Найти в Дзене

История парохода «Кола»

Или с такими союзниками и враги не нужны… 13 февраля 1943 года из Владивостока на Камчатку через Цусимский пролив вышел пароход «Кола». Капитан – Л.М. Соловьев. На борту - 73 члена экипажа и девять пассажиров с детьми. 15 февраля пароход задержал и опросил военный японский корабль. После этого японцы отпустили советское судно и оно продолжило свой путь. 16 февраля пароход «Кола» находился в Тихом океане и следовал намеченным курсом. В 23 часа 30 минут внезапно раздался оглушительный взрыв, потом еще один. Левый борт был разорван, верхняя палуба и надстройка тоже. Многие моряки, находившиеся в жилых помещениях левого борта, были обречены. «Кола» накренилась, погас свет, на палубу выбросило мазут, она стала скользкой. Оставшиеся в живых в абсолютной темноте скатывались за борт. Барахтающиеся в ледяной воде моряки увидели, как в 300 метрах от них всплыла подводная лодка. Её экипаж в течение 10 минут наблюдал за тем, как пытаются выжить русские, но на помощь так и не пришёл. Радист успел в

Или с такими союзниками и враги не нужны…

13 февраля 1943 года из Владивостока на Камчатку через Цусимский пролив вышел пароход «Кола». Капитан – Л.М. Соловьев. На борту - 73 члена экипажа и девять пассажиров с детьми.

15 февраля пароход задержал и опросил военный японский корабль. После этого японцы отпустили советское судно и оно продолжило свой путь.

16 февраля пароход «Кола» находился в Тихом океане и следовал намеченным курсом. В 23 часа 30 минут внезапно раздался оглушительный взрыв, потом еще один. Левый борт был разорван, верхняя палуба и надстройка тоже. Многие моряки, находившиеся в жилых помещениях левого борта, были обречены. «Кола» накренилась, погас свет, на палубу выбросило мазут, она стала скользкой. Оставшиеся в живых в абсолютной темноте скатывались за борт.

"Кола". Из открытых источников.
"Кола". Из открытых источников.

Барахтающиеся в ледяной воде моряки увидели, как в 300 метрах от них всплыла подводная лодка. Её экипаж в течение 10 минут наблюдал за тем, как пытаются выжить русские, но на помощь так и не пришёл.

Радист успел включить аварийную радиостанцию и передать в эфир четырехкратное «С» - условный сигнал, означающий, что судно торпедировано. Затем продублировал открытым текстом: «Торпедированы. Быстро тонем».

Судно затонуло так быстро, что спустить на воду удалость только одну спасательную шлюпку и два плота. Но самые страшные испытания только начинались. Поблизости не оказалось кораблей, которые могли бы спасти наших моряков. В море оказался 31 человек. И только четверым удалось пережить двухнедельный дрейф по холодному зимнему океану без еды и воды.

Зимнее Японское море. Фото автора.
Зимнее Японское море. Фото автора.

4 марта в 30-40 милях юго-восточнее мыса Муротосаки на острове Сикоку японский тральщик подобрал четверых выживших – радиста И.Х. Кириленко, третьего механика Г.Л. Смаричевского, старшего механика Ф.Т. Мотина и машиниста М.Ф. Платонова.

23 марта русским морякам удалось встретиться с советским консулом в Токио, а 1 апреля они отправились домой.

Так кто же торпедировал наш пароход? Японцы, скрупулёзно ведущие подсчёт вражеских потерь, даже после окончания Второй Мировой открещивались от уничтожения советских кораблей. По документам получалось, что за всё время ведения боевых действий на Дальнем Востоке ни одно советское судно по вине японских моряков потоплено не было.

Немцы? Тоже нет.

Американцы. В этом признался бывший командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Чарльз Локвуд в своей книге «Топи их всех». Пароход «Кола» (и еще один наш корабль – «Ильмень») был потоплен американской подводной лодкой SS-276 «Sawfish».

Типа, сами виноваты, нужно было идти через пролив Лаперуза (который зимой был скован льдом), а подлодкам некогда разбираться, чьи это были суда, поэтому топили всех…