Давненько не брала я в руки джойстик! :) Но раз настроение оказалось соответствующим, то вспомнила я одну игру, которую знали, полагаю, все владельцы приставок "Денди" и аналогов. Ну, потому что она нередко встречалась на картриджах вида "Много игр в 1".
Итак...
Что за игра?
- Название: Lode Runner ("Кладоискатель").
- Дата выпуска: 1983 год (для компьютера), 1984 год (для аркадных автоматов и NES).
- Количество уровней: 50.
- Разработчик: Дуглас Смит.
- Жанр: аркада.
Главный герой игры - некий человечек без имени и биографии (изначально; это потом, когда с "Лоуд Раннером" "слинкуют" "Бомбермена", этот товарищ обретёт предысторию), стремящийся добыть как можно больше сокровищ.
В 1983 году игру разработали для тогдашних компьютеров, а в июле 1984-го портировали на аркадные автоматы. В том же месяце появилась и версия для приставок Famicom/NES.
Игрушка геймерам полюбилась, выпускались её продолжения - Lode Runner 2, Lode Runner 3, Lode Runner 3-D (правда, они столь популярными не стали, конечно)...
Сюжет игры
Перед нами - чистой воды аркада, без сюжета и смысла. Есть задание: перемещаться по уровню (состоящему из двух горизонтальных экранов), уклоняясь от врагов, и собирать кучки золота.
Правда, как я уже сказала, с появлением игры Bomberman "Лоуд Раннер" обрёл дополнительные глубины: его главный герой (человечек в красной рубашке и синих штанах) "оказался" тем самым Бомберменом, роботом, превратившимся в человека, который теперь вот зачем-то клады разыскивает.
Потому логично, что и противники Кладоискателя выглядят точь-в-точь как Бомбермен (только у них туловище зелёное, а не голубенькое). Это ж вражеские роботы! (На самом деле причина такого "совпадения" чисто техническая, и в статье о "Бомбермене" я о ней поведаю...)
Значит, так: у нас 50 уровней, пройдя которые, игрок снова... возвращается на первый, как почти всегда случается в аркадах. Правда, сделать это очень непросто: не знаю ни одного человека, который бы одолел "Лоуд Раннера" от и до.
Прохождение
Итак, у нас игровое поле длиной в два экрана. Перебегать из одного в другой надо осторожно: "проматывается" пейзаж не плавно, можно врезаться точнёхонько во врага.
К нашим услугам лесенки и горизонтальные верёвки - для лазания (это важно, ибо прыгать персонаж не умеет). Кирпичи мы можем разрушать, блоки цельные - небьющиеся.
Разрушаем кирпичи мы выстрелами - кнопками А и В, соответственно, слева и справа от себя. Зачем? Мы и сами можем спрыгнуть в получившуюся дырку - дабы сбежать от врага или просто сократить путь от одной кучки золота до другой. А главное - так мы боремся с противниками.
Если враг бежит на вас, стреляйте в кирпичи перед ним (главное, чтобы оставалось какое-то расстояние между вами и "оппонентом", а то лазер не сработает), и неприятель провалится в эту нишу и застрянет в ней.
Ямки через несколько секунд "зарастают", и если враг не успеет вылезти, то его "зососёт" в кирпичи. Но не радуйтесь: мерзкий робот снова воплотится в верхней части экрана и продолжит преследование.
Аккуратнее: если вы сами провалитесь в выкопанную ямку, из которой не сможете выбраться, то потеряете жизнь.
Иногда в той или иной точке могут появляться фрукты (вишенки, там, например). Если мы их соберём, получим дополнительные очки (бесполезная вещь в аркадах для "Денди").
Вообще же единственная наша цель - собрать все до одной кучки золота на уровне. И тогда одна из лестниц протянется до верхней точки экрана. По ней нам и надо вскарабкаться наверх, дабы завершить уровень.
Ну, и, собственно, всё. Никаких бонусов не предусмотрено, никаких усилений, никакого разнообразия врагов или пейзажей. Это всё будет потом - и как раз потому, что разработчики "тренировались" на "Лоуд Раннере".
Можно сказать, что эта игра - если не дедушка, то папаша более поздних аркад. Потому ей можно простить многое.
Да и учтите, что вот эта механика (разрушение почвы под ногами выстрелами) - совершенно уникальна. Тоже повод для уважения!
Редактор уровня
А ещё считается, что Lode Runner стал первой игрой, в которой появилась такая приятная вещь, как редактор уровня. Найти его легко: на начальной заставке выбирайте пункт Edit Mode.
Пишут, что разработчик просто выполнил пожелания соседских ребят, которые выполняли функции тестировщиков (удобно!) и жаждали сами творить игровой дизайн.
Надо сказать, что получилось в итоге нечто неудобное и неудобоваримое: чтобы выбрать нужный элемент, требуется тыкать на кнопки почти бесконечно. Но это и неважно: всё одно переделать можно только первый уровень, который невозможно сохранить.
Чит-коды для эмулятора
Если вы погружаетесь в мир "Денди" при помощи эмулятора, внимательно изучите его меню: где-то есть место для ввода чит-кодов!
GZNGYIVG - бесконечные жизни
APOIGPAL - лунная походка (персонаж ходит спиной вперёд)
GAUGVGYA + AAKGEGGA - сверхгравитация (персонаж при прыжке вниз приземляется гораздо быстрее)
GXOKIGEY + GXOGTGEY + GZNGLGEY - враги не вредят персонажу
Резюме
Игра довольно муторная (даже с чит-кодами), но под определённое настроение затягивает. Как и прочие аркадные развлекухи, "Лоуд Раннер" придуман не для релакса (как нынешние игрушки), а для напряжения, постоянных проигрышей и прохождения игры с первого уровня снова и снова.
Если вам такое близко - милости прошу к джойстику!
Другие статьи из цикла "Dendy - играют все":