Обвинение друг друга - типичный механизм, который используется в нашей культуре для манипуляций. И люди верят, потому что с детства к этому привыкли. К тому, что они должны рационально мыслить и всё контролировать. Но, если посмотреть на мир незамутнённым взглядом, эти "данности" теряют свою очевидность, ведь в каждом событии задействовано такое множество факторов, которое даже при желании не поддаётся нашему контролю.
Бруно Латур, автор акторно-сетевой теории предложил использовать совсем иную плоскость рассмотрения. Он применял эту оптику к анализу научных открытий. Вопреки нашим обыденным представлениям, их совершает не какой-то гениальный субъект в одиночестве. Этот субъект взаимодействует с целой сетью - научными лабораториями, материалом исследования, социальным пространством. На исход событий влияет и фон - погода, климат, случайности.
Вся эта совокупность разного рода факторов и определяет исход. Иногда один маленький фактор может тормозить всё остальное, а иногда, напротив, он становится прорывным. Латур пишет об "агентности" этих факторов и о том, что бессмысленно приписывать эту агентность кому-то одному. Например, человеку, который сделал открытие.
А это значит, что все из агентов "живые". Они активно участвуют в процессе и образуют сеть. Так, если мы уронили банку с чернилами, в этом процессе участвовали не только мы. Агентов события много - сама банка, чернила внутри, поверхность стола и пола и прочее.
На мой взгляд, в психологии этой теории не хватает. Психологи привыкли рассматривать человека узко - как совокупность его биологических предпосылок и воспитания. Уже в терапии появляются запросы - "сформируйте мне новую нейронную связь". Но всё это стирает реальность, в которой мы существуем в живом контакте с огромным множеством разных "агентов". Это дверь, которую мы открываем. Кофе, который мы завариваем по утрам. Тапки, которые нам велики, и они влияют на наши решения. И много что ещё.
Узкий редукционистский взгляд на человека проник в психологию, укоренился в ней, и в итоге чувство вины обычно снимают путешествием в детство к образам сердитых родителей или заменой "плохих" представлений о себе на "хорошие". Хотя, на самом деле, мир многообразен, и никто из нас не является центром мира. Каждый из нас - всего лишь агент, подобно ёмкости для чернил, которая внезапно упала на пол. В этом событии мы не можем сказать, что виноваты мы, виноваты чернила или виновата поверхность стола. Или, может быть, тапки жали нам ноги столь сильно, что мы не заметили, как её уронили. Весь этот ансамбль предметов и факторов складывается в единое событие. Каждый предмет и фактор активен в нём не меньше других.
Отказываясь от своей субъектности, мы теряем иллюзию контроля, но обретаем свободу. Осознание, что мы являемся всего лишь одним из агентов, творящих мир таким, какой он есть, кажется более реалистичным, чем человек-кукловод, виноватый в том, что уронил куклу посреди спектакля. В таком контексте чувство вины теряет свой смысл, как и невротический сверхконтроль. Жить в мире танцующих вещей гораздо веселее и приятнее, чем в убогой и скучной парадигме вины и искупления. Новый взгляд исцеляет, и для психологии в нём большой потенциал.
(Автор - Иванова Татьяна Александровна, клинический психолог, юнгианский аналитик, кандидат философских наук, ссылка - https://www.b17.ru/article/706300/?prt=247809 )