, кроме BSA WM 20, не были лучшими армейскими машинами того времени. Все предложенные англичанами образцы относились, по принятой в то время классификации, к «средним военным» и даже «средним дорожным» мотоциклам, не рассчитанным на эксплуатацию с колясками. Точнее, оборудовать такой мотоцикл коляской было можно, но вот везти трех бойцов с вооружением британский моторный экипаж мог только по хорошей дороге и с не самой высокой скоростью.
Какие мотоциклы поставляли в СССР
Учитывая дефицит мототехники, с началом Великой отечественной войны на поставки от союзников стали возлагать серьезные надежды. Кандидатом номер один естественно стал Harley-Davidson.
Толчком к импорту мотоциклов послужило постановление ГОКО № 1106сс от 4 января 1942 г. Оно обязало Наркомвнешторг закупить в Америке и Англии 20000 мотоциклов с колясками, которые состояли на вооружении армий этих стран. США предложили мотоциклы фирмы Indian модели 741-B. При этом если Наркомвнешторг настаивал на моделях с колясками, то департамент США от поставки мотоциклов с колясками категорически отказался.
Следует отметить, что Indian, созданные на базе довоенной гражданской модели Junior Scout, не очень удовлетворяли требованиям Красной Армии. Мотоцикл имел двигатель недостаточно мощный для езды с коляской. Кроме того, он не имел заднего седла, управление мотоциклом было неудобное. К тому же он был довольно тяжел, отличался низкой посадка и плохой проходимостью, а также плохо работал на советском топливе и подвержен поломкам.
Однако выбора не было, мотоциклы были закуплены и стали поступать в Советский Союз. За своеобразный характер и созвучно названию Бойцы Красной армии окрестили мотоциклы Indian «Индюками», хотя правильный перевод — «Индеец».
В том же году англичане отпустили небольшую партию мотоциклов Velossete («Велосетт») модели MAF-350. Эти мотоциклы относились к типу легких дорожных машин-«одиночек», для работы в армейских условиях, без прицепной коляски, с пассажиром на специальном заднем сиденье. Несмотря на небольшой объем четырехтактного одноцилиндрового двигателя, его конструкция была современной — с верхнеклапанным газораспределением, что позволяло развивать мощность более высокую, чем у «Индиана». Мотоцикл оборудовался двумя багажными сумками, допускающими перевозку до 22 кг груза и был приспособлен для светомаскировки. Из всех импортных мотоциклов MAF-350 был самым быстрым — мог разгоняться на шоссе до 110 км/ч.
В связи с поступлением импортных мотоциклов из США и Англии на НИАБТ Полигоне проводились их испытания. В частности были испытаны «Харлей-Дэвидсон», «Индиан», «Велосетт» и «Матчлесс».
Также союзники поставили небольшую партию мотоциклов «Матчлесс» (Matchless), а с 1943 года еще стали завозить из Англии мотоциклы фирмы BSA модели WМ-20 . Все поступавшие мотоциклы были без колясок, несмотря на неоднократные просьбы ГАБТУ КА перед НКВТ об отгрузке мотоциклов с колясками, более пригодными для армейских нужд.
Мотоциклы «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон» будучи бесколясочными моделями с невзаимозаменяемыми колесами, не могли показать всех присущих качеств мотоцикла с коляской. Использование их с колясками было вызвано необходимостью и острым недостатком мотоциклов с колясками.
Доставка и приемка импортных мотоциклов осуществлялась главным образом двумя путями. По северному маршруту союзные морские конвои везли мотоциклы до портов Мурманска и Архангельска. Направлявшаяся южным маршрутом техника шла через Иран в Джульфу (город в Азербайджане) и далее в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Узлы и детали разобранных мотоциклов, упакованные в ящики везли на автомашинах. В пути мотоимущество по нескольку раз перегружалось, в результате укупорка нарушалась, детали из разбитых ящиков терялись или расхищались. Тем не менее, импорт мотоциклов из Англии и США постепенно налаживался и до мая 1945 г. было получено 29 444 мотоцикла.
Проблема с колясками
Как упоминалось выше, все импортные мотоциклы, кроме ознакомительных поставок, в СССР поступали без боковых прицепов (колясок). Видимо, это было связано не с какими-то стратегическими соображениями, просто мотоциклов-«одиночек» больше входило на единицу площади. К тому же военные ведомства союзников могли посчитать, что в СССР смогут быстро наладить выпуск сравнительно простых колясок, чего попусту загружать корабли малотехнологичными, но объёмными изделиями. Но на самом деле промышленность СССР столкнулось с достаточно серьезной проблемой — ведь наладить производство колясок следовало не только для импортных мотоциклов, но и для только что освоенных отечественных М-72. Мотоциклетная коляска для мотоцикла М-72 была до довольно сложным устройством и состояла из 872 деталей.
