Найти в Дзене
Фильманьяк

В списках не значился (2025) - Райан Плужников наносит ответный удар

21 июня 1941 года. Николай Плужников, выпускник военного училища, прибывает к месту несения службы, в Брестскую крепость. С утра его должны были зачислить в личный состав военнослужащих, но этому не суждено случиться. На рассвете начнётся война, и тут уже будет не до формальностей... Вот у нас прямо обожают всячески хаять и ругать СССР. Что, разумеется, находит отражение в кино. Однако любого ярого антисоветчика пожалуй можно заткнуть, если завести речь о плодах культуры, о том богатом наследии, которое осталось после Союза. В данном случае можно вспомнить о том, какие замечательные, великолепные, даже шедевральные фильмы о Великой Отечественной войне были сняты в СССР. К сожалению, это та часть наследия, которая осталась в прошлом. На мой взгляд, если у нас столь пестуют необходимость патриотического воспитания, то на 9 мая (и не только на него, кстати говоря, для подобных вещей повод не нужен) в кино следовало бы выпускать в повторный прокат советскую классику вроде «Летят журавли»
А в чём проблема воссоздать надпись в первозданном виде?
А в чём проблема воссоздать надпись в первозданном виде?
21 июня 1941 года. Николай Плужников, выпускник военного училища, прибывает к месту несения службы, в Брестскую крепость. С утра его должны были зачислить в личный состав военнослужащих, но этому не суждено случиться. На рассвете начнётся война, и тут уже будет не до формальностей...
Складывается впечатление, что музыка Николая Ростова написана не без помощи нейросети.
Складывается впечатление, что музыка Николая Ростова написана не без помощи нейросети.

Вот у нас прямо обожают всячески хаять и ругать СССР. Что, разумеется, находит отражение в кино. Однако любого ярого антисоветчика пожалуй можно заткнуть, если завести речь о плодах культуры, о том богатом наследии, которое осталось после Союза. В данном случае можно вспомнить о том, какие замечательные, великолепные, даже шедевральные фильмы о Великой Отечественной войне были сняты в СССР. К сожалению, это та часть наследия, которая осталась в прошлом.

Ради натурных съёмок была отстроена копия Брестской крепости.
Ради натурных съёмок была отстроена копия Брестской крепости.

На мой взгляд, если у нас столь пестуют необходимость патриотического воспитания, то на 9 мая (и не только на него, кстати говоря, для подобных вещей повод не нужен) в кино следовало бы выпускать в повторный прокат советскую классику вроде «Летят журавли» или «Иди и смотри». А не снимать очередную «тематическую» картину, на которой разворовывают бюджеты, щедро предоставляемые Фондом Кино.

С клиповостью порой перебор. Например в последней сцене с Машковым.
С клиповостью порой перебор. Например в последней сцене с Машковым.

Вот давайте посмотрим на цифры. «Брестская крепость» стоила почти в 4 раза дешевле, чем «В списках не значился». Понятно конечно, что и цены выросли, в 2010 проезд на автобусе был 10 рублей, а нынче 36. А исполинский бюджет новой экранизации Бориса Васильева сопоставим разве что с недавним блокбастером «Мастер и Маргарита», который обошёлся в миллиард двести тысяч рублей.

Камео фюрера - не выдумка. Он действительно посетил крепость 26 августа 1941 года.
Камео фюрера - не выдумка. Он действительно посетил крепость 26 августа 1941 года.

Только вот вопрос - ну и что? Кой прок от этих вливаний, если они никак не влияют на художественный уровень? К примеру, сравнивая «В списках не значился» и «Брестскую крепость» можно сказать только одно - самолёты теперь не выглядят как в симуляторе «Ил-2 Штурмовик». Других отличий не обнаружено.

Коротаев пошёл дальше Малюкова, в финальной сцене придав Плужникову такой вид, будто он только что сошёл с иконы.
Коротаев пошёл дальше Малюкова, в финальной сцене придав Плужникову такой вид, будто он только что сошёл с иконы.

Подозрения на что-то недоброе закрадываются уже с первых кадров. Камера выписывает витиеватые пируэты вокруг сдобренного компьютерной графикой пейзажа советского вокзала. От клипового монтажа кружится голова. Понятно, что это кино снималось для поколения тик-токов, у которых в жизни нет никаких ценностей кроме тупых смартфонов и тупых кальянов. Для них всё, что длиннее рилса, уже скучно. Но всё-таки, в зале же есть и родители этих чилдренов, которые ещё помнят, что такое хорошее кино.

Цветокор явно списан с «Спасти рядового Райана», однако в сочетании с понтами операторской работы только усиливает клиповое впечатление.
Цветокор явно списан с «Спасти рядового Райана», однако в сочетании с понтами операторской работы только усиливает клиповое впечатление.

