Найти в Дзене
Строки фронтовые

Дальше двигать невозможно: Дневник самурая, который видел крах Японии у Халхин-Гола

С каждым нашим ударом – падает, улетучивается хвастливый самурайский дух. Давно ли – только в мае месяце! – пресловутый и наглый, до черта всем нашим товарищам надоевший генерал Камацубара грозился – «уничтожить дерзкие войска Монголии». И пришлось подлым японским захватчикам уносить свои ноги и сотни убитых за рекой Халкин-Гол самураев. Также провалились июльские замыслы японских генералов. Как известно, они, эти японские замыслы, закончились Баин-Цаганским побоищем самураев в начале июля и разгромом в песчаных манханах в третьей декаде июля. Представляют значительный интерес записи в дневнике японского офицера Накамура, командира 1-го батальона 71 пехотного полка 23 дивизии. Хвастливо начинаются записи: «22.6 – взято оружие на караул перед знаменем. Напутственное слово командира части японского полковника Окамото: -Ваша часть направляется к монгольской границе. Надеюсь на полную победу над противником». Дальше, в течении нескольких дней, когда батальон шествовал по тылам, - в записях
Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 г. "РУДН ПОИСК"
Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 г. "РУДН ПОИСК"

С каждым нашим ударом – падает, улетучивается хвастливый самурайский дух.

Давно ли – только в мае месяце! – пресловутый и наглый, до черта всем нашим товарищам надоевший генерал Камацубара грозился – «уничтожить дерзкие войска Монголии».

И пришлось подлым японским захватчикам уносить свои ноги и сотни убитых за рекой Халкин-Гол самураев. Также провалились июльские замыслы японских генералов. Как известно, они, эти японские замыслы, закончились Баин-Цаганским побоищем самураев в начале июля и разгромом в песчаных манханах в третьей декаде июля.

Представляют значительный интерес записи в дневнике японского офицера Накамура, командира 1-го батальона 71 пехотного полка 23 дивизии. Хвастливо начинаются записи:

«22.6 – взято оружие на караул перед знаменем. Напутственное слово командира части японского полковника Окамото:

-Ваша часть направляется к монгольской границе. Надеюсь на полную победу над противником».

Дальше, в течении нескольких дней, когда батальон шествовал по тылам, - в записях самурая Накамура – столь же лживые и глупые, сколько хвастливые и наглые домыслы о мнимых победах японских войск.

Но стоило Накамуре с его бандой вступить в соприкосновение с советско-монгольскими частями, как записи в его дневнике становятся короче, судорожнее. И так легко представить перекошенное от ужаса и злобы псиное обличье врага, изливающего в дневнике свою поганую душу, содрогающуюся перед мощью советского оружия, перед мощью героической Красной Армии.

3-го июля, в день Баин-Цаганского побоища японцев, Накамура, видно, стиснув зубы, записал: «Несколько десятков танков противника внезапно напали на наши части. У нас произошло страшное замешательство. Лошади заржали и разбежались, таща за собой передки орудия. Автомашины помчались во все стороны. Как только закончился воздушный бой, снова начался кучный обстрел со стороны противника. Весь личный состав упал духом».

Охотно поверим в этом случае подлому самураю. Действительно японцы упали духом и не только духом. Многие тысячи японцев пали своими головами. Накамура, так сказать, свидетельствует:

«Снаряды ложились очень густо и уничтожали все на своем пути».

А через день Накамура вновь записал:

«Было произведено несколько бомбардировок со стороны противника. Настроение личного состава резко ухудшилось». И в этом случае надо поверить: самурай записал то, что и было на самом деле. И дальше мы читаем:

«8-го рано утром были убиты офицеры Отани и Кобота. Немного позже убит Ода и ранен командир роты. – 9-го июля убито семь человек, и так почти каждый день».

Отметим, что эти дни – после Баин-Цаганского побоища – были днями относительного затишья.

Неся непрерывные потери, бессильные перед мощью наших войск, японцы злобно неистовствуют. Накамура записал:

«Роты взяла двух пленных, один был расстрелян, а второй был отправлен в штаб группы.»

Ужасающим издевательствам подвергают японцы попавших к ним в подлые лапы наших товарищей.

Нашим ответом на эти зверства будут новые и новые удары по врагу, полное уничтожение японо-самурайской гадости.

Известно, что в конце июня японцы вновь наступали и вновь были наголову разбиты.

Накамура записал 23-го июля:

«В ротах ощущался недостаток командного состава. В одной роте на должность комвзвода назначен по совместительству командир отделения правого фланга. Были убиты майор Иосинако и подпоручик Сугияма.»

На другой день Накамура записывает:

«Погибли офицеры Фокумото и Хирота. Рота потеряла очень много комсостава. Командование ротой было передано старшему унтер-офицеру».

О потерях рядовых солдат Накамура уже перестал и записывать.

28-го июля записи обрываются. Сам Накамура последовал за своими Фокумото и Хирота. Последней его записью – красноречивое признание:

«Дальше двигать невозможно?..»

Японской одуревшей военщине, действительно, дальше двигаться невозможно. Она будет уничтожена.

Владимир Ставский

Газета «Героическая Красноармейская» №71, 23 августа 1939 год.

Агроном против самураев: Как лейтенант Бойченко на Халхин-Голе вражеский миномет в пыль превратил
Строки фронтовые15 августа 2025

Строки фронтовые. Халхин-Гол 1939 год. | Строки фронтовые | Дзен

Нажмите "ПОДПИСАТЬСЯ" 👍 — это вдохновит нас на новые исследования в архивах и поможет выпускать для вас еще больше интересных материалов.

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"