Найти в Дзене
Автоюрист

Весовые рамки против перевозчиков: как оспорить штраф без договора аренды

В этой статье полный расклад об оспаривании штрафов с весовых рамок без договоров аренды. Поскольку сроки привлечения к ответственности за перегрузы и негабариты увеличили с двух месяцев до года, это сказалось на стратегии обжалования. Раньше «аренду» использовали, не переживая за привлечение арендатора к ответственности. Двухмесячный срок не позволял это сделать. Увидев это, законодатель отреагировал. Теперь одного года будет достаточно. Для региональных бюджетов это повод радостно потирать руки, предвкушая денежные поступления. Для нас же с вами — выработать более эффективные способы обжалования штрафов с АПВГК. Я предлагаю пока отставить в сторону «ленивую» схему защиты, практикуемую многими юристами: договор аренды + акт приема-передачи и подойти к процессу оспаривания системно. Для консультации автоюриста по штрафам, обратитесь по ссылкам в конце статьи. Владелец дороги отвечает не только за ее состояние, равно как и за состояние весогабаритного комплекса, но и за размещение акту
Оглавление
"Аренда" - не единственный способ оспорить штраф с весогабаритной рамки
"Аренда" - не единственный способ оспорить штраф с весогабаритной рамки

В этой статье полный расклад об оспаривании штрафов с весовых рамок без договоров аренды. Поскольку сроки привлечения к ответственности за перегрузы и негабариты увеличили с двух месяцев до года, это сказалось на стратегии обжалования.

Раньше «аренду» использовали, не переживая за привлечение арендатора к ответственности. Двухмесячный срок не позволял это сделать. Увидев это, законодатель отреагировал. Теперь одного года будет достаточно.

Для региональных бюджетов это повод радостно потирать руки, предвкушая денежные поступления. Для нас же с вами — выработать более эффективные способы обжалования штрафов с АПВГК.

Я предлагаю пока отставить в сторону «ленивую» схему защиты, практикуемую многими юристами: договор аренды + акт приема-передачи и подойти к процессу оспаривания системно.

Для консультации автоюриста по штрафам, обратитесь по ссылкам в конце статьи.

1️⃣ Владелец дороги отвечает за грузовой перегруз

Владелец дороги отвечает не только за ее состояние, равно как и за состояние весогабаритного комплекса, но и за размещение актуальной информации. И о дорожном полотне, и об АПВГК.

За нарушение порядка размещения информации его оштрафуют до 200 000 рублей. И вроде нам от этого ни тепло и не холодно. Однако это сказывается на перспективах оспаривания штрафов с автоматической рамки.

Вот неполный перечень действий, которые должен осуществлять владелец дороги:

  • обслуживание АПВГК (и это не только поверка раз в год);
  • обслуживание дорожного полотна;
  • ремонтные работы и т.д.

Размещение актуальной информации на сайте:

  • техническое состояние дороги;
  • ремонтные работы;
  • АПВГК в тестовой эксплуатации;
  • введение временных ограничений по массе;
  • Аварийно-опасные участки и т.д.

А теперь представьте: вы проехали под рамкой, пришло постановление. Например, превышение допустимой массы более чем на 50%. А в процессе разбирательства выясняется, что владелец дороги не занимался обслуживанием весогабаритного комплекса. По некоторым весовым рамкам это делается раз в три месяца с обязательным выездом к объекту.

❗ Вот что по этому поводу сообщил завод-изготовитель по нашему запросу в письме:

«производитель не гарантирует соответствие системы заявленным характеристикам, в случае несоблюдения правил ее эксплуатации и регламента технического обслуживания»

Как думаете, проводится ли обслуживание комплексов в соответствии регламентом? Полагаю, вы догадываетесь.

Суд не стал запрашивать информацию о переодическом тех. обслуживании АПВГК, что послужило поводом для возврата дела на новое рассмотрение
Суд не стал запрашивать информацию о переодическом тех. обслуживании АПВГК, что послужило поводом для возврата дела на новое рассмотрение

Второй пример связан с отсутствием актуальной информации на сайте, когда вы не смогли скорректировать маршрут движения и попали под «просушку дорог».

И в том, и в другом случае штрафы за перегруз приходят вам. Однако нарушение совершил владелец дорожного участка. И здесь в пору обратиться к другой статье КоАП:

📜 Статья 1.6. КоАП РФ:

  • Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Если уж законодатель обращает внимание на происходящее вокруг весовых рамок (участок дороги, дорожные знаки, место расположения, отображение актуальной информации на специальных ресурсах) то для нас это обязательно.

2️⃣ Штраф при перевозке жидких грузов

Так называемый «наливняк» это лотерея для перевозчика. Можно хоть двести раз «взвеситься» перед выездом, но жидкий груз на то и жидкий, чтобы постоянно перемещаться. Тут и перестраховка в виде недогруза не поможет.

Если весовая рамка не «пробьет» по общей массе, то «пробьет» на ось или группу из-за смещения. Как этот вопрос урегулирован в Европе? Существует международная рекомендация для таких случаев.

Международная рекомендация для судов необязательна, но применяется
Международная рекомендация для судов необязательна, но применяется

Сюда же относятся и инертные грузы: уголь, песок, щебень и т.д. В нашей стране это норма не обязательна, и судьи не преминут об этом напомнить.

Однако главное, на что обращают внимание, — это общая масса. Если общего перегруза нет, то хоть они и указывают на необязательность нормы к применению, но все же её учитывают. Конечно, постановления ЦАФАП отменяют не в 100% случаев, но довольно часто.

Штраф с авторамки отменен. При перевозке жидкого груза была лишь превышена нагрузка на одну ось, но не на общую массу
Штраф с авторамки отменен. При перевозке жидкого груза была лишь превышена нагрузка на одну ось, но не на общую массу

3️⃣ Ответственность грузоотправителя при перегрузе

Если погрузка осуществляется у грузоотправителя, кто отвечает за перегруз или негабарит? Конечно этих вводных недостаточно, чтобы с уверенностью сказать: он и отвечает. Однако в Постановлении Правительства № 2200 есть несколько интересных формулировок. Они касаются определения массы груза.

Если продукция перевозится в таре, упаковке, то его масса определяется грузоотправителем. То же касается штучных товаров, опломбированных грузов. И если грузоотправитель в договоре-заявке не «подсунул» пункт об ответственности перевозчика, то именно он указывает сведения о массе груза в накладной.

  • Сведения о массе груза с указанием способа ее определения вносятся в транспортную накладную грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.

Т.е. если «накосячил» грузоотправитель, привлекают все равно перевозчика. Однако это не мешает привлечь к ответственности грузоотправителя либо взыскать с него понесенный ущерб. Суд может удовлетворить иск, даже если этот пункт прямо не прописан в договоре.

Помимо прочего, в Административном кодексе прописана ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе и габаритах груза. Сумма штрафа доходит до 600 000.

Грузоотправитель несет ответственность, если предоставил неверные данные
Грузоотправитель несет ответственность, если предоставил неверные данные

Итак, КоАП и Постановление Правительства акцентируют внимание на грузоотправителе. Значит и перевозчикам тоже нужно это делать. Поэтому, получив штраф с АПВГК, поднимите документы, связанные с конкретной поездкой, чтобы вспомнить детали и условия перевозки.

4️⃣ Сбои в работе весогабаритных рамок

О сбоях в работе весовых рамок с детальным разбором я опубликовал отдельную статью. Их перечень растет год от года, а ошибки все курьезней и курьезней. Для примера разберем конкретную ситуацию.

Обратите внимание на фактическое количество осей с тем, что вы видите на фотографиях (листайте вправо). Да, возможно, это «ленивый мост», поэтому рамка его не посчитала. Однако ошибку с определением групп осей и их нумерацией это не отменяет.

Как видите, система ошибочно объединила 3-ю ось одного ТС (возможно ленивый мост) с 4-ой осью другого ТС (прицепа) выдав их за группу сближенных осей.

Таких ошибок масса и это не повод ими пренебрегать. Напротив, согласитесь, сложно проигнорировать нарушение, подобное этому. Оно очевидно, и его уже не спрячешь. Да только кто сейчас смотрит на АКТ весогабаритного контроля, когда можно просто составить договор аренды, не занимаясь анализом документов.

5️⃣ Штраф с авторамки не от того органа

Помните, что написано на постановлениях, которые вы получаете, проехав под той или иной рамкой? Правильно, чаще всего это Тверской ЦАФАП. Тут в пору обратиться к КОАП, вспомнив базовые нормы.

📜 Статья 29.5. КоАП РФ — Место рассмотрения дел:

  • Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Далее копнем чуть глубже, обратившись к Приказу РТН от 15.08.2023. Ниже цитата с перечнем регионов, находящихся в подведомственности ЦФО:

Цитата из Приказа Ространснадзора
Цитата из Приказа Ространснадзора

Тут получивший «письмо счастья» перевозчик спросит: «А причем здесь Тверской ЦАФАП? Авторамка, с которой мне пришел штраф во Владивостоке».

Обращаемся к другой норме Административного кодекса, которая вроде как отвечает на вопрос.

📜 Часть 5 Статья 29.5 КоАП РФ:

Как рассматриваются дела при фиксации нарушения автоматикой
Как рассматриваются дела при фиксации нарушения автоматикой

Как видите, Кодекс позволяет рассматривать такие дела. Но есть одно обстоятельство. Я его выделил жирным шрифтом. Думаю, внимательный читатель обратит на него внимание и сопоставит с тем, как рассылаются материалы с административными правонарушениями и, по сути, незаконными постановлениями. К сожалению, мало кто это подмечает.

Тверской ЦАФАП не имел права выносить Постановления
Тверской ЦАФАП не имел права выносить Постановления

6️⃣ Ограничение нагрузки на дорожное полотно

Иначе говоря, «просушка дорог». Подробно о ней я рассказал здесь, а здесь записал видеоролик. Несмотря на вызываемый ею ежегодный резонанс, многие по-прежнему о ней не слышали либо забывают. Как результат, штрафы массовые штрафы за перегруз в период просушки (привет тульской весовой рамке).

Если вкратце, то никто, конечно, дорогу с феном не сушит. Просто в определенный период (весна или лето) в регионах понижают нагрузку на дороги (местные и региональные) чтобы сохранить полотно в должном состоянии. И если условный «шестиосник» в этот момент проедет по дороге (пусть даже и пустой), то владельцу придет штраф.

К счастью, есть обширный перечень грузов-исключений, на которые пониженные нормативы не действуют. Но поскольку весовая рамка не знает, что вы перевозите, то оспаривать штраф придется уже в суде.

Однако такие штрафы оспариваются как на стадии рассмотрения в органе, так и в суде.

7️⃣ Устное предупреждение

Если весовая рамка выявила «негабарит» на «пустой» фуре, то, возможно, не имеет смысла идти в лобовую атаку в суде.

Сразу несколько статей Административного кодекса позволяют как минимум снизить размер штрафа в несколько раз, а как максимум — заменить его предупреждением. И да, это относится и к 12 главе КоАП.

Применять стратегию нужно избирательно. Это зависит от характера нарушения, административной истории, наличия однородных нарушений и т.д. Однако умелое её использование эффективнее «донкихотского наскока». Впрочем, иногда эти подходы совмещаются.

РТН оштрафовал перевозчика за негабарит. Суд ограничелся предупреждением
РТН оштрафовал перевозчика за негабарит. Суд ограничелся предупреждением

Итог:

Оспаривание штрафов с весовых рамок не исчерпывается описанными мною способами. Я их привел, чтобы упростить задачу перевозчикам, у которых опускаются руки, получая очередной конский штраф.

Монополизация рынка грузоперевозок — это ухудшение качества услуг (что бы по этому поводу не говорил законодатель) с одновременным его удорожанием. А это коснется каждого. Вне зависимости от причастности к сфере. И в этом смысле мало что так ударило по рынку частных перевозок, как многочисленные штрафы с весовых рамок за перегруз или негабарит.

Ниже вы можете обратиться за консультацией или помощью, если таковая потребуется. Я же попрошу вас поделиться этой статьей с кем-нибудь из перевозчиков. Вдруг она кому-нибудь поможет.

Делитесь своими комментариями на эту тему. Я их читаю и всегда стараюсь извлекать полезное. Возможно ваша история поможет другим перевозчикам.

Удачи на дорогах!

___________________________________

⚖ Оспорить штраф с весовой рамки:

✅ Консультация и анализ документов — бесплатно!

___________________________________