Найти в Дзене
Автоюрист

Незаконные штрафы с авторамок: Рассказываю, как отменить Постановление Ространснадзора

Оглавление
Авторамка (АПВГК) ошибочно зафиксировала перегруз: как оспорить
Авторамка (АПВГК) ошибочно зафиксировала перегруз: как оспорить

Принято считать, что автоматика не дает сбоев. Однако, если добавить к автоматике российские реалии, ситуация выглядит иначе.

В этой статье, расскажу о том, какие штрафы с автоматических весогабаритных камер, являются незаконными, какие критерии установлены законом и как оспорить штраф с авторамки, если грузовой перегруз или негабарит — есть следствие сбоя в системе.

Потребуется помощь автоюриста — оставляйте заявку, или обращайтесь по контактам в конце статьи.

Электронное информационное табло. Устанавливается после авторамки. Фиксирует грузовой перегруз и негабарит
Электронное информационное табло. Устанавливается после авторамки. Фиксирует грузовой перегруз и негабарит

Электронное информационное табло

Автоматическая рамка оснащается электронным табло. Это нужно для того, чтобы водитель:

  1. Мог устранить имеющийся перегруз или негабарит
  2. Не собирал штрафы с весогабаритных рамок по маршруту следования

Теперь представьте, что электронное табло не сработало, или хуже того — не установлено. Какое количество штрафов, за один рейс «соберет» грузоперевозчик? Возможно после такого рейса, проще будет закрыть предприятие и обанкротиться.

Поэтому, отсутствие информационного табло, ровно, как и неработающее информационное табло — основание признать штраф незаконным.

Как оспорить штраф при неработающем/отсутствующем табло

Нужно доказать, что информационное табло действительно не сработало, или не установлено. Для этого потребуется фото или видео фиксация. Запись с вашего регистратора, либо с регистратора других дальнобойщиков, которые проезжали с рамки за это число. Можно запросить запись с дорожной камеры.

Кроме того, если ваш случай на конкретной авторамке не единственный, нужно коллективно обращаться в прокуратуру. Возможно предписания прокуратуры будет достаточно, чтобы штрафы признать незаконными и избежать судебных тяжб.

📜 Ссылаться нужно на Приказ Минтранса №348, где написано:

После АПВГК по пути следования транспортных средств устанавливается оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства.
Оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, устанавливается на расстоянии от АПВГК, обеспечивающем возможность восприятия водителем размещаемой на нем информации с учетом установленного на участке автомобильной дороги скоростного режима, а также должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такому оборудованию11.
В процессе эксплуатации оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя ТКТС о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства, должно соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к нему заводом-изготовителем, и быть работоспособным.
На данном оборудовании отображается:
— государственный регистрационный номер транспортного средства;
— информация о факте превышения транспортным средством допустимых весогабаритных параметров.
Для вновь установленных авторамок, устанавливается тестовый период. Штрафы за перегруз и негабарит в это время, грузоперевозчик не оплачивает
Для вновь установленных авторамок, устанавливается тестовый период. Штрафы за перегруз и негабарит в это время, грузоперевозчик не оплачивает

Тестовый период для автоматической рамки

Для недавно установленных автоматических рамок, существует тестовый период. Он составляет три месяца. Тестовый период помогает понять насколько автоматическая рамка корректно рассчитывает весогабаритные параметры.

Его собственно и ввели потому что грузоперевозчики, мягко говоря обалдевали, когда, проезжая на пустой фуре им высвечивался перегруз.

В одно время в этом смысле грузоперевозчикам «запомнились» рамки в Краснодарском крае (Усть-Лабинск), Республике Татарстан и Челябинской области. Да и по другим регионам, случаев было много.

Если во время тестового периода, проезжая под рамкой на табло высветился перегруз или негабарит, такой штраф оплачивать не нужно. Более того, информационное табло, должно уведомлять водителя о том, что рамка работает в тестовом периоде.

В идеале ситуация выглядит так, как описано выше. На практике, электронное табло часто не отображает информации о работе рамки в тестовом режиме, а владелец автомобильной дороги передает информацию о факте перегруза или негабарита в надзорный орган. В итоге приходит «письмо счастья».

Выражение «приходит письмо счастья» — условное, т.к., штраф может отобразиться на «Госуслугах».

