Найти в Дзене
Как вы тут живете?

История Люси - часть 3

В продолжение этих рассказов: Всё же, наверное, появление бывшего мужа Люси, Виталика, было не совсем негативным явлением. Да, он приехал с денежным запасом, и они с Люсей на радостях пропивали этот запас. Но пользу его появление всё же принесло. Люся потеряла работу в такси, зато Виталик устроился на работу. Мужчинам, даже пьющим, в нашем регионе это гораздо проще, чем женщинам. И зарплата разнорабочего всё же больше, чем зарплата диспетчера в такси. В общем, появление Виталика позволило их с Люсей сыну, Пашке, закончить 9 классов, поступить в техникум, закончить техникум. Затем он ушёл в армию. Не знаю как бы парень смог учиться, не будь Виталика. На одну зарплату Люси в такси это было бы весьма проблематично. Впрочем, Паша подрабатывал где мог и как мог, продуктами помогали дядя с тётей. Итак, Виталик, зарабатывая северный стаж, трудился разнорабочим. Люся работала дворником. Мне она не встречалась - убирала не наш участок, но коллега по работе как-то встретила Люсю рано утром. Лю

В продолжение этих рассказов:

Всё же, наверное, появление бывшего мужа Люси, Виталика, было не совсем негативным явлением. Да, он приехал с денежным запасом, и они с Люсей на радостях пропивали этот запас. Но пользу его появление всё же принесло.

Люся потеряла работу в такси, зато Виталик устроился на работу. Мужчинам, даже пьющим, в нашем регионе это гораздо проще, чем женщинам. И зарплата разнорабочего всё же больше, чем зарплата диспетчера в такси.

В общем, появление Виталика позволило их с Люсей сыну, Пашке, закончить 9 классов, поступить в техникум, закончить техникум. Затем он ушёл в армию.

Не знаю как бы парень смог учиться, не будь Виталика. На одну зарплату Люси в такси это было бы весьма проблематично. Впрочем, Паша подрабатывал где мог и как мог, продуктами помогали дядя с тётей.

Итак, Виталик, зарабатывая северный стаж, трудился разнорабочим. Люся работала дворником. Мне она не встречалась - убирала не наш участок, но коллега по работе как-то встретила Люсю рано утром. Люся убирала последствия снегопада.

-Не знаю - она ли держит лопату, или лопата её, - поделилась впечатлением от встречи коллега. - А ведь такая девка умная была. И все при всем - образование, работа, дети. Что водка с людьми делает!

Дочка Люси и Виталика, Вика, тем временем вышла замуж. Своих родителей на свадьбу не звала. В принципе, понятно по какой причине.

Паша служил в армии. И тут вдруг умирает Виталик. Скоропостижно, в процессе очередного семейного возлияния, ему стало плохо, вырвало с кровью. Но ни Люся, ни Виталик не поняли, что это кровь. Скорую не вызывали, легли спать, было ли плохо Виталику ночью, пытался ли он разбудить Люсю - никому не известно. Но утром Виталик уже не проснулся. Так и не заработал он свой северный стаж.

Паша вернулся из армии, устроился на работу в другом городе, снял квартиру и забрал Люсю к себе. Ему говорили:

-Паша, ну зачем она тебе? Ты молодой парень, решишь свою семью создать, а тут у тебя мать-алкоголичка. Жену к ней жить приведешь?

(Это мне рассказывала тётка Паши, жена брата Виталика. Они всячески оговаривали племянника взваливать на себя такую обузу).

-Я не могу её бросить, - ответил Пашка. - Она тут одна погибнет.

Я просто восхищалась этим молодым человеком - далеко не каждый в 19 лет, когда хочется и развлечься, и попутешествовать, и с девушками встречаться - забрать к себе жить мать-алкоголичку.

Как они вместе жили я знаю тоже со слов тётки Пашки. Он работал, платил за съёмное жилье, покупал продукты. Люся временами тоже работала. В большом городе найти работу легче. Она работала уборщицей в сетевых магазинах. Устроится, работает до зарплаты, зарплату получит - что успеет, то пропьет. Если успевала пропить много, то уходила в запой и её увольняли. Если сын успевал вовремя перекрыть доступ к деньгам, то Люся продолжала работать.

Иногда ей даже удавалось устроиться продавцом в какой-нибудь мелкий магазинчик.

Так они и жили. Паша иногда приезжал к дяде с тётей.

-Да милый ты мой мальчик! - причитала тётка. - Трудно тебе? Картошки возьмёшь с собой?

-Нормально, тёть Лен, - отвечал Пашка. - Прорвёмся. Картошку возьму.

Наступила весна 2023 года. Я хорошо помню этот день. Март, солнце, снег начинает подтаивать. Пахнет весной. Пятница, я иду с работы. Захожу в магазины. Все обошла, направляюсь домой. Навстречу мне идёт какая-то маргинальная тётка. Ну идёт, и идёт. Много стало таких. И тут эта маргиналка бросается ко мне:

-Василиса, привет!

Боже мой! Это была Люся!

Я разговаривала с ней и старалась не смотреть в лицо. Я помнила её молодой, ухоженной, с макияжем и причёской. Сейчас же я видела заплывшие глазки-щелочки, опухшее одутловатое лицо... Правда, Люся была трезвая.

В общем, в лицо стараюсь не смотреть, смотрю на пальто. И какие-то воспоминания всплывают... Вспомнила. Это пальто Люся носила в 10 классе. Видимо, висело где-то в шкафу, Люся нашла и носит теперь.

Я спросила - какими судьбами у нас оказалась?

-Ну так Паша в армии (срочную Паша уже отслужил, понимаете, где он был). Мне одной там делать нечего, приехала домой, Пашу ждать.

У меня сжалось сердце...

-Чем занимаешься? - кое-как я пыталась поддержать разговор.

-Книжки читаю, - ответила Люся. - Телевизора тут нет.

Я пригласила её в гости. Почему то мне вдруг стало её безумно жалко, в этом пальтишке из нашей школьной жизни...

Люся засмеялась. Я поняла, что не придёт. Испытала ли я чувство облегчения? Честно скажу - да... Стыдно, конечно...

Через полгода Паша погиб. Хоронили у нас в городке. Мы с мужем пошли на траурную церемонию.

Люся выглядела ужасно. Опухшее лицо, какие то синяки, проступавшие сквозь толстый слой тонального крема. Она сама или дочь пытались придать ей приличный вид, хотя бы для этой печальной церемонии.

Мы с мужем сначала постояли среди людей. Мы пришли проводить молодого человека, которого знали. Собравшиеся люди жалели Пашку и обсуждали Люсю. Слушать про Люсю было неприятно. Я дёрнула мужа за рукав - пойдём подойдём к Люсе. Муж меня понял.

Мы подошли к Люсе, обняли её, выразили соболезнования. Люся тут же потащила моего мужа курить в кусты. Я пошла с ними. Люся не плакала, ничего особо не говорила, просто курила свои дешёвые сигареты. Сказала только, что Пашу похоронят рядом с отцом, Виталиком. И что жить у нас в городке она не останется.

Покурили, поговорили, помолчали и разошлись.

После церемонии прощания мы с мужем зашли в магазин. И там несколько теток вовсю обсуждали Люсю.

-Видели мамашу-то? - верещала одна. - Рожа в фингалах, глаз не видно.

-Отправила сына на квартиру зарабатывать, вот и заработал, все ей теперь достанется, - подпевала ей другая.

-Все ей, ей. Жениться парень не успел, теперь только она наследница. Упьется, - с неприкрытой завистью голосила третья.

Даже мой, на редкость флегматичный и спокойный муж, не выдержал.

-Женщины, как вам не стыдно! - сказал Сергей. - Какая бы она ни была, она мать в первую очередь. Ведь вы же тоже чьи-то матери. Неужели деньгами можно измерить жизнь ребёнка?

Две тётки примолкли. А третья никак угомониться не могла... Изнывала от... От зависти к ЭТИМ деньгам!!!

Не знаю - что происходит с людьми...

По-моему - никакие сокровища в мире не заменят для матери ушедшего ребёнка...

Впрочем, Люся действительно купила себе квартиру, не у нас в городке. В крупном городе. Получается, что и после смерти Пашка помогал матери...

Что с ней сейчас - я не знаю. Я видела её спустя полгода после трагического события, она, под присмотром какой-то женщины, брела по улице. Именно под присмотром, а не вместе. Люся брела первая, женщина шла за ней, на расстоянии нескольких шагов, иногда что-то говоря Люсе в спину. Люся в ответ мычала... Меня она то ли не узнала, то ли не увидела, хотя опять же встретились лицом к лицу.

По Люсе было видно, что пьёт она давно и беспробудно. Даже походка изменилась, брела еле - еле.

Я потом спросила люсину родственницу - Люся приезжала?

-Да, - ответила женщина. - Квартиру здесь продаём, так надо её присутствие.

Вот и всё. Такая печальная история про жизнь Люси.

Алкоголизм - это страшно...

Берегите себя и своих близких!