На 15-й минуте начинается экшн, и тут критики расплываются, нахваливая батальные сцены. А что проку? В 1975 у нас не было возможности делать немыслимые панорамы с квадрокоптеров, но Бондарчук в «Они сражались за родину» организовал на экране такую баталию, что Голливуд мог бы обзавидоваться. Грамотно снятая батальная сцена - это, разумеется, тоже талант, однако всё это не имеет смысла, когда это дело не подкреплено хорошим сценарием и убедительными характерами.

Шёл 2025 год, но в кино всё ещё стреляли от пояса.
Шёл 2025 год, но в кино всё ещё стреляли от пояса.

И вот как раз здесь сериальный постановщик Сергей Коротаев наступает ровным счётом на те же грабли, что и Андрей Малюков в своей, мягко говоря, неудачной экранизации «Я - русский солдат». К слову - фильм Малюкова, снятый 30 лет назад за куда меньшие деньги, тоже мог похвастать мощным визуалом сцен сражений, который не подпортило даже качество плёнки.

Про знамя на сей раз не забыли, хотя оно появляется всего на пять секунд в слоу-мо.
Про знамя на сей раз не забыли, хотя оно появляется всего на пять секунд в слоу-мо.

Но возвращаясь к проблемам постановки. Ни тот, ни другой режиссёр совершенно не поняли сценария. Во время просмотра даже сомневаешься, читали ли они саму повесть. Суть ведь кроется в том, что на примере одного человека Васильев показал практически судьбу каждого, кто столкнулся с войной. Ужас бомбёжки, столкновение с врагом, смерть товарищей, первое убийство, даже плен затронул. И самое главное - показано, как после всего пережитого почти сломленный человек находит в себе силы принять на себя ответственность роли защитника. И как стоически его решимость крепнет по мере того, как он вынужден принимать непростые решения, от которых зависит жизнь врага и жизнь его близких. Практически ничего из этого ни режиссёр, ни молодые исполнители на экране не могут отобразить.

На финальных титрах поют Shaman вместе с Расторгуевым, что должно явно порадовать либеральных зрителей.
На финальных титрах поют Shaman вместе с Расторгуевым, что должно явно порадовать либеральных зрителей.

Опустошённость от той беспомощности, в которой оказываешься на поле боя? Это смотрите Терренса Малика и его «Тонкую красную линию». В фильме Коротаева актёрам густо покрывают лицо сажей войны гримёры (причём иногда не к месту), но за ней не спрячешь слабую игру. Плужников на фоне аттракционной баталии представляется рядовым Райаном, которого все спасают ввиду старшинства и субординации. Никаких психологических перемен на лице актёра не отображается, есть лишь включаемые по расписанию сценария эмоции. Надо отдать должное Владиславу Миллеру хотя бы за его не шибко умелые старания. Это уже небо и земля по сравнению с тем оловянным психопатом, которого показали в фильме «Я - русский солдат».

Немцев сыграли русские актёры. Например, обер-ефрейтор - это Алексей Усольцев.
Немцев сыграли русские актёры. Например, обер-ефрейтор - это Алексей Усольцев.

Уж извините, что постоянно приходится оглядываться на старую экранизацию. Дебютантка Алёна Морилова в роли Мирры совершенно беспомощная. Тут обратный пример - в фильме Малюкова образ Мирры был отлично сыгран Миленой Цховреба-Агранович. Генпродюсер Машков, физиономия которого неуместно красуется на весь постер, проигрывает Алексею Булдакову. Его Степан Матвеевич хорош только в сцене последнего приказа Плужникову. В остальном просматриваются некоторые «Машковские клише», включая пристальный задумчивый взгляд. Кстати говоря, есть ещё один момент, проигрывающий старой экранизации. Тётя Христя в новом фильме имеет гораздо больше экранного времени, но её смерть куда большее впечатление произвела именно в фильме Малюкова. То же самое касается смерти Мирры.

Описать этот фильм можно одним словом - стерильный.
Описать этот фильм можно одним словом - стерильный.

В общем, опять вышло кино, в котором постановщики могут козырнуть разве что производственными мощностями, которые нам даёт технический прогресс. При этом же самое ядро, которое лежит в основе кинематографа - на грани отсутствия. Когда смотришь «...А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, на глаза накатывают слёзы, а кулаки сжимаются от праведного гнева. Когда смотришь «В списках не значился» вместе с его клиповой операторской работой и slow motion, единственное, что приходит в голову: «Прямо как в Call of Duty». Нет, такое кино в честь Великой Отечественной войны нам не нужно.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!