Наша республика - Карелия - по официальной статистике является одним из самых злоупотребляющих алкоголем регионов в стране. Такой вот безрадостный факт. Эта тема часто обсуждается в местных группах, лично я считаю, что первопричина - социально-экономическое положение населения.
Хотя...
Вот мы все живём в одинаковых условиях - и кто-то злоупотребляет алкоголем, а кто-то нет. Почему? Значит, не всё зависит от условий жизни. Многое зависит и от самого человека.
Стремление убежать от реальности, которая не соответствует ожиданиям, а также нежелание столкнуться лицом к лицу с тяжёлой жизненной правдой - основная причина сознательного употребления алкоголя.
Что заставило спиться мою одноклассницу Люсю? От какой реальности она убегала? В какой именно момент она переступила ту тонкую грань, которая разделяет обычного, иногда выпивающего, человека и алкоголика? А ведь я даже примерно помню тот момент...
Обо всём по порядку.
В школе Люся была твёрдой "хорошисткой". Семья весьма приличная, ни в коем случае не пьющая. Наследственный алкоголизм отпадает. После школы Люся поступила в техникум. Ещё будучи студенткой, вышла замуж за свою школьную любовь - Виталика - нашего же одноклассника. По-моему, она самая первая из нашего класса стала замужней женщиной. И родила первого ребёнка - девочку Викусю - когда ей не было ещё 20 лет. Молодая мама.
Поскольку Виталик сразу после школы, не заморачиваясь образованием, пошёл работать, то Люся, окончив техникум, вернулась в наш городок и устроилась бухгалтером в одну из контор. Всё было замечательно. Виталик хорошо зарабатывал, Люсю считали толковым молодым специалистом, дочка росла, родители помогали.
Через некоторое время родился второй ребёнок - мальчик Паша. Конопатый-конопатый.
Именно в ту пору мы с мужем приехали к моим родителям, я встретила Люсю, мы начали общаться. Но дружбы семьями не получилось, так как муж Люси, Виталик, начал выпивать. Люсе было за него неудобно, даже не передо мной - Люся, я и Виталик одноклассники - а перед моим мужем. Карьера же самой Люси шла в гору. Некоторое время она замещала главного бухгалтера той конторы, в которой работала, на время отпусков. А потом эта женщина вышла на пенсию, и Люся заняла её место. В 30 лет.
К нам в гости Люся заходила частенько, без мужа, но с сыном. Мальчик был очень весёлый, некапризный, забавный со своими конопушками. У нас с мужем тогда детей ещё не было, Пашку мы любили.
Ещё была интересная ситуация. Как-то раз съездили мы с мужем в отпуск и... заболели ветрянкой. Вот так вот выяснилось, что ни он, ни я в детстве этим не переболели. Я-то понятно - в садик не ходила, дома с бабушкой, а почему не переболел мой муж - неизвестно. Даже моя свекровь Людмила Петровна была в шоке - она пребывала в уверенности, что Серёжа болел ветрянкой в детском саду. Ошибалась, однако.
Заболели мы на следующее утро после приезда. Скорее всего, что в поезде ехал больной ребёнок. Муж болел тяжело, мне же было плохо только первые 2 дня - температура была высокая. Сыпи, по сравнению с мужем, было очень мало, его-то обсыпало всего. Тем не менее, посетившая нас врач объявила о карантине для нас двоих на 14 дней. Такая интересная дама была, наш участковый врач. Осмотрев нас с мужем, поставив диагноз, прописав лечение и рассказав, что можно, а что нельзя, она удовлетворённо вздохнула и объявила:
-Ну теперь в вашем доме заболеют все соседи, кто не болел ветрянкой!
Я спросила изумлённо:
-Почему?
-Как это почему? Это же ветряная оспа! - ответила врач. - Через вентиляцию к соседям. Вот так. В садик надо было ходить, чтобы не болеть в 30 лет!
На этом она удалилась.
Но надо отдать ей должное - она приходила к нам каждый вечер в течение всех 14 дней нашего карантина. Хотя была зима, холодно, а она уже женщина в возрасте. Достаточно было просто звонка о нашем самочувствии, но она приходила, осматривала.
И вот мы на карантине. Встал вопрос - кто будет покупать нам продукты? Моих родителей мы отмели сразу, хотя мама с папой прямо рвались к нам ухаживать и кормить. Никто из них не помнил - болели ли они ветрянкой. Не хватало ещё, чтобы к их проблемам с давлением и сердцем добавилась ветрянка. Повторюсь - мой муж болел очень тяжело. Думаю, что врач ходила к нам ежедневно именно из-за него.
Свекровь Людмила Петровна в ту пору ещё работала. Но готова была взять отпуск за свой счёт и ехать к нам. Меня это более чем устраивало - Людмила Петровна по профессии медсестра. Но тут взбунтовался мой больной муж.
-Отговори её, отговори, - просил он, лежащий с температурой под 40 и весь в пятнышках зелёнки. При этом ещё и хватал меня за руки. Жуткое зрелище. Как будто не его родная мама хочет к нам приехать, а монстр какой-то....
Я сильно испугалась и с горем пополам отговорила свекровь ехать нам.
Потом, когда Сергей поправился, он объяснил своё нежелание видеть маму таким образом:
-Она бы каждые 15 минут пичкала бы меня бульоном, кашей. Давление с температурой измеряла, не дала бы поболеть спокойно.
У моей лучшей подруги в ту пору был маленький ребёнок - моя крестница и тёзка Василиса. 10 месяцев было ей тогда.
Муж подруги был согласен покупать, приносить продукты, но оставлять сумки на коврике у двери в квартиру. "Принесу, поставлю, позвоню в дверь, спущусь на этаж ниже. Вы заберёте, мне крикните, что всё ок."
Вроде бы и нормально, но мне было как-то тревожно - кто её знает, эту ветрянку? Вдруг малышка заболеет раньше времени?
Выручила нас Люся. Узнав о ветрянке, она заявила, что точно знает, что она сама и её дети ветрянкой переболели. Поэтому будет приходить к нам и приносить продукты.
-А Виталик? - спросила я. - Болел?
-Ну, раз не заболел, когда дети болели, значит болел, - ответила Люся. - А если нет - так пусть заболеет, хоть меньше пить будет.
Уже в ту пору призрак алкоголизма маячил в люсиной семье - Виталик пил всё больше и больше.
И Люся приходила к нам, мы с ней готовили еду, ужинали, болтали. Ей явно не хотелось идти забирать детей у своей мамы и возвращаться домой, к пьяному мужу. И даже рассказала, что задумывается о разводе.
В конечном итоге она с мужем развелась. Он запил, как говорится, по чёрному. Люся с детьми жила у родителей, хотя квартира, в которой остался муж, была её собственностью. У Виталика имелись братья-сёстры, всё же им удалось заставить мужчину пройти курс лечения. Затем Виталик куда-то уехал, якобы на заработки. Люся с детьми перебрались в свою квартиру. Дочка Люси и Виталика Вика на всю свою жизнь возненавидела пьющих людей. Разумеется, Люся не рассказывала мне всего того, что творил её муж в пьяном виде в ту пору, когда они ещё жили вместе, до какого состояния допивался. А дети всё это видели. И у девочки, видимо, навсегда сохранились жуткие детские воспоминания о пьющем отце, затем это всё сказалось и на отношениях с матерью.
Люся тогда ещё не пила. Вернее, так скажем, "пила, как все". Могла прийти к нам в гости с бутылочкой дорогого спиртного напитка - как главный бухгалтер, она получала хорошую зарплату - выпить за ужином по бокалу с моим мужем. На корпоративах, встречах одноклассников, опять же, пила, "как все".
Как все...
А затем в моей жизни и в жизни Люси почти одновременно произошли трагические события - смерть родителей.
Вообще, эта история на самом деле очень грустная....
Будет продолжение.
Берегите себя и своих близких!