Об их «гусарских подвигах» предпочитают помалкивать.
Что это – двойные стандарты? Ведь:
- мы чтим классиков и жалеем, когда они становятся жертвами выстрелов,
но
- относимся снисходительно, если зачинщиками поединков становятся именно они.
При этом собственно их таланты ни в коей мере не становятся «меньше».
Да и попадание звезд в статус бретеров вполне можно объяснить традициями времени.
Знать же о том, что некто из наших знаменитостей стрелялся, важно для общего понимания их характера и духа эпохи. А еще ради того, чтобы не сотворить себе кумиров.
И ведь таких классиков у нас немало.
Взять хоть Александра Грибоедова. У нас принято рассказывать о том, как самого Александра Сергеевича в числе 37 сотрудников дипломатической миссии и прочих находившихся в здании посольства в Тегеране порешили тысячи фанатиков.
(Подробнее об этом читайте Дзен-статью «Что это был за алмаз, которым пытались компенсировать уничтожение Грибоедова со всем русским посольством».)
Но у нас мало кто в курсе, что в 1817 г. в Петербурге он участвовал в так называемой четверной (когда после основных противников стрелялись их секунданты) дуэли.
Виной всему была очаровательная танцовщица Авдотья Истомина.
Кроме будущего светила русской литературы, участвовали граф Александр Завадовский, кавалергард Василий Шереметев, корнет Александр Якубович (кстати, декабрист).
Из-за ранения, несовместимого с жизнью, которое нанес Завадовский Шереметеву, вторую часть поединка перенесли. Так в 1818 г. в Грузии Якубович попал Грибоедову в мизинец.
А уж сколько «гусарских подвигов» было у Александра Пушкина!
Ни много ни мало 30 (по другим данным, 28) вызовов состоялось с его стороны или в отношении его. Из них последовало 5 полноценных дуэлей.
При этом причины для вызова порой были самыми смехотворными, от неудачной шутки (вот бы сегодня каждого юмориста – да на расправу…) до несогласия в оценке книги.
Ну, а собственно состоявшиеся поединки у светила русской поэзии были:
1) с двоюродным дядей Павлом Ганнибалом в 1816 г. в родовом имении Михайловское. 17-летний Саша в течение всего бала танцевал с дочкой генерала, а на котильон ее пригласил Ганнибал. Как тут было юноше не вспылить? Хотя вызвал он собственного родственника;
2) Вильгельмом Кюхельбекером в 1819 г. Вообще они были товарищами по учебе. Но Сашенька с детства слыл острым на язык. Вот и в этот раз в эпиграмме он обыграл историю с Василием Жуковским, который не пришел на званый ужин, а для оправдания сказал, будто виной тому – визит Кюхельбекера.
При этом на поединке Кюхельбекер промахнулся, Пушкин дал залп в воздух… а потом они помирились;
3) подполковником Семеном Старовым в 1822 г. Причина была мелкая – несогласие относительно музыки на балу. Однако бретеры сделали по несколько выстрелов не в воздух, а друг по другу, правда, каждый раз промахиваясь. Встречу завершили секунданты;
4) прапорщиком генерального штаба Александром Зубовым в 1822 г. Этот военный, видите ли, посмел нечестно играть в карты. Затем в поле Зубов промахнулся, а Пушкин стрелять не стал вовсе;
5) Жоржем Дантесом (Геккерном) в 1837 г. А вот об этой истории все в курсе – с чего она началась и к чему привела…
Таким образом, большинство вызовов не привели к поединку, реальных дуэлей у Пушкина было 5.
Также дуэльные истории отдельно от собственно состоявшихся поединков отличают у Михаила Лермонтова. Считается, что призыв «теперь сходитесь!» он слышал дважды:
1) с Эрнестом де Барантом за Черной речкой в 1840 г. Это был сын французского посла, который решил, что поэт написал о нем обидные стихи;
2) отставным майором Николаем Мартыновым возле Пятигорска в 1841 г. И опять-таки все в курсе, из-за чего и с каким исходом прошел этот поединок, вновь уже вторично после Пушкина, лишивший мир гениального поэта…
Интересно, что есть классики, о которых поговаривают, будто они тоже стрелялись, но прямых доказательств тому исследователи так и не нашли.
В первую очередь это Федор Достоевский. Считают, что Иван Тургенев однажды послал ему вызов.
Или вот тот же Тургенева чуть было не схлестнулся со Львом Толстым из-за вопросов воспитания внебрачной дочери Тургенева.
Толстой высмеял натужность в рассказе Тургенева о том, что, де, юная Полина, проживая за рубежом, занимается благотворительностью, даже собственными руками чинит одежду бедняков.
Любопытно, что перчатку кинул не папаша, а Толстой. И он же в пылу в качестве оружия предложил не общепринятые в дуэльном кодексе пистолеты, но охотничьи ружья.
Тургенев же был готов только на пистолеты.
Вот из-за споров в выборе оружия поединок и… отменили.
Ну, а что с классиком мировой литературы, который буквально воспел дуэли: Александром Дюма? Исследователи считают, что сам он лично стрелялся один раз – с молодым студентом.
Точнее, не совсем с ним...
Правила поединка были не такими, какими их описывал литератор в книгах о мушкетерах – «дуэлянтах-забияках».
Здесь поссорившиеся тянули жребий, и по правилам вытащивший несчастливую фишку должен был сам застрелиться. Жребий достался писателю.
Но веселый Дюма не был бы самим собой, если бы не придумал во всех смыслах остроумный выход из опасной ситуации. Он заперся в комнате… спустя несколько минут снаружи его противник и секунданты услышали выстрел… а после этого писатель вышел живым и невредимым со словами: «Я стрелял, но промахнулся».
Важно добавить, что все названные тут и еще многие другие классики участвовали в поединках в годы, когда поединки были запрещены законодательно. Но все они относились к таким перестрелкам как к подобающим для защиты чести, даже если перчатку, как в случае с Дюма, бросали после выпитого вина.
Да и состоявшиеся дуэльные истории порой не усмиряли их участников...
П. с. Уважаемые читатели, добавляйте ваши примеры известных классиков, участвовавших в дуэлях.
И на близкие темы читайте посты «Как чудили и развлекались дворяне? Топ-5 чудачеств», а еще «До 28 лет была няня у Пушкина. Почему ж так долго?».
+ отвечайте на тест «Вспомните кино СССР по сцене дуэли в кадре: 15 вопросов».
#наука #биографии #культура #история #знаменитости