Как оспорить штраф при тестовом периоде авторамки

Нужно доказать, что авторамка работает в тестовом режиме. Для этого направьте запрос владельцу дороги. Запрос можно направить до судебного разбирательства, когда вы готовите апелляционную жалобу. Если по какой-то причине, ответ на запрос не пришел, подайте ходатайство судье. Судебный запрос игнорировать никто не будут.

📜 Ссылаться можно на Приказ Минтранса:

Владельцы автомобильных дорог для вновь вводимых в эксплуатацию АПВГК должны обеспечить их работу в тестовом режиме в течение трех месяцев, а также информирование пользователей автомобильных дорог о работе АПВГК в тестовом режиме, включая сроки такой работы, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее, чем за неделю до начала работы такого АПВГК в тестовом режиме.
В рамках тестового режима функционирование АПВГК осуществляется с фиксацией весогабаритных параметров транспортных средств и размещением владельцами автомобильных дорог результатов измерений на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае фиксации превышения весогабаритных параметров транспортных средств) без передачи соответствующей информации в уполномоченный контрольно-надзорный орган.
Место установки авторамки (АПВГК), влияет на показатели весогабаритного измерения
Место установки авторамки (АПВГК), влияет на показатели весогабаритного измерения

Место установки автоматической рамки

Если рамка установлена в неположенном месте, это напрямую влияет на результаты взвешивания фуры и определения её габаритных параметров. Причем нужно обращать внимание не только на участок дороги, но и на дорожное покрытие.

Что самое удивительное, установка в неположенном месте — это настолько вопиющее нарушение, что, казалось бы, тут ошибки исключены.

Ну представьте себе: перекопать дорогу, установить весовое оборудование, нанести дорожную разметку, установить знаки, информационное табло, камеры, все заасфальтировать, установить авторамку с захватом обочины по краям, а после выяснить, что здесь то устанавливать было нельзя.

Если вы думаете, что такое невозможно, пожалуйста — авторамку в Костромской области установили рядом с Т-образным перекрестком. Как этого можно было не заметить, для меня загадка. Причем, это не единственный случай по стране.

Как оспорить штраф, если место установки/дорожное покрытие не соответствует нормам закона

Часть несоответствий, например, наличие предупреждающих знаков, дорожной разметки, электронного табло — выявить легко. Также, как и наличие перекрестков, съездов перед и после установки авторамки.

А вот с дорожным покрытием сложней. Для некорректного результата, необязательно должен быть «явный» спуск или подъем. Небольшое отклонение тоже может повлиять на результаты взвешивания. Особенно, если у вас «наливняк».

Если возникли сомнения в соответствии дорожного покрытия требованиям закона, придется проводить независимую экспертизу. Экспертиза дорожного покрытия — дорогое удовольствие, однако, случаи отмены штрафов в результате заключения о несоответствии — имеются.

Лучше всего, если будет коллективная жалоба грузоперевозчиков в прокуратуру. Так дешевле провести экспертизу, а вероятность отмены штрафов — кратно повышается.

📜 Ссылаться также можно на приказ Минтранса:

Участки автомобильной дороги протяженностью 100 метров до места установки и 50 метров после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать следующим требованиям:
— продольный уклон не более 10 промилле (постоянный);
— поперечный уклон не более 30 промилле;
— прямые с допустимым радиусом кривизны в плане не менее 1 000 метров;
поперечная и продольная ровность проезжей части не должна превышать нормативных показателей и должна обеспечивать возможность измерений согласно метрологическим характеристикам средств измерений.
Соответствие мест установки оборудования АПВГК установленным в настоящем пункте требованиям должно подтверждаться результатами инструментального контроля, организованного владельцем автомобильной дороги и проводимого не реже одного раза в 3 месяца.
Оборудование АПВГК устанавливается на автомобильных дорогах на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после участков ускорения или замедления движения (регулируемых или нерегулируемых перекрестков, специально отведенных мест для отдыха, остановок общественного транспорта, объектов сервиса, сужения или расширения дороги, примыкания полос торможения или разгона, железнодорожных переездов и иных мест), за исключением незаконных примыканий.
При измерении весогабаритных параметров, авторамка (АПВГК), может неверно просчитать результаты, в результате чего, придет "письмо счастья"
При измерении весогабаритных параметров, авторамка (АПВГК), может неверно просчитать результаты, в результате чего, придет "письмо счастья"

Особенности измерения на автоматических рамках

Авторамки часто дают сбои. Это касается как измерения массы фуры, так и её габаритов. Поэтому, когда вам приходит постановление о штрафе, обязательно нужно запросить акт весогабаритного контроля, так как перегруз или негабарит, может быть следствием ошибки измерения.

