Найти в Дзене
Омут памяти

Гарри Поттер - непослушный ребенок, и это нормально. Письмо читательницы

Никто не задавался вопросом, почему Волька ибн Алеша скрывал от родителей то, что у него в друзьях старик Хоттабыч? Да потому, что взрослые бы все испортили! Представьте себе, Волька прибегает домой с кувшином. - Мама, папа, смотрите, что я нашел! - А ну-ка, дай сюда. Где ты это взял? Ты опять нырял? Я же тебе говорила, чтобы ты не нырял! Что в уши может налиться вода! Стой, что ты там ковыряешь? Эта вещь может иметь историческую ценность, ее надо сдать в музей. А если бы они застали Вольку висящим на люстре, а на полу старика Хоттабыча, то Вольку наказали бы, например, тем, что не пускали бы на речку. И лишили бы мороженого на месяц. А Хоттабыча в милицию до выяснения личности. Оттуда – в дурдом. И никаких тебе приключений, никакой Индии и Арктики. Зато ребенок в безопасности. Не свалится с ковра-самолета. Конечно, я утрирую, но именно поэтому дети очень неохотно впускают в свой мир взрослых. Справедливости ради надо сказать, что и взрослые редко делятся с детьми своими бедами и пробл
-2

Никто не задавался вопросом, почему Волька ибн Алеша скрывал от родителей то, что у него в друзьях старик Хоттабыч? Да потому, что взрослые бы все испортили! Представьте себе, Волька прибегает домой с кувшином.

- Мама, папа, смотрите, что я нашел!

- А ну-ка, дай сюда. Где ты это взял? Ты опять нырял? Я же тебе говорила, чтобы ты не нырял! Что в уши может налиться вода! Стой, что ты там ковыряешь? Эта вещь может иметь историческую ценность, ее надо сдать в музей.

А если бы они застали Вольку висящим на люстре, а на полу старика Хоттабыча, то Вольку наказали бы, например, тем, что не пускали бы на речку. И лишили бы мороженого на месяц. А Хоттабыча в милицию до выяснения личности. Оттуда – в дурдом.

-3

И никаких тебе приключений, никакой Индии и Арктики. Зато ребенок в безопасности. Не свалится с ковра-самолета.

Конечно, я утрирую, но именно поэтому дети очень неохотно впускают в свой мир взрослых.

Справедливости ради надо сказать, что и взрослые редко делятся с детьми своими бедами и проблемами. «Детям до 16 лет» касается не только эротических фильмов. Взрослые стараются не травмировать детей негативной информацией. Взрослым  трудно добиться откровенности от детей, но и мы, взрослые, часто ли бываем откровенными с детьми?

Нельзя сказать, что дети и взрослые живут в параллельных мирах. Мы многое друг о друге знаем. Но взрослые уже были детьми, а дети взрослыми еще не были. Поэтому детям труднее с пониманием. К тому же дети обычно хоть немного, но в чем-то виноваты. Двойка в дневнике, разбитая чашка, драка в школе. А взрослые их всегда могут чем-то наказать.

Я не говорю, что это хорошо или это плохо. Просто это так. Если мне кто-то скажет, что у них не так, простите, не поверю.

Я вот не пойму, Роулинг гиперболизировала обстановку, в которой довелось Гарри жить десять лет, когда мальчик сирота ходит в обносках, а осуждают за это не тетю с дядей, а самого мальчика? Или у них в Англии действительно так бывает? Нет органов опеки, которые могли бы проверить, в каких условиях живет ребенок, почему он спит в чулане под лестницей. Наконец, почему школа не обратила на это внимания, почему соседи не вызвали полицию, когда пес загнал ребенка на дерево и он просидел там целый день. Вероятно, в таких условиях Гарри вполне мог просто одичать.

Ну да не мне учить Роулинг писать книги.

В Хогвардсе Гарри смог начать жить как обычный ребенок. Другие дети могли скучать по дому и родителям, Гарри скучать было не по чему. У него с первых шагов в волшебном мире появились отличные друзья: Рон и Хагрид. Мощную прививку от развития звездной болезни ему сразу же сделал Снегг:

О, наша новая знаменитость!

