Найти в Дзене
Медиа Вместе

5 станций метро в Петербурге, откуда тяжело выбраться

или как я провела сорок минут на «Сенной» и пересмотрела всю свою жизнь В Петербурге метро — это не просто общественный транспорт, а культурно-философский объект с элементами сюрреализма. Здесь можно войти бодрым, собранным человеком с конкретной целью, а через двадцать минут выйти — эмоционально опустошённым, слегка запыхавшимся и географически сбитым. Всё потому, что некоторые станции, особенно с переходами, проектировали, очевидно, вдохновлённые то ли Борхесом, то ли Кафкой. Так что если вам казалось, что лабиринт — это что-то мифическое и греческое, добро пожаловать на «Сенную». Или на «Спортивную». Или, не дай бог, на «Новочеркасскую». Сегодня мы с вами погрузимся в петербургское метро как в полноценный городской квест — где карты бессмысленны, интуиция подводит, а выход — не всегда выход. Это переход, в который ты входишь одним человеком, а выходишь другим — слегка измученным, философски настроенным и готовым обнять первого встречного продавца вареной кукурузы. Тут три станции,
Оглавление

или как я провела сорок минут на «Сенной» и пересмотрела всю свою жизнь

В Петербурге метро — это не просто общественный транспорт, а культурно-философский объект с элементами сюрреализма. Здесь можно войти бодрым, собранным человеком с конкретной целью, а через двадцать минут выйти — эмоционально опустошённым, слегка запыхавшимся и географически сбитым. Всё потому, что некоторые станции, особенно с переходами, проектировали, очевидно, вдохновлённые то ли Борхесом, то ли Кафкой.

Так что если вам казалось, что лабиринт — это что-то мифическое и греческое, добро пожаловать на «Сенную». Или на «Спортивную». Или, не дай бог, на «Новочеркасскую». Сегодня мы с вами погрузимся в петербургское метро как в полноценный городской квест — где карты бессмысленны, интуиция подводит, а выход — не всегда выход.

1. «Садовая» — «Спасская» — «Сенная»: три станции, один переход и вечность в придачу

Это переход, в который ты входишь одним человеком, а выходишь другим — слегка измученным, философски настроенным и готовым обнять первого встречного продавца вареной кукурузы. Тут три станции, три линии и ни одного логичного маршрута.

Таблички уводят направо, потом налево, потом снова направо, потом вниз, вверх, снова вниз, и вот вы уже в ТК «Пик», где ищете не выход, а хотя бы точку сборки.

Местные идут, не останавливаясь, с лицом человека, который уже принял, что выхода нет, но хотя бы можно взять кофе. Туристы останавливаются через каждые десять шагов, сверяются с картами и жизненными установками. Лично я однажды сделала здесь восемь тысяч шагов, просто чтобы добраться с «Сенной» на «Спасскую».

-2

2. «Новочеркасская»: геометрия абсурда с элементами параллельной реальности

Станция, которую можно покинуть только если у вас есть опыт навигации в тумане, шестое чувство или хотя бы друг, который прошёл этот путь раньше.

Выхода как бы два, но по ощущениям их шесть, и ни один не ведёт туда, куда надо. Подземный переход имеет разветвления, повороты, лестницы и загадочную особенность — если выйти не на ту сторону, обратно можно попасть только через «новый круг ада».

Однажды я наблюдала, как туристка в пальто цвета «оптимизм» трижды обходила одну и ту же колонну, пытаясь найти сторону «к Большеохтинскому». Последний раз я видела её у газетного киоска, где она смирилась и просто купила шоколадку.

-3

3. «Гостиный двор» — «Невский проспект»: переход, в котором можно состариться красиво

О, это классика жанра. Станции вроде бы рядом, но расстояние между ними измеряется не метрами, а жизненным опытом.

Переход длинный, петляющий, с неожиданными витринами, звуками гитар и продавцами кофе. Кажется, что вы всё ещё в метро, но по звуку — будто в переходе к Большому театру. Здесь можно встретить студентов, музыкантов, идущих на свидание, людей, потерявших смысл жизни и надеющихся найти его у выхода №3.

Кстати, выходов с этих станций — великое множество, и все они ведут не туда. Нужна Малая Садовая? Попадёте на Невский. Хотите к Казанскому? Выйдете у Литейного. Хотите домой? Слишком поздно.

-4

4. «Технологический институт»: эффект зеркала и бюсты с укором

Это станция-обманка. Она кажется простой — две линии, один переход. Но вот вы входите, и начинается сюр…

Симметрия настолько идеальна, что невозможно понять, где вы были, куда пришли и где теперь находитесь. Перроны одинаковы, указатели ведут в обе стороны, а бюсты великих учёных как будто наблюдают за вами и тихо шепчут: «Судя по маршруту, ты не инженер».

Особенно опасна эта станция в спешке: вы можете уехать на синей линии в противоположную сторону с полной уверенностью, что едете правильно. Спохватываетесь уже в «Нарвской», и это лучший исход.

5. «Спортивная»: траволатор длиной с жизнь и моральный выбор — идти или ехать

«Спортивная» — это станция, где вы проходите проверку на выносливость, терпение и устойчивость к клаустрофобии. Траволатор — движущаяся дорожка длиной почти в 300 метров — начинается как лёгкое развлечение, а заканчивается как жизненная философия.

Если вы стоите — вас обгоняют. Если идёте — кажется, что вы в бесконечном тоннеле. Если бежите — у вас, вероятно, что-то случилось, и вам срочно нужна помощь.

Особая радость — туристы, которые встают поперёк дорожки, разглядывая стены и делая фото с выражением «вот это технологии!» Местные в это время сжимают челюсти, достают AirPods и мысленно представляют себя на марафоне.

Заключение: не ищи выход — будь им

Петербургское метро — не для слабонервных. Здесь ты не просто едешь, ты существуешь. В переходах ты философствуешь, в траволаторах — преодолеваешь, у указателей — сомневаешься.

Если вы потерялись — не паникуйте. Просто идите за человеком с книгой под мышкой: скорее всего, он знает, куда идти. Или хотя бы делает вид уверенно. А это, как известно, — главное.