Что даст акт весогабаритного контроля?

Если это перегруз, мы узнаем какой именно: общий или по оси. Если по оси, то по какой конкретно? Одиночная ось, или группа сближенных осей? Односкатная или двускатная? То же самое при негабарите: где конкретно автоматика выявила нарушение, и с чем оно может быть связано?

Вот как выглядит ошибочный штраф за перегруз:

На фуре с группой сближенных осей, авторамка измеряет общую массу по группе, а затем, равномерно распределяет вес каждую ось отдельно. Например, если на группе из строенных осей общий вес составит 21 тонну, то система распределит вес по 7 тонн на каждую ось. При этом, фактическое распределение веса, может быть иным. Таким образом, на выходе, вы получаете «письмо счастья», с перегрузом, в котором общая масса просчитана правильно, а распределение нагрузки по осям — нет.

На фото ниже — я проиллюстрировал, как реальное распределение, отличается от того, что видит автоматическая рамка.

Авторамка (АПВГК) ошибочно распределяет вес по осям фуры
Авторамка (АПВГК) ошибочно распределяет вес по осям фуры

Следующий пример — измерение габаритных параметров:

Здесь бывает масса сбоев. Автоматика ошибочно учитывает, наружные зеркала, таможенную пломбировку, подножки, поручни и даже антенны. Как следствие — штраф за негабарит. На иллюстрации ниже — я выделил какие части ошибочно учитывает авторамка.

Авторамка неверно просчитывает габариты фуры
Авторамка неверно просчитывает габариты фуры

Штраф с весогабаритной рамки: ответственность грузоперевозчика

Естественно ответственность не наступает автоматически. Более того, она может наступить при определенных обстоятельствах. В первую очередь, если вы перевозили опломбированный груз, а погрузка осуществлялась у грузоотправителя.

Как оспорить перегруз, если загрузка была у грузоотправителя

В данном случае, нужно предоставить в суд, данные о перевозимом грузе: ТТН, путевой лист и т.д. Доказать, что погрузка осуществлялась у грузоотправителя, а груз был опломбирован.

📜 Ссылаться нужно на Постановление Правительства №2200:

Сведения о массе груза с указанием способа ее определения вносятся в транспортную накладную грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.
При приеме груза к перевозке масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, - перевозчиком в присутствии грузоотправителя.
При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытых транспортных средствах или контейнерах масса груза определяется методом взвешивания грузоотправителем.
По требованию одной из сторон договора перевозки после определения общей массы груженого транспортного средства и нагрузки на оси транспортного средства составляется и подписывается сторонами договора перевозки акт взвешивания, который прилагается к транспортной накладной.
При приеме к перевозке груженного контейнера или съемного кузова определяется общая масса груженого транспортного средства и нагрузка на оси транспортного средства с составлением акта взвешивания, который прилагается к транспортной накладной.

✔ Вывод

Не нужно принимать на веру, точность автоматических рамок. Они грешат и примеров тому масса. Поэтому опускать руки раньше времени — не стоит. Конечно, поскольку штрафы высокие есть риск: обжаловать и не добиться победы. В этом случае оплатить штраф с 25% скидкой не получится.

Однако, никто не мешает вам, сначала оплатить штраф, а затем, вернуть оплаченную сумму, если дело развалится в суде. Эта норма законом предусмотрена и на практике работает.

Удачи на дорогах!

Понравилась статья? — Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал! Здесь, я рассказываю о том, что полезно автомобилистам и грузоперевозчикам.

___________________________________

⚖ Оспорить штраф за перегруз/негабарит:

✅ Консультация и анализ документов — бесплатно!

___________________________________

Полезно прочитать грузоперевозчикам:

___________________________________

#перегруз #негабарит #авторамка #оспорить_штраф_с_авторамки #письмо_счастья #автоюрист_по_перегрузу #негабаритный_груз #нагрузка_на_ось #перегруз_по_оси #АПВГК