Но было в нем кое-что такое, что проявилось сразу же, в первые дни обучения. Я говорю об истории с напоминалкой Невилла.  Подобрал Драко напоминалку с земли и начал глумиться над мальчиком, получившим травму. Всем ничего, а Гарри вмешался. Мол, отдай. Потом нарушил строгий приказ мадам Трюк, взлетел, поймал эту напоминалку. И тут Макгонагал: «Следуйте за мной!» Гарри потащился за ней, готовый принять наказание за свой поступок. Он представляет себе всякие ужасы, но не пытается оправдываться.  Что самое главное, он не сожалеет о своем поступке. Не думает, что сделал это напрасно, подставился из-за такой мелочи. Для него это не мелочь и по его понятиям о жизни он все сделал правильно.

-4

В истории с горным троллем ни Рон, ни Гарри особенно нарушать правила не собирались. Но некоторое ощущение собственной вины заставляет их принимать меры. Говорить о чем-то учителям или, тем более, Перси не дело. Почему тем более Перси? Да он же может начать задавать неудобные вопросы, подключить учителей или даже написать маме. И даже небольшая вина может стать большой. Сами-сами. А там уж как вышло, так и вышло.

Но главное правило для хороших, послушных детей – не совать свои сопливые носы во взрослые дела. И вот тут не только Гарри, но и его друзья становятся злостными нарушителями. А виной всему неуемное детское любопытство. Сначала Хагрид забирает сверток в банке. Вид у него очень таинственный. Но тогда Гарри еще не очень об этом задумывался. Потом у него появляются зацепки: заметка в газете, Пушок в подземелье и Фламель, про которого даже Гермиона ничего не знает. Достаточно монотонная жизнь в Хогвардсе обретает краски.

Узнать, кто такой Фламель можно было бы у кого угодно. Например, у Макгонагал. У Флитвика. У Стеббль. Но они сразу поймут, что этот вопрос неспроста. И предложат не совать нос в это дело. Да еще и приглядывать начнут, с чего эта шебутная троица так зачастила в библиотеку. Да и нет никакого толку обращаться со своими подозрениями к преподавателям. Он пробовали сказать о своих тревогах Макгонагал. И что в ответ?

— Я полагаю, вы считаете, что вы куда более надежные сторожа, чем десяток заклинаний?! — громко возмутилась профессор. — Хватит этой чепухи! Если я еще раз увижу вас около этой двери или кто-то расскажет мне о том, что видел вас здесь, Гриффиндор получит еще пятьдесят штрафных очков. Да, Уизли, мой собственный факультет!

А это профессор Снегг:

— Вы должны проявлять разумную осторожность, — закончил за него Снегг. — У вас такой вид, что можно предположить, будто вы что-то затеваете. А ваш факультет не может позволить себе еще сотню штрафных очков, не так ли?

Если бы они обратились к Дамблдору, то услышали бы ту же самую отповедь. Что-нибудь типа, что он доверяет Профессору Снеггу. И без детализации. Просто сидите тихо и никуда не лезьте

Подставил ли Дамблдор Гарри под удар в этой ситуации? Да попробуй такого Гарри удержи!

Конечно, тут должна быть совсем другая мораль. «Не ходите, дети, в Африку гулять». Гарри очнулся в больнице, Рону тоже крепко досталось. Но как же сладок вкус разгаданной тайны, приключения и победы!

Если бы в воспитательных целях Роулинг начала уговаривать детей слушаться взрослых, не лезть куда не велено, стали бы дети  это читать? А мы, взрослые, стали бы это читать? Самые интересные наши воспоминания о детстве всегда связаны с некоторым непослушанием. И давайте представим себе, что наш ребенок сидит сложив ручки на коленях. Первым делом мы бы начали щупать ему лобик. Потому что что-то не так. Не может нормальный, здоровый ребенок вести себя  как ангелочек.

Любовь Ганошенко

Другие письма Любови: