Nakamichi Dragon, выпущена в 1982 году. Эта дека превзошла даже самые смелые ожидания - автоматическая калибровка азимута, безукоризненная механика, минимальные искажения. До сих пор она является символом аналоговой эпохи, когда техника делалась не ради маркетинга, а ради звука.
История и происхождение: путь Nakamichi к вершине
Компания Nakamichi Corporation была основана в 1948 году в Японии инженером Эцуо Накамичи. Изначально она занималась исследовательской деятельностью в области магнитных головок и акустики для радиооборудования.
Однако уже в 1970-х Nakamichi выходит на рынок бытовой аудиотехники, предлагая продукцию премиального сегмента. В 1973 году они выпускают кассетную деку Nakamichi 1000, которая стала первой в мире трёхголовочной декой с полностью ручной калибровкой.
К началу 1980-х годов компания уже прочно удерживает статус инноватора в кассетной индустрии. Однако конкуренция нарастала: Sony, Technics, Revox и даже Marantz начали продвигать свои топовые решения. Именно тогда Nakamichi создаётся проект с рабочим названием “Dragon”.
Kozo Kobayashi — гений в тени
Козо Кобаяши (Kozo Kobayashi), инженер, чьё имя почти не встречается в официальных каталогах, но которого знатоки называют отцом инженерной части Dragon.
В 1970–80-х Кобаяши возглавлял работы по разработке магнитных головок в Nakamichi. Он был ответственен за создание уникальных Crystalloy heads — головок с ферромагнитным сплавом, обеспечивающим:
- исключительную износостойкость,
- сверхнизкий уровень шума,
- и феноменальную точность съёма сигнала с ленты.
Эти головки стали неотъемлемой частью моделей 1000ZXL, ZX-9, ZX-7, а затем и Dragon.
Хотя патенты на систему NAAC (Nakamichi Auto Azimuth Correction) оформлены от лица компании, существует множество косвенных подтверждений, что именно Кобаяши стоял за:
🔸конструкцией механики узла азимута,
🔸выравниванием по фазе левого и правого каналов,
🔸адаптацией головок к изменяющемуся положению ленты в кассете.
NAAC — сердце Nakamichi Dragon
Главной инновацией стала технология NAAC (Nakamichi Auto Azimuth Correction) — система автоматической корректировки азимута воспроизводящей головки.
Что такое азимут. Это угол поворота магнитной головки относительно плоскости магнитной дорожки на ленте.
Nakamichi разработала специальную систему, в которой серводвигатель в реальном времени корректировал поворот головки воспроизведения, считывая фазовые сдвиги сигнала на определённых частотах. Это позволило идеально адаптировать звук под каждую конкретную кассету, независимо от её происхождения или качества записи. Именно эта технология позволила Dragon воспроизводить даже старые или плохо записанные кассеты с максимальной точностью.
Механика Dragon: от капстанов до NAAC
· Два капстана (тонвала), обеспечивающих стабильное движение ленты;
· Система двойного прямого привода (Dual Direct Drive) для независимого управления каждым капстаном;
В Dragon используется неподвижная четырёхдорожечная головка воспроизведения. Лента движется в обе стороны, а электроника выбирает, какую пару дорожек считывать. Запись: Только в одном направлении.
Пять моторов, каждый на своём посту
Внутри Dragon скрываются пять двигателей. Вместо того чтобы нагружать один двигатель сразу несколькими задачами (как это делалось в большинстве бытовых дек), инженеры Nakamichi пошли по пути максимальной специализации:
· Два двигателя прямого привода (Direct Drive) вращают левый и правый капстаны. Причём капстаны сделаны разного диаметра и вращаются с разной скоростью, что исключает резонанс и способствует более равномерному перемещению ленты. Такая конструкция позволила добиться исключительной стабильности скорости — отклонение составляло всего 0.019% RMS (Wow & Flutter).
· Третий двигатель заменяет громоздкие электромеханические соленоиды. Он плавно поднимает и опускает блок магнитных головок, делая переключение направлений почти бесшумным и очень точным.
· Четвёртый мотор отвечает за перемотку кассеты и работу подмоточных шпинделей, сохраняя нужное натяжение ленты и защищая её от перегибов или смещения.
· Пятый привод, встроенный в блок головок, управляет работой системы NAAC (Nakamichi Auto Azimuth Correction) — уникальной технологии автоматической регулировки азимута.
Почему Dragon до сих пор ценят?
Отзывы и тесты уважаемых аудиожурналов (Audio Magazine, Stereo Review, Sound & Vision) говорят одно: звук Dragon — это максимум того, на что способна кассетная технология.
· Частотный диапазон: 20 Гц – 22 000 Гц (на ленте типа IV / металл)
· Уровень искажений: менее 0.8%
· Сигнал/шум (SNR): до 72 дБ с Dolby C
Аудиофилы отмечают, что даже при воспроизведении обычных кассет Dragon вытягивает максимум информации с ленты. Особенно хорошо слышны вокальные партии, живые инструменты и реверберации.
С кем конкурировала Nakamichi Dragon?
- Revox B215 (Швейцария)
Разработана студией Studer Revox— компанией с богатой катушечной историей. - Tandberg TCD 3014A (Норвегия)
Эта дека считалась конкурентом для Dragon по части честности звучания. - Nakamichi ZX-7 и CR-7
Иронично, но главными конкурентами Dragon стали… другие модели Nakamichi.
Малоизвестные факты о Dragon
· Название «Dragon» — не просто символ мощи, а отсылка к восточной мифологии, где дракон — покровитель мудрости и силы.
· Изначально планировался выпуск версии с поддержкой записи Dolby S (расширенный шумоподавитель), но проект был закрыт из-за кризиса кассетного рынка.
· Механика Dragon была вдохновлена технологией видеомагнитофонов Nakamichi, особенно в области стабилизации скорости.
Технология стабилизации скорости пришла из видеомагнитофонов?
· Компания ещё в 1970-х годах занималась разработкой видеомагнитофонов для японского рынка, включая промышленные модели.
· В видеооборудовании требовалась особенно точная стабилизация скорости ленты, чтобы обеспечить стабильное и корректное воспроизведение видеосигнала на экране — без искажений и дрожания изображения.
Эти наработки были перенесены в Dragon:
o два капстана с разной скоростью вращения,
o кварцевая стабилизация,
o моторная схема с электронным управлением без соленоидов.
Заключение.
Nakamichi Dragon — не просто легендарная кассетная дека, а воплощение целой эпохи инженерной мысли и качественного аналогового звука. Несмотря на цифровую революцию, она остаётся эталоном, к которому продолжают стремиться и сегодня.
А что думаешь ты? Возможно, у тебя есть свои воспоминания или опыт с техникой Dragon? Пиши в комментариях — интересно узнать, кто ещё любит аналог в эпоху цифры.