Найти в Дзене
Роман Батраханов

Мистический Петербург (рассказы русских писателей)

Прогуливаясь по центральным улицам Санкт-Петербурга туристом, мне довелось купить сборник рассказов в излюбленной моей тематике — мистике. А когда ещё подпитывать свой сплин мрачной русской классикой, если не в эти замечательные осенние деньки? … любопытство, говорят, сгубило род человеческий, оно и поныне наша главная, первая страсть, так что даже все остальные страсти могут им объясниться. Но бывают случаи, когда таинственность предмета даёт любопытству необычайную власть: покорные ему, подобно камню, сброшенному с горы сильною рукою, мы не можем остановиться, хотя видим нас ожидающую бездну. Хандра, нервные расстройства, искаженное восприятие реальности, воздушные мечтания об идеальной женщине-ангеле… Очень плодородная психологическая почва для возникновения суккуба. Конечно, тут нет явного сексуального подтекста, да и воздействие можно назвать опосредованным, тем не менее принцип тот же — вытягивание жизненной энергии при помощи женского образа. На это указывают ухудшающиеся физиче
Оглавление

Прогуливаясь по центральным улицам Санкт-Петербурга туристом, мне довелось купить сборник рассказов в излюбленной моей тематике — мистике. А когда ещё подпитывать свой сплин мрачной русской классикой, если не в эти замечательные осенние деньки?

М.Ю. Лермонтов - Штосс (1845)

… любопытство, говорят, сгубило род человеческий, оно и поныне наша главная, первая страсть, так что даже все остальные страсти могут им объясниться. Но бывают случаи, когда таинственность предмета даёт любопытству необычайную власть: покорные ему, подобно камню, сброшенному с горы сильною рукою, мы не можем остановиться, хотя видим нас ожидающую бездну.

Хандра, нервные расстройства, искаженное восприятие реальности, воздушные мечтания об идеальной женщине-ангеле… Очень плодородная психологическая почва для возникновения суккуба.

Конечно, тут нет явного сексуального подтекста, да и воздействие можно назвать опосредованным, тем не менее принцип тот же — вытягивание жизненной энергии при помощи женского образа. На это указывают ухудшающиеся физическое и материальное состояния героя, а столь своеобразный демонический образ, предполагаю, свойственен человеку с хорошим воображением… Кому как не художнику.

Может, то был демон, а может, герой просто слишком долго заглушал свой голос бессознательного желания поэтическими идеалами… Финал хоть и считается открытым, но я предполагаю, что он должен быть трагичным. 7/10.

В.П. Титов - Уединённый домик на Васильевском ( 1829)

… и откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела, когда никто не просит их ?

Трагичное умопомешательство через грехопадения. Герой хоть мне и неприятен, особенно после описания «беспечный его нрав покорялся влиянию привычки», но зато антигерой получился харизматичный.

Тут и любовный четвероугольник вырисовывается, и коварные планы с религиозным подтекстом, и финальное противостояние веры и греха напряжённое. События за событием. 7/10.

Н. Полевой - Блаженство безумия

И как же вы хотите, чтобы холодным языком ума и слова пересказал я вам свои чувства ? Зажгите слова мои огнём, и тогда я выжгу в душе другого чувства мои такими буквами, что он поймёт их…

Сразу хочется отметить качественный словарный запас автора, а некоторые монологи хочется обвести карандашом и перечитывать.

Здесь снова упоминаются умопомрачение и девушка, но уже не в контексте суккуба, как это воспринялось в «Штоссе» Лермонтова, а в плане многогранности безумия любви: абсолютно фантастическо-мистическое представление этого чувства. Необычно: 8/10.

Ф.М. Достоевский - Петербургские сновидения в стихах и прозе (1860)

Первое впечатление — автор иронизирует над фельетонами, пытаясь содрать с малого художественно-публицистического жанра некую стереотипность.

Почитав дополнительный анализ по произведению, становится понятно, что для неподготовленного читателя это тёмный лес. Тут своя шизофрения, в которую сложно вникнуть наскоком, и непонятно, зачем вообще это добавили в данный мистический сборник, так как дело пахнет отдельным разговором абсолютно в другом контексте. Поэтому я воздержусь от оценки.

-2

Н. Бестужев - Шлиссельбургская станция (1860)

С одной стороны, рассказ в рассказе о забавном разоблачении одной мистической истории, с другой — в каком тревожном и мрачном антураже всё происходит. И пусть тут есть разговор о сверхъестественном, но на передний план выходит другая мысль — иногда рассудок всё же глупее сердца. 6/10.

В.Н. Олин - Странный бал (1838)

В этом произведении у нечести очень хорошо подвешен язык, приятно читать, однако главному герою не стоило развешивать уши. Странный бал можно обозначить как морок, далеко не самый оригинальный… Но упоминание белой горячки тоже вносит свою лепту. Достаточно среднее впечатление. 5/10.

М.Н. Загоскин - Концерт бесов (1834)

Мне понравилась мысль переплетения в аналогии музыкальных инструментов и композиторов с душой и телом. Вдобавок концерт бесов получился по-настоящему жутковатый. Присутствует не только метафизика, но и физическое воплощение ужаса. На ум сразу пришло творчество Иеронима Босха. 7/10.

А.Е. Зарин - Дар сатаны (1904)

Шикарный рассказ и в смысловом плане, и в развороте действий. Мы привыкли, что фраза «душа моя» имеет сакральное значение. Душа — частичка Бога… Высокомерно, учитывая, что зачастую она настолько осквернена мелочностью, грязью и подлостью, что будь я Сатаной, то торговал бы человеческими душами по цене за штуку меньше, чем за свои коины в «Хамстер Комбат».

Грустно и тоскливо не только от крушения высоких идеалов героя о скалистый реализм, но и от того, что всё это актуально и поныне. Хочется верить, что лучшие человеческие качества ещё одержат верх, пусть автор и не оставляет на то намёка... 10/10.

-3

Ф.К. Сологуб - Дама в узлах (1912)

Апогей абьюзивных отношений — когда даже после смерти мучителя не наступает освобождение. Очевидно, что со стороны мистики здесь присутствует наведённая одержимость. Однако и со стороны жертвы наблюдается болезненная зависимость от отношений, напоминающая мазохизм. Странная и безвыходная ситуация: 6/10.

А.Н. Апухтин - Между жизнью и смертью (1892)

В этом рассказе описывается процесс реинкарнации: от осознания трагичности существования до мучительной жажды новой жизни. Хотя тема и интересная, её раскрытие выглядит слишком простым. Очень прямолинейный финал. Однако сам процесс перехода между жизнью и смертью описан занимательно. 6/10.

А. Грин - Новый цирк (1913)

Сюрреалистичный, совсем небольшой рассказ. Даже если абстрагироваться от творящейся фантасмагории, интуитивно улавливаешь посыл, что человеческий мир вывернут наизнанку и в нём творится что-то неправильное. Это вызывает беспокойство и страх. И горе нам, горе… 6/10.