Мы не можем выбирать наши внешние обстоятельства, но мы всегда можем выбирать, как мы на них реагируем.
Эпиктет
Давайте посчитаем: когда Волан де Морт создавал свой первый крестраж, он расколол душу надвое. Значит, самый первый крестраж содержал половину души Темного лорда. А вторую половину Волан де Морт снова расколол. На две четвертинки.
Когда в Гарри попал осколок души Волан де Морта, то это был совсем крохотный осколок. Под табуретом на вокзале Кингс-Кросс скулил тот кусочек, который, который был в Гарри. Ведь Гарри стал последним крестражем. Именно поэтому Гарри как крестраж не мог так влиять на окружающих, как, допустим, тот же медальон.
Но и в Темном лорде оставался такой же жалкий кусочек души. И получается, что в Гарри была целая его душа и этот крохотный огрызок, а в Волан де Морте – только огрызок.
Гарри был хорошим, сильным волшебником. Но не выдающимся, как, например, Дамблдор. Дамблдор еще таким же мальчишкой, как Гарри, показывал блестящее владение базовыми основами магии, которые дают в Хогвардсе. Так что вместе с куском своей души Волан де Морт не поделился с Гарри какими-то особыми, смертоносными умениями.
А были ли они, эти умения?
На битву в Хогвардсе Волан де Морт пришел уже в ее конце, когда была разрушена созданная преподавателями система защиты. Но разрушали ее
Пожиратели смерти, великаны, пауки. Сам он сидел в Визжащей хижине, потом в Запретном лесу. Не думаю, что он лично когда-нибудь вступал в схватку с мракоборцами. Ведь это, по сути дела, магический спецназ. Я так думаю, что существует боевая магия, которую простым обывателям не преподают, только узких специалистов ей обучают. Скорее всего, против подготовленных бойцов он отправлял Пожирателей смерти. Вернее, было даже так, что мракоборцы гонялись за Пожирателями смерти, а те нападали так, чтобы на отпор не нарываться. В серьезный бой Волан де Морт вступил только тогда, когда Гарри переправляли в Нору. В седьмом томе. И погиб тогда один Грозный Глаз. Да и то лишь потому, что его подвел Наземникус. Даже Джорджа ранил не Темный лорд, а Снегг. Не сказать, что присутствие Волан де Морта создало серьезный перевес. Можно сказать, отбились. Из мракоборцев там были только Тонкс и Грозный Глаз. И задача у них была именно отбиться.
Я не отношу себя к числу людоведов и душелюбов, но мне кажется, что те физические изменения, которые произошли с Волан де Мортом, могли быть и из-за того, что он вот так варварски обошелся со своей душой.
В комнату вошел Волан-де-Морт. Черты его были не теми, какие почти два года назад явились Гарри в большом каменном котле, в них было меньше змеиного, глаза пока еще не так сильно отливали багрецом, да и само лицо не превратилось в маску. И все же оно не было больше лицом красавца Тома Реддла. Это лицо казалось обо-жженным, черты утратили резкость, стали словно восковыми, перекошенными; белки глаз теперь уже навсегда налились кровью, хотя зрачки и не превратились пока в узкие щели, какими (как было известно Гарри) им предстояло стать. Длинная черная мантия окутывала Волан-Де-Морта, а лицо его было таким же белым как снег, поблескивавший у него на плечах.
Не думаю, что так может выглядеть физически здоровый человек. Тело его замотано в мантию. А что там под мантией? Кощей бессмертный. Какой-нибудь скелет, обтянутый белой сухой кожей. Может быть, это не из-за крестражей. Возможно, Волан де Морт, проникший в глубокие тайны магии, как-то изменял сам свое тело. Вот ведь он, например, мог летать без метлы. Но и Снегг мог летать без метлы, и ему для этого не надо было себя уродовать.
Даже после возрождения на кладбище Темный лорд выглядел так:
Живой скелет ступил из котла на землю, не сводя глаз с Гарри. А Гарри не мог отвести взгляд от бледного как смерть лица. Три года его преследовали в ночных кошмарах эти красные злобные глаза, тупой змеиный нос, узкие щёлки ноздрей…
Итак, перед нами человек с изодранной в клочья душой и изуродованным телом. Как вы думаете, удалось ли Волан де Морту сохранить в себе недюжинные способности к магии, которые он показывал в детстве и юности?
Не знаю. Здравым смыслом и способностью предвидеть последствия от своих поступков он точно не обладал.
Сразу после обретения нового тела Волан де Морт получает очередной удар по своему самомнению. Случилось это после хвастливой и обличительной речи перед своими сторонниками:
И я спрашиваю себя: как они могли поверить, что я не восстану вновь? Те, кто знал, как я защитил себя от смерти? Те, кто своими глазами видели доказательства моей безмерной силы, когда я был самым могущественным из всех теперешних волшебников? И я отвечаю: может, они поверили, что существует ещё более могучая сила, которая может уничтожить даже лорда Волан-де-Морта…
Но ни самого Темного лорда, ни его сторонников это новое фиаско не разочаровало, не убедило в том, что есть магия, против которой никакой он не самый могущественный. Или убедило? Во всяком случае, и Темный лорд, и его Пожиратели смерти затаились.
А теперь вопрос: кто сильнее, Дамблдор или Волан де Морт? Да тут и спрашивать нечего: конечно, Дамблдор.
Там, где Волан де Морт учился, Дамблдор преподавал. Кстати, интересно, что именно он преподавал? Понятно, что не защиту от темных сил. Когда первый раз Волан де Морт собирался устроиться на работу в Хогвардс, эта должность была вакантна.
И давайте не будем забывать: с 1945 года у Дамблдора Бузинная палочка. Для Волан де Морта это вундерваффе, для Дамблдора – рабочий инструмент, которым он пользуется так же, как пользовался бы и другой палочкой. Во время схватки в министерстве Дамблдор не напрягаясь скрутил всех Пожирателей смерти, которые подвернулись ему под руку. Волан де Морт тогда не раз пытался Дамблдора убить. Ничего не вышло. А вот Дамблдор старался захватить Темного лорда. Не вышло потому, что тот унес ноги. Даже не попытавшись освободить тех, кого Дамблдор уже скрутил.
В «Ордене феникса» Дамблдора хотели отправить в Азкабан. Ну лучше, чем Финеас Найджелус не скажешь:
Вы знаете, министр, наши с Дамблдором взгляды во многом расходятся... однако нельзя не признать, что у него есть стиль.
Бузинная палочка – это хороший бонус к той силе, которой Дамблдор обладает по-настоящему: это огромные знания и могучий интеллект.
Боюсь, что моя статья перегружена цитатами, но и эту надо привести:
— Я экспериментировал, я раздвинул границы магии дальше, чем это когда-либо удавалось...
— Некоторых разновидностей магии, — негромко поправил его Дамблдор. — Некоторых. Что касается других, вы остаетесь... простите меня... прискорбно невежественным...
Действительно, Волан де Морт не знал, что нельзя принимать добровольную жертву. И убил Лили. Сразу же за это поплатился. Так же он не знал, что, следуя предсказанию, ты обрекаешь себя на то, что оно сбудется. Не знал, что нельзя использовать кровь Гарри. Не знал, что Бузинную палочку нельзя просто взять из могилы. Толку от этого не будет. Да и о Дарах Смерти он не знал.
А Дамблдор знал! Для него магия была миром для познания, изучения. Не в каком-то прикладном смысле, не для власти и бессмертия.
Давно уже стало общим местом утверждение, что Дамблдор строил хитрые планы. Хитромудрые планы создавал Волан де Морт. А Дамблдор по мере сил препятствовал их реализации. Он знал, что в любой хитромудрый план обязательно закрадется ошибка. Возможно, и не одна. Единственный хитромудрый план Дамблдора - это план своей смерти. Но и тут не получилось по-задуманному. Что он успел сделать, так это выбросить свою палочку за окно. Ведь она не попала в руки Драко. Все. Больше никаких хитрых планов Дамблдора я не припоминаю. Разумеется, все повествование идет от лица Гарри, а он чего-то мог не знать. Такие планы нужны для победы в эпизодах. А Дамблдор мыслил стратегически.
Любовь Ганошенко
Другие письма Любови: