Найти в Дзене

"Труффальдино из Бергамо": история создания музыкального шедевра

Советский двухсерийный музыкальный фильм "Труффальдино из Бергамо", снятый на киностудии "Ленфильм" в 1976 году, и сегодня остается одной из самых любимых зрителями комедий. Искрометный юмор, запоминающаяся музыка и блестящая игра актеров сделали эту экранизацию пьесы Карло Гольдони "Слуга двух господ" настоящей классикой жанра. Однако путь к успеху был непростым, а за кадром кипели нешуточные страсти. В центре сюжета – обаятельный и предприимчивый плут Труффальдино, который умудряется служить одновременно двум господам, выпутываясь из самых невероятных ситуаций. Эта роль стала знаковой для молодого актера Константина Райкина и принесла ему всесоюзную славу. Однако в начале своей карьеры Райкин сталкивался с серьезными трудностями. Его "нестандартная" по советским меркам внешность и яркое, эксцентричное дарование не вписывались в рамки традиционного кинематографа. Несмотря на очевидный талант, ему долгое время не предлагали серьезных ролей. Ситуацию изменил режиссер Никита Михалков,
Оглавление

Советский двухсерийный музыкальный фильм "Труффальдино из Бергамо", снятый на киностудии "Ленфильм" в 1976 году, и сегодня остается одной из самых любимых зрителями комедий. Искрометный юмор, запоминающаяся музыка и блестящая игра актеров сделали эту экранизацию пьесы Карло Гольдони "Слуга двух господ" настоящей классикой жанра. Однако путь к успеху был непростым, а за кадром кипели нешуточные страсти.

Нестандартный герой для советского кино

В центре сюжета – обаятельный и предприимчивый плут Труффальдино, который умудряется служить одновременно двум господам, выпутываясь из самых невероятных ситуаций. Эта роль стала знаковой для молодого актера Константина Райкина и принесла ему всесоюзную славу. Однако в начале своей карьеры Райкин сталкивался с серьезными трудностями. Его "нестандартная" по советским меркам внешность и яркое, эксцентричное дарование не вписывались в рамки традиционного кинематографа. Несмотря на очевидный талант, ему долгое время не предлагали серьезных ролей.

-2

Ситуацию изменил режиссер Никита Михалков, который, нарушив негласный запрет, снял Райкина в своем фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих". Короткая, почти бессловесная роль татарина Каюма стала одной из самых ярких в картине и продемонстрировала огромный потенциал актера.

-3

Музыка, определившая фильм

Идея создания музыкального фильма по пьесе Гольдони принадлежала композитору Александру Колкеру. Именно он, в тандеме с поэтом Кимом Рыжовым, создал музыкальную основу будущей картины. Режиссер Владимир Воробьев, возглавлявший в то время Ленинградский театр музыкальной комедии, согласился на постановку с условием, что музыку напишет именно Колкер. Таким образом, можно сказать, что "Труффальдино из Бергамо" родился из музыки, которая и определила его жанр и стилистику.

Трудный выбор и конфликт на съемочной площадке

На главную роль Труффальдино пробовались многие известные актеры, среди которых были Олег Даль, Борис Смолкин и Александр Демьяненко. Однако решающим фактором стала невероятная пластичность и энергия Константина Райкина. Несмотря на то, что он не был поющим актером, его кандидатуру утвердили, решив, что вокальные партии исполнит другой артист. Голосом Труффальдино стал тогда еще малоизвестный Михаил Боярский.

С самого начала съемок отношения между Райкиным и режиссером Владимиром Воробьевым не заладились. Импульсивный и требовательный Воробьев постоянно торопил актера, который, в свою очередь, привык к долгой и вдумчивой работе над ролью. Напряжение нарастало, и дело едва не дошло до открытого конфликта. Ситуацию усугубляло и то, что партнерша Райкина по фильму, Наталья Гундарева, изначально была против его кандидатуры, желая видеть в этой роли своего коллегу по театру.

От неприязни к триумфу

Переломный момент наступил в первый же съемочный день. После первого же отснятого дубля с музыкальным номером вся съемочная группа, включая режиссера, разразилась аплодисментами. С этого момента атмосфера на площадке кардинально изменилась. Воробьев, увидев талант Райкина в действии, не только перестал его критиковать, но и стал всячески поощрять его импровизации и находки. Работа пошла легко и свободно.

-4

Премьера фильма на Центральном телевидении 27 августа 1977 года имела оглушительный успех. Зрители были в восторге от искрометной комедии, великолепной музыки и, конечно же, от блистательной игры Константина Райкина, для которого роль Труффальдино стала настоящим триумфом, принеся ему всенародную любовь и признание, которые превзошли даже славу его знаменитого отца, Аркадия Райкина.