Найти в Дзене
Автоэксперт на пенсии

Обсудил с полковником ГАИ какой поворотник включать при въезде на главную дорогу под углом: 85% водителей ошибаются

Вот сколько лет за рулём, а тут вдруг возникла ситуация, заставившая меня задуматься. Вот я подъезжаю по второстепенной дороге под острым углом к перекрёстку, и мне надо направо. То есть, вроде бы я продолжаю движение параллельно главной дороге, при этом здесь есть ярко выраженный поворот, поэтому я должен предупредить других участников движения о своих намерениях. Но в этот момент возникает вопрос: какой поворотник включить? Правый? Левый? Или всё-таки вообще обойтись без сигнала, дабы никого не запутать? По статистике (неофициальной, но подтверждаемой практикой и наблюдениями), около 85% водителей в такой ситуации выбирают неверный сигнал или вообще не включают поворотник. Причём даже опытные — те, кто за рулём не первый десяток лет. Недавно на свадьбе детей наших общих друзей я разговорился со старым знакомым, которого не видел лет десять. Он вышел на пенсию в чине полковника, отдав всю жизнь службе в ГАИ. Здравомыслящий, спокойный, очень уравновешенный человек. Не из тех, кто броса
Оглавление

Вот сколько лет за рулём, а тут вдруг возникла ситуация, заставившая меня задуматься. Вот я подъезжаю по второстепенной дороге под острым углом к перекрёстку, и мне надо направо. То есть, вроде бы я продолжаю движение параллельно главной дороге, при этом здесь есть ярко выраженный поворот, поэтому я должен предупредить других участников движения о своих намерениях.

Но в этот момент возникает вопрос: какой поворотник включить? Правый? Левый? Или всё-таки вообще обойтись без сигнала, дабы никого не запутать?

По статистике (неофициальной, но подтверждаемой практикой и наблюдениями), около 85% водителей в такой ситуации выбирают неверный сигнал или вообще не включают поворотник. Причём даже опытные — те, кто за рулём не первый десяток лет.

Свадьба, разговор и один чёткий ответ

Недавно на свадьбе детей наших общих друзей я разговорился со старым знакомым, которого не видел лет десять. Он вышел на пенсию в чине полковника, отдав всю жизнь службе в ГАИ. Здравомыслящий, спокойный, очень уравновешенный человек. Не из тех, кто бросается громкими фразами, но каждое слово — по делу.

Мы говорили о дорогах, как водится. И я не удержался — спросил у него напрямую:

— Вот я запутался недавно. Расскажи: когда второстепенная примыкает к главной под углом, и я хочу двигаться в ту же сторону — какой поворотник включать и надо ли вообще его включать?

Такое мнение очень распространено. Поэтому я и решил написать статью
Такое мнение очень распространено. Поэтому я и решил написать статью

Он отложил вилку и, не задумываясь, ответил:

«Конечно, надо. И включай именно правый. Всегда правый. Потому что ты поворачиваешь руль направо. Всё остальное — нарушение».

Что говорят ПДД: пункт 8.1 и не только

Чтобы разобраться окончательно, нужно обратиться к ПДД. Пункт 8.1 Правил дорожного движения РФ гласит:

«Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать соответствующие сигналы световыми указателями поворота...»

«Слово "соответствующие" — это ключевое. Другие участники движения не должны угадывать, что ты собрался делать через минуту. Поворотник должен показывать, что ты запланировал сделать. И если ты крутишь направо — значит, правый. Чего ж ты запутался-то».

Пункт 8.5 дополняет:

«Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части…»

«То есть мало того, что ты должен сигнал подать, ты ещё и ехать должен по соответствующей полосе. А не так, что с левого ряда направо, и думаешь, что все поймут. Не поймут. И виноват будешь ты».

-3

Почему левый поворотник — это ошибка

Распространённая логика: если я включу правый поворотник, его никто не увидит. А если я планирую потом перестроиться в левый ряд, может, лучше включить левый сразу?

«Вот и получаются аварии, — сказал он. — Потому что ты показываешь одно, а делаешь другое. И водители с главной дороги думают: ага, он поворачивает налево, но у меня-то главная, и тут ты неожиданно выезжаешь на правую полосу. Водитель с главной пугается и по тормозам даёт, думая, что ты его не заметил. Итог — недопонимание на дороге и аварии».

Такая ошибка нарушает сразу несколько положений ПДД:

Пункт 8.1 — подача сигнала, не соответствующего фактическому манёвру.

Пункт 10.1 — обязанность соблюдать осторожность и избегать ситуаций, угрожающих безопасности движения.

Что говорит закон: штраф и последствия

-4

«У нас ведь всё просто, — продолжал он. — Нарушил — получай. Если подал неправильный сигнал — считай, что маневр выполнил с нарушением. А это уже статья».

Он имел в виду ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ:

«Нарушение правил маневрирования — 500 рублей штрафа».

Но если из-за такого сигнала произойдёт ДТП, дело может обернуться куда серьезнее. Тогда вступает в силу п. 10.1 ПДД, и инспектор, анализируя обстоятельства, вполне может сделать вывод: авария произошла по вашей вине, так как вы ввели других в заблуждение.

«А потом не докажешь. Камера покажет: включил левый, поехал направо — ну и всё. Штраф, страховка, разбирательства. Кому это надо?»

Почему выезд на дорогу под острым углом — это тоже поворот

Часто водители говорят: «Но я же не сворачиваю никуда, это просто изгиб дороги».

«Изгиб, не изгиб — на перекрёстке любое отклонение от прямолинейного движения — это поворот. Если главная уходит направо — это правый поворот. А значит, поворотник должен быть правый. Так написано, и так нужно делать. Не нравится — ходи пешком», — усмехнулся он.

-5

Особое внимание стоит обращать на табличку 8.13 "Направление главной дороги", которую часто вешают под знаком 2.1 "Главная дорога".

«Там всё чётко нарисовано. Куда уходит главная, куда — второстепенная. Не хочешь запоминать — хотя бы глянь перед перекрёстком. Повернул — подал сигнал. Вот и вся арифметика».

Не включай "на всякий случай"

«Худшее, что можно сделать — включить поворотник просто так, на всякий случай, чтобы было. Это ложная информация. Она мешает, сбивает с толку, и в итоге кто-то пострадает».

Правильный поворотник — не тот, который, по вашему мнению, будет «лучше виден». А тот, который соответствует реальному положению руля. Только так — и никак иначе.

Итог: вся правда от старого инспектора

После этого разговора у меня больше не осталось вопросов. Честно говоря, я сам раньше пару раз включал левый поворотник в такой ситуации — казалось, что так логичнее — другие водители увидят, что я въезжаю на их дорогу. Но теперь понимаю: логика здесь ни при чём, есть только правило. И если ты на дороге — ты либо его соблюдаешь, либо создаёшь проблемы.

«На дороге нельзя играть в догадки. Здесь не шахматы. Здесь всё должно быть понятно с первого взгляда. А поворотник — это твой единственный способ донести свои намерения», — сказал он напоследок.

Эти слова стоит запомнить. И перед тем, как нажать рычажок сигнала поворота, — подумайте: он точно соответствует тому, что вы сейчас собираетесь сделать?

Статья была полезна? Тогда подписывайся на канал и ставь лайк! Дальше — больше!