Найти в Дзене
Полотно Истории

Кто такие сикхи и почему их не стоит путать с индусами?

Оглавление

Если представить Индию как огромный яркий ковер, то сикхи — это его отдельный, ни на что не похожий узор. Яркий, плотный, немного воинственный — но удивительно цельный. Они не сливаются с общей массой, и дело тут не только в тюрбанах и бородах. Их культура, вера и история настолько самобытны, что, несмотря на индийский паспорт, сикхи ощущают себя особенными. И на это есть веские причины.

От Пятиречья до империи: земля, где рождаются упрямые

Пенджаб — место, где началась эта история. Когда-то его так и называли: Пятиречье. Жирные плодородные земли, по которым веками маршировали захватчики — от арабов до британцев. А местные упрямо продолжали жить, пахать, воевать, снова жить. Люди тут из тех, кто сначала всё выслушает, а потом сделает по-своему. Наверное, именно в этой атмосфере упрямства и свободы и родились сикхи.

-2

Пенджабцы — народ с отдельным языком, не похожим на урду или хинди. Их язык — пенджаби — живой, певучий и свободный, как и они сами. А постоянное соседство с завоевателями выработало привычку: хочешь выжить — не проси, бери.

Житель Пенджаба
Житель Пенджаба

Гуру Нанак: человек, который не захотел выбирать

В XV веке, когда религии дрались между собой не на словах, а на мечах, один человек решил: хватит. Гуру Нанак — не священник и не солдат, а скорее, мудрый странник — вышел и сказал: «Бог один, и ему не важно, как ты его называешь». Он не создавал религию, не строил храмы, не собирал армию. Он просто говорил о вещах, понятных любому: честность, труд, справедливость, свобода.

Нанак с индуистскими садху
Нанак с индуистскими садху

Идеи Нанака оказались заразительными — как глоток воздуха посреди смога из догм и обрядов. За ним пошли те, кто устал от каст и формальностей. Бывшие крестьяне, торговцы, ремесленники. Даже «неприкасаемые» — те, кого индуизм держал на самом дне, — нашли в сикхизме равенство.

Гуру Нанак
Гуру Нанак

От посоха к мечу: когда терпение кончилось

Но в мире, где тебя не уважают за добрые слова, приходится брать в руки что-то потяжелее. Сикхов не раз притесняли: особенно старательно это делали Великие Моголы. Тогда последователи Нанака стали воинами. Без пафоса — просто потому, что иначе было нельзя. Так родилась традиция «пяти К» — внешних символов веры, включая кинжал (кирпан), который носят до сих пор.

-6

В XVIII веке сикхи основали свою империю. У них были армия, налоговая система и даже своя дипломатия. И — что удивительно — религиозная терпимость. При дворе служили не только сикхи, но и мусульмане, и индуисты, и европейцы. Но всё это, конечно, не понравилось британцам. В 1849 году они разрушили сикхское государство, но не смогли разрушить дух. Сикхи стали солдатами Империи — тюрбаны, которые они до сих пор носят, — отголосок той военной формы.

-7

Независимость пришла, но не всем

Когда Индия получила независимость, на карте снова появилась линия, которая прошла прямо по живому телу Пенджаба. Половина ушла в Пакистан, другая осталась в Индии. В итоге сикхи оказались в своём же доме, но как будто в гостях. Хотя в индийском Пенджабе они и составляют большинство, полноценной автономии не дали. Их язык долго игнорировали, а экономические реформы проходили мимо. Недовольство копилось.

К 1980-м оно вылилось в требования независимости — создания государства Халистан. Всё это закончилось трагедией: штурм Золотого храма в Амритсаре по приказу Индиры Ганди, её убийство сикхскими телохранителями и страшные погромы. После этого часть радикалов уехала в Канаду, Англию, США. И хотя сикхи сегодня гораздо спокойнее, призрак Халистана всё ещё бродит среди эмигрантских диаспор.

Золотой храм в Амритсаре
Золотой храм в Амритсаре

Кто они сегодня: борода, тюрбан и собственный путь

Сикха вы ни с кем не перепутаете. Даже если он живёт в Москве или Торонто — борода, тюрбан, осанка и внимательный взгляд говорят о том, что перед вами не просто индус. Это человек, который точно знает, кто он. И не собирается ни от кого это скрывать.

-9

Они не молятся богам с множеством рук, не верят в карму как наказание, не боятся нарушить «ритуал». Они верят в честный труд и уважение к другим. Сикх не пойдёт проповедовать свою веру, не будет уговаривать «переходить». Зачем? Он просто живёт так, как считает правильным.

Среди индийцев сикхи выделяются: чаще имеют образование, владеют бизнесом, отправляют детей учиться за границу. А ещё — умеют сочетать духовность с практичностью. Наверное, поэтому их так уважают даже те, кто ничего не знает об их истории.

-10

А вы когда-нибудь общались с сикхами? Что вас больше всего удивило в их образе жизни или взглядах? Напишите в комментариях.

Вам могут понравится следующие статьи: