Особых правил оформления заявления о приёме на работу в законе нет, унифицированного бланка тоже не утвердили.
Каждая компания разрабатывает свою форму документа. При этом именно кадровику чаще всего приходится объяснять соискателям, как писать заявление на трудоустройство.
В нашей статье мы подробно рассмотрим ключевые аспекты, которые стоит учитывать при написании данного документа.
Эксперты учебного центра “РУНО” разработали специальный курс для кадровиков Локально-нормативные акты работодателя (ПВТР, Положения, инструкции)". Практика составления, который поможет разобраться в составлении локально-нормативных актов и позволит стать компетентным специалистом в сфере кадрового делопроизводства.
Как оформить заявление правильно
При устройстве на работу заявление можно составлять в произвольной форме. Некоторые крупные компании разрабатывают свои унифицированные бланки, однако это скорее исключение, чем устоявшаяся практика.
Для написания заявления подойдет лист формата А4. Его соискатель может заполнить как от руки, так и с помощью компьютера. Важно, чтобы внизу документа стояла «живая» подпись кандидата. В заявлении необходимо указать название компании, в которой соискатель хочет работать, а также дату, с которой он готов начать трудовые обязанности.
К заявлению надо приложить ряд документов, без которых трудоустройство не может состояться. К ним относятся:
- удостоверяющий личность документ (например, паспорт или свидетельство о рождении)
- трудовая книжка (если это первое трудоустройство или работа осуществляется по совместительству — трудовая книжка не требуется)
- документ об образовании, специальности или квалификации (если должность подразумевает наличие определенных знаний и навыков)
- СНИЛС
- ИНН
- свидетельства о рождении детей (по запросу работодателя)
- документы воинского учета (для военнослужащих и военнообязанных)
Грамотное оформление заявления существенно упростит процесс трудоустройства и поможет избежать ненужных задержек и нарушений трудового законодательства.
Инструкция по оформлению заявления на трудоустройство
Стандартное заявление о приеме на работу не имеет особых требований по правилам делопроизводства.
В верхнем правом углу указываются:
- должность руководителя (например, генеральный директор, начальник отдела и т. п.)
- полное название предприятия, включая его организационно-правовую форму
- фамилия, имя и отчество руководителя (в виде инициалов).
Затем указываются фамилия, имя и отчество соискателя, который претендует на вакантную должность. Ниже, посередине листа, необходимо написать название документа: «заявление» — с маленькой буквы и поставить точку.
Далее формулируется суть документа — просьба о приеме на работу, где указывается:
- должность
- дата (число, месяц, год), когда будущий сотрудник планирует начать выполнение своих обязанностей
- структурное подразделение (например, отдел), к которому относится вакансия, если работа будет проходить не в основном офисе
- характер работы (основная, по совместительству, временная и т. д.)
- ожидаемая заработная плата
- период испытательного срока (обычно от 1 до 3 месяцев — это нужно согласовать с работодателем).
В конце ставится подпись соискателя и дата составления заявления.
Как закрепить согласие работника на испытательный срок
Испытательный срок может быть установлен работнику только по соглашению сторон и исключительно на этапе приема на работу. Если в трудовой договор на этапе трудоустройства не было предусмотрено условие об испытательном сроке, вводить его позже невозможно (ст. 70 ТК).
Работодателю стоит обезопасить себя и оформить согласие работника на данное условие, особенно если он приступает к работе до подписания контракта.
Чтобы избежать необходимости создания отдельного документа, рекомендуется включить в заявление о приеме на работу пункт о согласии работника на испытательный срок. Оставьте место, где соискатель сможет своим почерком указать согласие и срок испытания. Это станет подтверждением его готовности пройти испытательный период. В противном случае, в случае спора в суде, работник может заявить, что условие об испытательном сроке было добавлено в соглашение против его желания.
Курс Локально-нормативные акты работодателя (ПВТР, Положения, инструкции). Практика составления
Курс Кадровое делопроизводство 2024 со знанием 1С ЗУП 8.3. Инспектор по кадрам
Какие записи сделать в трудовой книжке
При трудоустройстве выбор формата трудовой книжки необходимо делать для тех, кто не выбирал его ранее, например, для декретниц или соискателей, которые не работали с 31.12.2021. Включите пункт о формате трудовой книжки в заявление о приеме на работу в следующих случаях:
Работник не трудился с 31.12.2021 и не выбирал формат трудовой книжки.
В справке СТД-Р отсутствуют данные о выборе формата трудовой книжки.
В трудовой книжке нет отметки о переходе на электронный формат.
Если работник уже выбрал электронные сведения о своей трудовой деятельности, предлагать ему выбор не требуется. Вернуться к бумажному варианту трудовой книжки нельзя. В случае, если ни трудовая книжка, ни справка СТД-Р не содержат данных о отказе от бумажного варианта, продолжайте вести трудовую книжку в привычном формате, но не забудьте предложить выбор. Если работник пожелает получать сведения о трудовой деятельности, это упростит процесс без необходимости дублирования работы.
Если работник отказывается от бумажной трудовой книжки, вы обязаны ее заполнить. Необходимо внести записи о приеме на работу и подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности. После этого работнику выдается его бумажная трудовая книжка, а ведение осуществляется в электронном формате.