Первоначально заказ на коляски планировали разместить на Карачаровском механическом заводе Наркомата коммунального хозяйства РСФСР. Но техническая документация на коляски своевременно Карачаровскому заводу передана не была, и он был загружен выпуском другой продукции. После утверждения технической документации, заказ на коляски передали на завод в Горьком. Затем ему же поручили изготовление карданного вала и колес.
План выпуска колясок для завода был установлен в соответствии с общим планом развития производства мотоциклов М-72 с колясками на 1941 год в количестве до 40 000 шт. К началу войны автозавод в Горьком наладил серийное производство колясок и был готов обеспечить ими мотозаводы полностью. Но сначала возникла задержка освоения в производстве мотоцикла М-72, позже эвакуация мотозаводов на Восток, и потребность в колясках была незначительна. В результате завод свернул производство колясок, переключившись на изготовление танковых деталей. В итоге выпуск мотоколясок в 1942 году сократился, поэтому обеспечить удавалось не всю технику.
Испытания «Индиана» с коляской показали достаточную проходимость мотоцикла с двумя бойцами, вооружением и боеприпасами. Позднее, с началом поставок WLА-42 были изготовлены детали крепления коляски к мотоциклам «Харлей-Дэвидсон». При этом испытатели отмечали, что мотоцикл WLА-42, имея мощный двигатель, и по проходимости и по грузоподъёмности не уступал мотоциклу М-72, а по надежности работы даже превосходил его.
Изготовление мотоциклетных колясок на автозаводе в Горьком, организованное в кузовном цехе № 1 завода на специально выделенном участке пролёта № 4, предназначалось для мотоциклов АМ-600, выпускаемых на ТМЗ, и М-72, выпускаемых на ИМЗ, ГМЗ, и восстанавливаемых на БТРЗ № 20, а также для собираемых из комплектов фирм «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон».
Выпуск колясок не обеспечивал необходимого объема для оборудования импортных мотоциклов, и выдача импортных мотоциклов в войска в 1944 г. в основном задерживалась по причине недостатка колясок. Для улучшения ситуации, начиная со 2 кв. 1944 года на завод в Горьком направили 80 красноармейцев. В течение всего года завод работал с перебоями и всегда вызывал опасения в выполнении плана.
Вследствие недостаточных объемов поступления металлических колясок, была предпринята попытка создания коляски из недефицитных материалов. ЦКБ ГСДП была спроектирована и изготовлена небольшой партией коляска НКЛ-46 из бакелизированной фанеры, сосны и дуба. Опытные образцы испытали пробегом в 10 тыс. км, а затем была организована опытная эксплуатация. Коляски вышли дороже и имели уменьшенный срок сохранности корпуса, но как паллиативная мера в военное время были признаны пригодными.
Помимо колясок типа М-72, «Валуи» могли оборудоваться коляской с 37-мм авиадесантной пушкой или конструкции ЦКБ ГСДП. Помимо колясок, американские мотоциклы доукомплектовывались сиденьями для пассажира, которые размещали на штатных багажниках. Для этого использовали также изделия от М-72. До 1 мая 1945 года были оборудованы колясками 11 642 мотоцикла «Индиан» и «Харлей-Девидсон».
Массовая сборка из поставленных запчастей мотоциклов «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон»,а также оборудование их колясками производились по заказу ГБТУ КА на заводах Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ). Но сначала требовалось разработать чертежи деталей крепления колясок, изготовить штампы и приспособления. Всё это было оперативно проделано на основном заводе НКСМ, которым являлся Московский мотозавод. В целях увеличения выпуска импортных мотоциклов с колясками и сборки «одиночек» были привлечены Серпуховский мотозавод (СМЗ), завод БТРЗ-20, Харьковский велозавод, военсклады НКО (511, 942 и 2708), 14 и 15 учебные полки. В общей сложности на БТРЗ-20 собрали 351, на Серпуховском мотозаводе — 1342, а на ММЗ — 16473 мотоцикла.
Помимо заводов, где производилась сборка импортных мотоциклов, была организована сборка мотоциклов без колясок на складах, в войсковых частях и на фронтах.
За время службы мотоциклы неизбежно попадали в аварии или получали боевые повреждения. Ремонт неисправной техники осуществлялся мастерскими и ремзаводами. В частности, предприятием по ремонту мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» и «Индиан» стал завод на БТРЗ-135. На БТРЗ-135 были организованы полная разборка, мойка и дефектация мотоциклов. Помимо военных, полученная по ленд-лизу техника использовалась внутренними войсками, органами государственной безопасности и правопорядка.
Благодаря грамотному обслуживанию и квалифицированному ремонту многие полученные от союзников мотоциклы продолжали военную службу до 1950-х гг., когда были окончательно вытеснены отечественной техникой. Не стоит забывать и их вклад в Победу над нацизмом.