«...право, я не дуэлянт!»
«Дepycь семь раз я на неделе… но лишь тогда, когда задели», – уверял персонаж, которого в первую очередь вспоминают, говоря о дуэлях. Д’Артаньян был тем еще заядлым фехтовальщиком, любителем оттачивать мастерство на живых мишенях.
В книгах Александра Дюма и их многочисленных экранизациях этих бретеров показали весело, легко и непринужденно. Настолько, что читатели и телезрители привыкли воспринимать гасконца с его друзьями, а затем и остальных любителей поединков смелыми и улыбчивыми ребятами.
А советское кино «Д’Артаньян и три мушкетера» вообще вышло настолько бесподобным, что публика окончательно и бесповоротно полюбила гасконца с его друзьями.
При этом мало кто задумывался, что вообще-то принцип «ради смеха льете кpoвь» говорил о человеческих жизнях. И д’Артаньян, едва-едва вставляя разные дуэли в распорядок дня, вовсю орудовал шпагой, порой лишая здоровья, а то и жизней различных людей.
И всё почему? Потому что кто-то перешел ему дорогу. Причем как в серьезном, так и по мелочи, например косо посмотрел.
Портос же вообще глубоко не вникал, действуя по правилу «дepycь… просто потому, что дepycь».
Как минимум – хулиганы, как максимум – серийные (с учетом многочисленных поединков) убийцы были эти товарищи. Даже наставник учил их: «Эфес почаще грейте о ладонь».
Ох, недаром кардинал с его помощниками именовали таких «озорников» гoлoвopeзами!?
Фильм о д’Артаньяне вышел на экраны нашей страны в 1978 г. А новыми мушкетерами стали называть героев фильма «Гардемарины, вперед!», который сняли в 1987 г.
Не напрасно, наверное, даты появления обеих картин друг друга зеркалят: 78 и 87. Во многом гардемарины действительно стали русскими мушкетерами. В том числе в фильмах о них также было множество поединков.
Вообще же сюжеты о бретерах бывали самые разные.
Так, если говорить о легком налете мистики, можно вспомнить «Маленькие трагедии», где персонажу пришлось биться с каменной статуей. Оказывается, у нее тоже были свои представления о чести.
Еще одним из известнейших дуэлянтов стал заглавный герой «Евгения Онегина». Множество экранизаций посвящено ему:
- от черно-белого (!) немого (!!) «Евгения Онегина» 1911 г. (!!!)
Интересно, как в этом случае героям кричали: «Теперь сходитесь»? С помощью титров? :)
- до цитаты оперы Петра Чайковского в… фильме «Зеленый фургон». Здесь на сцене театра ставили как раз это бессмертное произведение двух гениев – поэзии и музыки. А местный преступник умудрился свершить очередное злодеяние прямо по ходу спектакля.
Вот так и вышло, что после окончания очередного акта Ленский с пола не поднялся.
Его коллега, игравший Онегина, несколько раз один выходил на поклон публике, удивляясь: ужто ли его друг настолько вошел в роль, что не может после разыгранного поединка прийти в себя? Но оказалось, что его на самом деле пристрелили.
Наконец, максимально пародийно эта тема была обыграна в замечательном советском мультике «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Там под звуки всё той же оперы Чайковского на стихи Пушкина коварный Охотник вызвал на дуэль… Зайца. Но, разумеется, всё закончилось хэппи-эндом: «Принесли его домой – оказался он живой!.. И еще неоднократно выйдет Зайчик погулять!»
Другой мультик СССР так и назывался: «Дуэль». И там бой состоялся прямо в воздухе между… вороной и большой мухой.
Разумеется, много сюжетов о поединках снималось не только в СССР, но и на постсоветском пространстве, и в других странах.
В частности, в современном кино России «Дуэлянт» весь сюжет посвящен философскому осмыслению дуэльного кодекса. Там, как оказалось, известные на весь город бретеры были должниками одного человека: таинственного графа Беклемишева.
При этом вместо их всех (благо правила кодекса позволяли) на поединки за оплату ходил некий везунчик, каждый раз возвращавшийся живым: отставной офицер Петр Яковлев.
А в новом российском сериале «Этерна» показали фэнтези-поединок между герцогом и лидером повстанцев.
Впрочем, самым главным дуэлянтом российской истории, а как следствие, книг и фильмов об этом все же остается светило нашей культуры: Александр Пушкин.
О его конфликте с Жоржем Шарлем Дантесом в нашей и других странах написано много книг и снято много фильмов, вот как современное российское кино «Пушкин: Последняя дуэль».
Если же переводить тему на радикально противоположные рельсы, можно вспомнить французскую комедию «Укол зонтиком». В ней герой Пьера Ришара неожиданно для себя вынужден был защищаться от коварного профи.
Причем оба случайным образом повторяли все трюки поединка из другого французского кино – «Фанфан Тюльпан», которое в тот момент показывал телевизор в комнате героя.
Ну, а мы сегодня вспомним схватки конкретно из фильмов СССР.
П. с. Друзья, называйте ваши примеры фильмов и мультфильмов, где так или иначе фигурировали «дуэлянты-забияки» :)
П. п. с. Кстати, Дюма пришлось держать ответ за дуэлянтов перед российской публикой. Причем не только за героев его книг, но и за… Дантеса. Ведь именно так он назвал своего графа Монте-Кристо. Об этом см. Дзен-статью «Какие слова кричит русский мужик, внезапно провалившись, или Как Борис Полевой стал Борисом Водяным».
Также читайте посты «Герои кино о приключениях: от советских мушкетеров => к постсоветским гардемаринам => к современному "Дyэлянтy"», наконец «"Пиф-паф, ой-ой-ой!": лучший советский мультик – пародия на грани фарса!».
#кино #культура #психология #тест #тесты #киноСССР #викторина #викторины