Найти в Дзене

Что должно быть на каждом уроке, чтобы ученик чувствовал прогресс

Давайте честно: никто не хочет тратить время на занятия, после которых остаётся только приятное общение и вопрос в голове — а был ли смысл? У ученика может быть добрый преподаватель, красивые презентации и интерактив в Миро, но если не ощущается движение вперёд, мотивация уходит. И у него. И у нас. Сегодня разложим по полочкам, что должно быть на каждом уроке, чтобы даже самый тревожный ученик в конце занятия мог сказать: «О, ну я же могу. Получается.» Цель — это не “пройдем Present Perfect”. Это мимо. Цель должна звучать как результат, а не как процесс: Именно достижение маленькой, ощутимой цели даёт чувство прогресса. Представьте, что ученик говорит: «Я понял, как сказать “мне пришлось уехать” — это had to, да?» — вот оно. ✅ В начале урока озвучиваем цель. В конце возвращаемся и сверяемся: получилось? Прогресс — это не когда «всё понял», а когда была задача и он с ней справился. Примеры «мини-побед»: Мы как преподаватели часто недооцениваем эти моменты. А зря — именно такие эпизоды
Оглавление

Давайте честно: никто не хочет тратить время на занятия, после которых остаётся только приятное общение и вопрос в голове — а был ли смысл? У ученика может быть добрый преподаватель, красивые презентации и интерактив в Миро, но если не ощущается движение вперёд, мотивация уходит. И у него. И у нас.

Сегодня разложим по полочкам, что должно быть на каждом уроке, чтобы даже самый тревожный ученик в конце занятия мог сказать: «О, ну я же могу. Получается.»

1. Цель — конкретная, ощутимая, маленькая

Цель — это не “пройдем Present Perfect”. Это мимо. Цель должна звучать как результат, а не как процесс:

  • «Научимся задавать вопросы о прошлом в разговоре»
  • «Сможем объяснить, что случилось, используя правильные глаголы»
  • «Научимся просить и вежливо отказывать»

Именно достижение маленькой, ощутимой цели даёт чувство прогресса. Представьте, что ученик говорит: «Я понял, как сказать “мне пришлось уехать” — это had to, да?» — вот оно.

✅ В начале урока озвучиваем цель. В конце возвращаемся и сверяемся: получилось?

2. Мини-победа: ситуация, где ученик справился

Прогресс — это не когда «всё понял», а когда была задача и он с ней справился.

Примеры «мини-побед»:

  • Ученик вспомнил нужное слово без подсказки
  • Сам исправил свою ошибку
  • Переиначил фразу, когда не знал слово
  • Смог пересказать то, что услышал

Мы как преподаватели часто недооцениваем эти моменты. А зря — именно такие эпизоды мозг запоминает как: «я справился». Я всегда в течении урока фиксирую такие "мини-победы", а в конце урока озвучиваю ученику. Вы не представляете, как это заряжает и мотивирует ученика!

3. Говорение и применение в реальной жизни

Никакие грамматические упражнения не дают чувства прогресса так, как живой разговор.

Например:

  • Пройдена тема «used to» → обсуждаем, что ученик делал в детстве
  • Изучены модальные глаголы → разбираем «что ты бы сделал на месте героя сериала?»

Человек чувствует: «Я использую это. Оно мне нужно. Оно работает». Вот тогда и появляется внутренняя мотивация.

4. Повторение, но умное и контекстное

Повторение должно быть встроено в контекст:

  • Вопрос по теме прошлой недели в начале урока
  • Новая ситуация, где можно использовать старую грамматику
  • Мини-игра, где надо вспомнить 5 слов из предыдущих занятий

Так создаются нейронные связи. Повторение без повторения. Мозг говорит: «Ага, значит, это мне ещё нужно!»

Стройте уроки как сериал, а не как несвязанные эпизоды.

5. Обратная связь: что получилось + на что обратить внимание

Ученик редко может сам понять, где он растёт. Если мы не покажем, прогресс может остаться незамеченным.

Пример обратной связи:

«Сегодня ты несколько раз сам заменил незнакомое слово — это супернавык. Только следи за артиклями, они пока ускользают, но ты уже стал на них обращать внимание.»

Запишите в конце 1-2 сильных момента ученика. Напишите в личку или скажите устно — это даст мощный буст самому ученику.

6. Структура: начало, середина, конец

Хаос убивает ощущение прогресса. Даже творческий урок должен иметь каркас:

  • Вступление: цель + активизация
  • Практика: от простого к сложному
  • Завершение: подведение итогов

Как фильм с сюжетом. Тогда есть логика, есть путь, есть конец.

Не забывайте резюмировать — пусть ученик услышит от вас: «Мы научились вот этому, и ты сегодня прям здорово справился с…»

7. Микродомашка

Если есть возможность, можно давать домашние задания, но они должны быть короткими и не занимающими много времени.

Примеры:

  • «Напиши короткий диалог, где кто-то что-то просит, а ему вежливо отказывают»
  • «Придумай 3 ситуации, где ты скажешь used to»
  • «Посмотри видео и выпиши 5 фраз, которые бы сам хотел использовать»

Домашка не должна быть объёмной. Она должна быть смысловой.

Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)

К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: