Дрожь от этой истории пробирает до сих пор. Тысячи фанатиков порешили 37 сотрудников дипмиссии, 19 тегеранцев и 80 человек из толпы – всех находившихся в нашем посольстве и рядом с ним.
В живых чудом остался лишь один человек – секретарь Иван Мальцов (ему удалось спрятаться). По его описаниям мы и знаем о peзне 30 января 1829 г.
Это был день, когда не стало человека, который, возможно, мог быть вторым «солнцем русской поэзии» после Александра Пушкина… или первым перед ним…
Помимо утраты для культуры, это была утрата политическая: ведь расправились с Александром Грибоедовым, который возглавлял дипмиссию. Такого рода расправа была нонсенсом и сама по себе, и на международном уровне. В следующий раз подобное случилось лишь через 50 лет с русским военным атташе в Турции Максом Куммерау.
Сегодня Грибоедова назвали бы полномочным послом.
Александр Сергеевич прожил всего 34 года, практически воплотив будущую мечту современных рокеров «жить быстро, умереть молодым» и словно бы предшествуя Михаилу Лермонтову с его «я раньше начал, кoнчy ране».
Актер Михаил Щепкин, игравший в пьесе Грибоедова, считал, что тот на самом деле спастись мог, но ему не дало сделать этого собственное самолюбие. «Он давно мечтал о cмepти, сам бросился в толпу мятeжников и пoгиб, нисколько не сопротивляясь».
Но за отпущенные ему судьбой годы, в которые уместились лишь юность и молодость, Грибоедов успел очень многое. Он вел яркую, весьма насыщенную жизнь:
- в 11 (!) лет поступил в университет и окончил его в 15 (!!) лет;
- вовсю «гусарствовал», в том числе участвовал в дуэлях (к счастью, без летальных исходов – когда он был секундантом в известной «четверной дуэли» Александра Завадовского с Василием Шереметевым и сам стрелялся с Александром Якубовичем);
- в ранней юности получил чин титулярного советника и право на потомственное дворянство;
- сделал виртуозную карьеру в Дипломатическом корпусе;
- писал музыку, в частности два потрясающих вальса, прочно вошедших в классику;
Как тут не вспомнить слова героини советского фильма: «Этот вальс написал человек, которому грустно жилось».
- в 21 год начал создавать одно из гениальнейших произведений русской классики – «Горе от ума»...
Он успевал и в политической дипломатии, и в творчестве. Это как если бы сегодня ребята из команды КВН «Парапапарам» вместо выступления в вышке Александра Маслякова разразились чем-нибудь глобальным. Или как говорили в советской комедии «Покровские ворота»:
«– Напишите комедию в стихах, как Грибоедов!
– Он плохо кoнчил!»
Однако ситуация в реальности была не веселая… несмотря на то, что Грибоедов на самом деле разразился сатирической комедией, повлиявшей на всю российскую литературу впоследствии...
К слову о последствиях. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» описал возвращение тела поэта-дипломата на Родину так, что становится жyткoвaто:
«– Откуда вы?...
– Из Тегерана.
– Что вы везете?
– Грибоеда».
Итак, что же это был за алмаз, которым персидский шах пытался морально компенсировать уничтожение диппосольства во главе с его главой – Грибоедовым? Каким камнем хотели возместить утрату прекрасного поэта?
Прежде всего скажем, что алмаз не просто отдали, а доставили в Петербург Николаю I практически «на блюдечке с золотой каемочкой».
Более того, привез его не абы кто, но внук персидского шаха собственной персоной: принц, седьмой сын наследника престола Аббас-Мирзы – Хозрев-Мирза – не поленился лично добраться до нашей северной столицы.
Помимо алмаза, Хозрев-Мирза доставил множество богатых даров.
Словом, шах очень старался уладить дипломатический скандал.
Алмаз же был самой богатой, эффектной и уникальной частью даров. Он даже назывался величественно – «Шах».
Вы наверняка знаете, что наиболее крупным и знаменитым алмазам присваивают собственные имена, вот как самому большому в мире (3167,5 каратов) «Сержиу», найденному в Бразилии, либо «Орлову» (400 каратов), из Индии попавшему в Россию.
Кстати, вторым по ценности в нашей стране после «Орлова» как раз и стал этот «Шах».
Это не просто «красивый камешек». Это безупречный эксклюзив:
- он имеет потрясающий, завораживающий блеск (смотришь – и можешь поверить, почему его в течение веков захватывали и отвоевывали);
- он весит добрые 88,7 каратов. А это баснословно дорого, даже если считать цену драгоценности буквально.
Так, в наши дни за камень среднего качества в 1 карат просят примерно 550 долл. Добавьте сюда еще самые разные комиссии. Приплюсуйте надбавку за уникальность, высочайшее качество, «историчность» и многое другое.
Впрочем, и после всех этих суммирований вы не поймете стоимости алмаза однозначно. Потому что такой раритет в принципе бесценен;
- цену алмазу добавляют многочисленные рубины и изумруды, которыми обрамили это чудо;
- кроме того, одна из выполненных на нем надписей (гравировка имени средневекового шаха) является общепризнанным шедевром орнаменталистики;
- наконец, «Шах» имеет потрясающую историю. Будучи найденным в давнем 1450 г., он затем долгое время украшал трон правителей Империи Великих Моголов. Причем они почитали его весьма высоко, у некоторых алмаз даже всегда был перед глазами – его размещали над троном на балдахине;
- ну и, конечно же, как многим его драгоценным «сородичам», этому алмазу приписывают самые невероятные магические свойства. Не даром найден он был на берегу реки с говорящим названием Кришна...
Словом, алмаз этот – и с безукоризненным видом, и с баснословной ценой, и с «родословной», и с древней историей, и с «атмосферой».
Кстати, он не огранен, но только отполирован. Это лишний раз говорит о повышенно бережном к нему отношении.
В наше время, к счастью, «Шах» не перешел в частную коллекцию. Он находится в российском Алмазном фонде.
Конечно, это не компенсирует раннего ухода из жизни потрясающего таланта – Грибоедова, а также многочисленных работников его посольства и случайных людей на улице. Но если бы алмаз выкупил какой-нибудь олигарх, было бы обиднее…
П. с. В продолжение читайте Дзен-посты «Экзотичные супруги знаменитостей» (а у Грибоедова жена была именно такая) и еще «"Поел на экю – погулял на мильён": и как это кардинал в "Д’Артаньяне и трех мушкетерах" в XVII в. так умудрился».