Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Последний поход кайзеровского аса-подводника

До конца войны оставалось 3 месяца, а корветтен-капитэн Вальдемар Копхамель продолжал усердно топить всё, что ему попадалось на пути, хотя были и исключения.

В свой последний поход, когда он добрался до берегов США, и отправил на дно 7 судов, он не побрезговал даже плавучим маяком Light Vessel 71 (LV -71 )

доведя общий счёт до 56. Но "Голубого Макса", высшую военную награду Пруссии, орден Pour le Mérite, он получил ещё в декабре 1917 года

-2

Посмотрим выдержки из журнала боевых действий U-140 под его командой за тот поход.

19.07.1918. Датский пароход "O L A F M A E R S K" с нефтью и бензином для швейцарского правительства, определёнными согласно Сетте, остановлен. Накладная имеется. Документы в порядке. Пароход отпущен.

25.07.1918. Шведский пароход «U P P L A N D»

3041 тонны фосфата из Фернандины (Флорида) в Ландскруну. Накладная № 0109. Вашингтон, округ Колумбия, от 13.07.18, выдана послом Швеции. Пароход отпущен.

27.07.1918. Парусное судно остановлено. Это португальский 3-мачтовый барк "ПОРТО" (1128 тонн ) с грузом древесины из Саванны в Порту. Затоплено с подрывным зарядом.

30.07.1918. Пароход с 2 мачтами и 1 дымовой трубой. Погрузился для проведения подводной атаки. 5-й аппарат: "Пли". Дистанция около 300 метров. Угол встречи 90°, глубина 3 метра. Пузырьки хорошо идут к корме. Детонации нет. 1-й аппарат "Пли". Дистанция 600 метров. Угол встречи 60°. Глубина 3 метра. Промах. Всплыл. Цель оказалась недобитой по крайней мере, при первом выстреле, который казался абсолютно верным. Мне не стоило поддаваться соблазну сделать второй выстрел. Дальнейшего преследования в надводном положении пришлось избежать из-за слишком большого расстояния. Пароход подаёт сигнал «СОС» и называет своё имя. "КЕРМАНШАХ" (по оценкам 4000-5000 тонн).

01.08.1918. Видно облако дыма. Пароход с двумя мачтами и одной дымовой трубой идёт зигзагом. Маневрировал вперёд и провёл подводную атаку. 3-й аппарат: «Пли». Попадание. Пароход просел носом, но всё ещё держался на плаву. Остался на ночь у парохода.

02.08.1918. Проследовали к шлюпкам парохода. Это вооруженный японский пароход "Т О КУ Я М А М А Р У " (7000 тонн) , 2 пушки. Экипаж 88 человек. Из Лондона с 1300 тоннами глины в Нью-Йорк. Пароход потоплен артиллерией.

[О судьбе японской команды ни слова]

04.08.1918. Курс 275°. Танкер с защитной окраской, кормовой пушкой, идущий зигзагом. Погрузился и провёл атаку из-под воды. Промахнулся. Глубина 3 метра, дальность 1200–1400 метров. Как выяснилось позже, расстояние было таким большим из-за того, что размеры парохода были значительно недооценены.

10.18 утра. Всплыл и начал преследование. Пароход открыл ответный огонь из 12-см скорострельной пушки, выпустил дымовые шашки и пошёл зигзагом. 11.40 утра. Пароход передал радиосообщение о том, что он сдался. Огонь по [подводной лодке] прекратился. Шлюпки были спущены на воду. Через несколько минут он снова передал радиосообщение, раздалось ещё несколько выстрелов. Пошёл к шлюпкам и определил, что это был американский танкер «OB J E N N I N G S» (10 300 тонн), экипаж из 64 человек на пути из Саутгемптона в Ньюпорт-Ньюс. В бою погибло несколько человек.

Второй помощник капитана парохода был взят на борт в качестве пленника по его настоятельной просьбе. Казалось, этот человек был готов сообщить важные вещи. Его показания собраны в специальном отчёте. Пароход потоплен артиллерией

-3

05.08.1918. Американское парусное судно "Стэнли М. Симэн " (1060 тонн) [неразборчиво несколько строк - потоплен подрывным зарядом]

06.08.1918. Пароход с 1 дымовой трубой и 2 мачтами в поле зрения.         Вскоре за ним появился второй пароход. По обоим сделано по выстрелу перед носом. В то время как первый, казалось, остановился, второй, резко изменив курс, отвернул и направился к лодке. По этому пароходу, который был перекрашен, открыли огонь. Он получил попадания, начал гореть, и команда покинула судно. Подойдя ближе, потопили его торпедой. Это американский (ранее голландский пароход) "М Е Р А К " с 5600 тонн угля из Норфолка в Южную Америку.

Вернулся к первому, который оказался плавучим маяком. Команда уже покинула его . Потоплен торпедой.

10.08.1918. В сумерках виден большой пароход. Произвели выстрел по его курсу. Пароход отвернулся и подал сигнал SOS. Открыл огонь. Это бразильский пароход "U B E R A B A". Затем он спрашивает: «Кто нападает, назовите имя, пожалуйста». Ответ: «Остановитесь и пришлите шлюпку». Огонь был временно прекращен, чтобы лучше занять более выгодное расстояние. Когда он должен был возобновиться, в поле зрения появился эсминец USS REID DD 21, атака была прекращена, и я должен был погрузиться.

По полосе нефтяного пятна, которую тянула за собой лодка, эсминец легко нашёл её и накрыл бомбами. Всего в непосредственной близости упало 16 глубинных бомб. Вскоре после этого в центральном люке между закреплённой на болтах крышкой и её ободком образовалась большая течь. Течь не удалось устранить изнутри. Кроме того, появились другие протечки. Всего в лодку попало около 40-45 тонн воды. Чтобы снизить давление проникающей воды, мы поднимаемся на глубину 40 метров.

Всплыли. Ничего не видно. То, что эсминец потерял лодку, можно объяснить только отсутствием опыта. Лодку вряд ли удалось бы удержать под водой до наступления темноты. Прежде чем рассматривать другие виды деятельности, необходимо устранить течи – как воды, так и топлива.

11.08.1918. Течи устранены. Тестовое погружение. На глубине 30 метров течь снова начинается довольно сильно. Всплыл. Работы продолжены. При движении на глубине 15 метров течи достаточно герметичны; следует избегать больших глубин. Состояние лодки больше не позволяет проводить операции вблизи побережья. Она не выдержит систематического преследования.

20.08. 1918. Во время подводного плавания в носовой аккумуляторной батарее произошёл пожар, причиной которого, вероятно, стало самовозгорание неисправного элемента аварийного освещения. Загорелись корзины с провизией. Дымообразование стало недопустимым, поэтому переборки были закрыты. Благодаря превосходным действиям экипажа пожар потушен без повреждения аккумуляторных батарей.

21.08.1918. Пароход 40°40' с.ш. Долгота. 65°14' з.д. Направляемся к нему. Начал атаку этого парохода из-под воды. Поскольку расстояние оставалось слишком большим, и я не мог подойти ближе, всплыл. Пароход немедленно отвернул. Открыл огонь, пароход ответил из 10-сантиметрового орудия. После нескольких попаданий он остановился и команда покинула судно. Это английский пароход «Диомед» 7500 тонн, с экипажем 80 человек из Китая, следовавшим из Ливерпуля в Нью-Йорк, в балласте. Пароход потоплен артиллерией.

После этого было ещё несколько артиллерийских боёв, но успеха добиться не удалось. Лодка вернулась в германию 20 сентября 1918 года.

После поражения Германии Копхамель продолжил службу на флоте, но уже не на подводных лодках. Умер в 1935 году. Его именем была названа вступившая в строй в 1940 году плавбаза подводных лодок

-4

В 1944 году её потопила английская авиация прямо в порту. В 1950 году наши специалисты подняли её и после пяти лет восстановления в ГДР, она продолжила службу на нашем Северном флоте под названием "Кубань"

-5

Корабль служил до 17 сентября 1973 года, после чего использовался в качестве плавучей казармы ПКЗ-12 . 09 февраля 1978 года он был исключён из списков флота и передан на слом.

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4