Помните конец нулевых? Вышло много ярких мультфильмов, но один из них стоял особняком. Почти без слов. Одинокий маленький робот на гигантской планете-свалке. «ВАЛЛ-И» от студии Pixar стал не просто очередной анимационной картиной, а настоящим событием, которое затронуло сердца и детей, и взрослых. Он получил «Оскар» и до сих пор возглавляет списки любимых мультфильмов. Так в чем же его магия и почему история ржавого робота-уборщика оказалась такой пронзительной и до сих пор актуальной?
Всё начинается с тишины и чувства тотального одиночества. Перед нами - покинутая Земля. Не просто грязная, а буквально погребенная под небоскребами из спрессованного мусора. И посреди этого безмолвного хаоса - единственный неутомимый труженик, робот ВАЛЛ-И. Он не просто выполняет свою программу, нет. Он - личность. У него есть дом, где он сортирует найденные человеческие «сокровища»: зажигалку, кубик Рубика, старую видеокассету с мюзиклом. У него есть друг - неубиваемый таракан. И у него есть мечта, которую он подсмотрел в старом кино, - мечта о любви, о том, чтобы просто держать кого-то за руку.
И вот в его упорядоченный мир вторгается она. ЕВА. Гладкая, футуристичная, мощная и абсолютно чужая этому миру. Так начинается одна из самых трогательных и чистых историй любви в кинематографе. ВАЛЛ-И пытается ухаживать за ней, как умеет: показывает ей свою коллекцию, пытается защитить от непогоды. Их общение - это не диалоги, а набор электронных звуков, движений и взглядов. И этого оказывается достаточно, чтобы передать всю гамму зарождающихся чувств - от робкого интереса до всепоглощающей привязанности. Здесь нет пошлости или глупых шуток, только искренность, которая обезоруживает.
Он просто не мог её отпустить. Когда корабль забирает ЕВУ, ВАЛЛ-И, не раздумывая ни секунды, цепляется за корпус и летит за ней в неизвестность. В космос.
И тут мультфильм наносит второй удар. Мы видим, куда сбежало человечество. Это гигантский космический лайнер «Аксиома» - идеальный потребительский рай, доведенный до абсурда. Люди здесь напоминают беспомощных младенцев. Они не ходят, а передвигаются на летающих креслах, не отрываясь от виртуальных экранов, и общаются друг с другом через них же, даже находясь рядом. Они не злые. Они просто... потерялись. Перестали жить и начали просто существовать. Не зря капитан корабля, впервые увидев настоящий росток с Земли, произносит ключевую фразу: «Я не хочу выживать. Я хочу жить». Это становится поворотным моментом не только для него, но и для всего человечества.
«ВАЛЛ-И» - это нечто большее, чем просто мультик. Это полноценное кино, научная фантастика с глубокой философией. Недаром для консультаций по свету и кадру был приглашен легендарный оператор Роджер Дикинс («Побег из Шоушенка»). Pixar вложила в этот проект не только деньги, но и душу. В каждой детали видна колоссальная работа: от логики движений роботов, которая не противоречит законам Айзека Азимова, до невероятной анимации, способной передать сложнейшие эмоции через движение механических «глаз» или рук.
Так почему же эта история так сильно зацепила зрителей тогда, в 2008-м, и не отпускает до сих пор? На фоне бесконечных комедий, построенных на сарказме, «ВАЛЛ-И» предложил нечто давно забытое - искренность. Он говорил на вечные темы: о губительном одиночестве и всепобеждающей силе любви, об экологической ответственности и опасности тотальной виртуализации нашей жизни. Эти темы сегодня звучат ещё острее.
Этот фильм заставляет что-то почувствовать. Пробуждает желание стать немного добрее, оторваться от экрана и посмотреть на мир вокруг. Он дарит надежду. Надежду на то, что даже в пустыне мусора может пробиться маленький зеленый росток. И что человечество, пусть и совершившее множество ошибок, способно найти в себе силы, чтобы снова встать на ноги и вернуться домой.
Маленький, ржавый робот с огромным сердцем не просто убирал мусор. Он напомнил целой цивилизации, что значит быть человеком. И, кажется, он до сих пор напоминает об этом каждому из нас.
Читайте также: