Знать, он был создан для того, чтобы побыть одно мгновение в соседстве сердца твоего. (И.С. Тургенев, «Цветок»)
Вступление
Белые ночи, время мечтаний и ожидания чудес. Где Петербург становится зеркалом души, а любовь оказывается жестоким контрастом реальности и грёз. Перед нами лирическая исповедь героя-мечтателя во всей красе и откровенности тонких душевных настроек.
Очень насыщенная эмоционально повесть, в которой мне бы хотелось обсудить несколько смысловых опорных пунктов.
Две нити одиночества…
- Одиночество Мечтателя. ГГ может показаться поначалу сладострастным чудаковатым бездельником, а не человеком
страннойтонкой натуры. По факту он полон бесконечной тьмы бездны одиночества, в которую можно падать очень долгие годы… А бестелесные гарпии мечтаний будут летать рядом и медленно убивать душу. Фатальный парадокс: спасаться мечтами, но они же и будут уничтожать шансы на настоящее счастье. - Одиночество Настеньки. Можно предположить, что Мечтатель и Настенька — это одного поля ягоды, два фрактала одной мечты… Наконец-то догнать своё светлое будущее, а не наступать ему на пятки. Но разница есть: если первый раб фантазий и заложник собственных теней прошлого, то вторая, мечтая вырваться из-под гнёта родни, живёт ожиданием вполне конкретной обратной реакции от реального мира. Боль земная и боль книжная — боль, но такая разная.
Монологи одиночества в стену чужой любви. И крики радости в сторону того, кто их не услышит на другом берегу безответной страсти. Хорошие зарисовки.
И напрасно мечтатель роется, как в золе, в своих старых мечтаниях, ища в этой золе хоть какой-нибудь искорки, чтоб раздуть её, возобновлённым огнём пригреть похолодевшее сердце и воскресить в нём снова всё, что было прежде так мило, что трогало душу, что кипятило кровь, что вырывало слёзы из глаз и так роскошно обманывало!
… на берегу бесконечного океана Любви
Полноценной любви тут в принципе ещё нет, есть некоторая её вступительная безумная часть. Со слезами, клятвами, неловкими словами и «разбором полётов»…
- ГГ открывается рандомному человеку волей случая от безысходности — такое чувство, что его влюбленность в «Настеньку» ничем бы не отличалась от влюблённости в «Оленьку» или «Леночку». Потому что его воли в этом нет никакой, только внешний случай, подаривший свободные уши. Что-то из разряда «погладь, и я пойду за тобой», как у собаки. Хоть мы и понимаем, что рассинхронизация с реальностью закономерно следует из специфики его одиночества.
- «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» С одной стороны, то, что герой принял свой опыт, это хорошо. Даже минута искренности в жизни человеческой многого стоит. А если это первая настоящая эмоция за всю жизнь?.. Но если он запрёт её очередным артефактом прошлого в своей комнатушке и продолжит свою экзистенциальную мастурбацию — это холостой новый опыт. Значит, никакой духовной победы из физического поражения точно не последовало. И это страшно!
- Бытует мнение, что Мечтатель, даже потеряв любовь, обретает нечто большее — способность любить само чувство любви. Это и правда сильно, когда абстрактное понятие и личные переживания сливаются в духовную синергию. И даже любить без обладания — это тоже сильный навык (любить не равно обладать). До определённой степени. И немного другой любовью. Именно это и тревожит, узнав склад ума Мечтателя. Могу только сказать, что если любовь как испытание души, и если уж судьба решила её ниспослать, то это надо не просто пережить, а ещё и выстоять (страдание не слабость, а билет в реальность).
- Любовь Настеньки могла бы вызвать какое-то уважение за счёт года ожидания, если бы птичка не была заперта в клетке со строгой бабушкой. Мы опять выходим на тему безысходности, когда лишь бы кто ± адекватный и красивый проявил жалость и внимание. И всё бы можно замаскировать любовью с первого взгляда, однако её финальные прыжки с одного… Джентльмена на другого... Этот явный и малодушный «план Б»!.. Всё же переносить отказ надо уметь достойно, в этом и есть настоящий смысл «любить без обладания».
Современная абстракция
Немного от себя.
Вам не кажется, что белый свет в ночи телефона — это и есть современные «белые ночи»? Социальные сети, где люди строят любовь на расстоянии, утопают в переписках, распыляют своё внимание лайками, но одиноко умирают в своей пустой комнате вечер за вечером… И даже не замечают, что всё это складывается в годы, покрывается пылью и зарастает паутиной?
Люди годами ждут «того самого» (работу, человека, смысл), не замечая тех, кто рядом. Мечтать хорошо, но это не должно превращаться в единственное средство от отчаяния.
Актуальность этой повести и правда не знает времени.
Вывод
Когда встречаешь человека, с кем оживаешь, который даёт надежду… С кем горишь так, как думал уже никогда не будешь гореть. То очень грустно оказаться потом разменной пешкой на поле любви, откуда вышвырнут, как только это станет выгодно.
Главное в этом всём — чтобы люди полюбили сначала себя, а не хватались, как за соломинку утопающий в круговороте жизни.
Иначе это всё равно путь в мертвящую тоску. Этой мысли я явно в произведении так и не услышал, но раз повесть к этому сподвигла… Видать, автор не даёт рецепта. Он вскрывает болезнь: бегство в любовь вместо любви к себе. Когда надо перестань быть сюжетным инструментом для чужих драм.
- Грустно, сентиментально и до жестокости честно. Похоже на жизнь.
- Местами поэтичный слог, но вначале словно задаётся не совсем нужное настроение. А может, это задумка автора — вплести ещё одну контрастность: из чудаковатой лёгкой безмятежности в жёсткую трагику.
- Радуют пейзажные зарисовки города — тема Петербурга. Каналы — извилины больного мозга. Туман — иллюзии, в которых так легко утонуть. Белые ночи — всё ярко, ничего не реально…
- Произведение не только лирическое, но и философское, потому что есть над чем подумать, а может, и додумать самому.
- Идеалом не считаю, но зацепило и получилось проникнуться. Очень сильная тема подмены реальной жизни фантазиями лично для меня. И актуальная, как мы разобрали выше. 9/10.
Материал по теме: