Найти в Дзене
На усмотрение

Финансовый апокалипсис: шесть фильмов о кризисе 2008-го

Финансовый кризис 2008-го года – это не просто цифры в учебниках экономики, а готовый сюжет для триллера, драмы и даже чёрной комедии. Банкиры-аферисты, ипотечные пузыри, паникующие трейдеры и миллионы людей, оставшихся без жилья и работы – кино про это может быть умным, циничным и даже поэтичным. Сегодня я хочу рассказать про шесть ключевых фильмов об этих событиях в порядке их выхода на экраны.
И пусть кто-нибудь попробует мне сказать, что это не актуально!.. Режиссер: Джон Уэллс
В ролях: Бен Аффлек, Томми Ли Джонс, Крис Купер, Кевин Костнер В начале 2010-го года на Санденсе телепродюсер Джон Уэллс представил свой полнометражный дебют – драму «В компании мужчин» (The Company Man), которая в первую очередь обращает на себя внимание звездным кастом, нехарактерным для независимого кино. Фирма, в которой работают герои фильма заработала капитал на реальном производстве, но в какой-то момент перешла на более выгодные на тот момент финансовые спекуляции и находится на грани банкротства, за
Оглавление

Финансовый кризис 2008-го года – это не просто цифры в учебниках экономики, а готовый сюжет для триллера, драмы и даже чёрной комедии. Банкиры-аферисты, ипотечные пузыри, паникующие трейдеры и миллионы людей, оставшихся без жилья и работы – кино про это может быть умным, циничным и даже поэтичным. Сегодня я хочу рассказать про шесть ключевых фильмов об этих событиях в порядке их выхода на экраны.
И пусть кто-нибудь попробует мне сказать, что это не актуально!..

«В компании мужчин» (2010)

Режиссер: Джон Уэллс
В ролях: Бен Аффлек, Томми Ли Джонс, Крис Купер, Кевин Костнер

"В компании мужчин", кадр из фильма
"В компании мужчин", кадр из фильма

В начале 2010-го года на Санденсе телепродюсер Джон Уэллс представил свой полнометражный дебют – драму «В компании мужчин» (The Company Man), которая в первую очередь обращает на себя внимание звездным кастом, нехарактерным для независимого кино.

Фирма, в которой работают герои фильма заработала капитал на реальном производстве, но в какой-то момент перешла на более выгодные на тот момент финансовые спекуляции и находится на грани банкротства, затыкая дыры в бюджете новыми кредитами и сокращая сотрудников.

Ведущие менеджеры, привыкшие к обеспеченной и размеренной жизни преуспевающего среднего класса, оказываются за бортом и переживают свои драмы по-разному. Герой Аффлека продаёт машину и дом, Криса Купера – не выдерживает удара по гордости, а Джонса – осознаёт, что прожил жизнь ради таблички в офисе.

Фильм не про цифры, а про людей – тех, кто вдруг стал ненужным. Это тихая драма, без громких крахов, но с ощущением, что «старая жизнь» не вернётся. Но финал, при этом, наполнен сдержанным оптимизмом, оказывается предвыборный лозунг Трампа образца 2016-го года «Make America Great Again» стал востребован еще за пять лет до его появления на политической арене.

Джон Уэллс: «После премьеры ко мне подходили люди и говорили: «Это про меня». Не только про тех, кого уволили, но и про тех, кто остался в офисах – с чувством вины и страхом, что они следующие.Мы снимали Фильм в Бостоне, где расположены штаб-квартиры многих компаний, которые как раз тогда проводили массовые увольнения. Мы арендовали офис у одной из них – они охотно согласились, потому что… освободили этаж после сокращений».

«Предел риска» (2011)

Режиссер: Джей Си Чендор
В ролях: Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Деми Мур, Стенли Туччи

"Предел риска", кадр из фильма
"Предел риска", кадр из фильма

«Предел Риска», как и предыдущий фильм, стартовал на Санденсе, только года спустя, осенью прошла премьера в кинотеатрах, по итогам которой фильм получил сценарную номинацию на Оскар (победила в том году «Полночь в Париже» Вуди Аллена). Для Джея Си Чендора это тоже был полнометражный дебют со звездными актерами (а через два года он выпустил «Не угаснет надежда», минималистичный фильм-катастрофу с Рэдфордом).

Здесь аналогия с главной жертвой и, собственно, первым камушком, толкнувшим мировые финансы к обвалу – инвестиционным банком Lehman Brothers – очевидна. Перед нами разворачиваются события первых суток катастрофы, замкнутые фактически в пределах одного большого офиса.
Фильм камерный, как пьеса,но от этого становится только страшнее: финансовые аналитики, трейдеры и руководство банка ищут возможности спасти то, что еще можно спасти. Здесь нет громких биржевых криков и суеты – только тихие разговоры в лифтах и курилках, где решаются судьбы экономики.

К счастью, кино не перегружено финансовой терминологией, на первом плане остаются характеры и психология, режиссер не ищет возможности в чем-то оправдать своих героев, он просто показывает, как миром денег двигают цинизм и страх.

Джей Си Чендор: «Я хотел показать не кризис как явление, а момент, когда умные люди понимают, что игра окончена. Они не злодеи – они просто первыми увидели катастрофу и теперь решают: спасать мир или себя.И если бы Ной снимал фильм «Ковчег» на айфон, это было бы похоже – все знают о потопе, но торопятся спасти кто что может».

«Слишком большой, чтобы рухнуть» (2011)

Режиссер: Кертис Хэнсон
В ролях: Уильям Херт, Пол Джамати, Билл Пуллман, Джеймс Вудс

"Слишком большой, чтобы рухнуть", кадр из фильма
"Слишком большой, чтобы рухнуть", кадр из фильма

Один из последних фильмов автора «Секретов Лос-Анжелеса» и «8-й мили», на момент съемок ему было уже хорошо за 60, и если система (или «глубинное государство») искала себе художественное оправдание, то лучшего выбора быть не могло.

Кертис Хэнсон снял очень динамичное, но по-своему камерное кино про самые страшные дни 2008-го фактически от лица тех, кто пытался тогда управлять событиями и провести финансовый корабль США по стремнине. В качестве активно действующих героев мы видим министра финансов при Буше Генри Полсона (Уильям Херт), главу ФРС Бена Бернанке (Пол Джамати), директоров крупнейших банков, а события изложены строго в документальной последовательности.

Но это все-таки не док, хотя фильм достаточно сухой, но, при этом, захватывающийкак отчет Счётной палаты, который вдруг стал блокбастером. Здесь нет героев, только администраторы апокалипсиса, пытающиеся не дать системе умереть. Насколько кино оправдывает этих людей – судить вам.

Кертис Хэнсон: «В этой истории меня больше привлекла не финансовая сторона, а человеческая. Это история о людях, которые в панике пытаются спасти систему, даже не понимая до конца, как сами её создали. После выхода фильма мне позвонил один знакомый банкир и сказал: «Вы всё правильно показали. Только в жизни было в десять раз страшнее».

«99 домов» (2015)

Режиссер: Рамин Бахрами
В ролях: Майкл Шеннон, Эндрю Гарфилд, Лора Дерн

"99 домов", кадр из фильма
"99 домов", кадр из фильма

«99 домов» Рамина Бахрани, выходца из семьи иранских эмигрантов, получил хорошие отзывы в Венеции и был номинирован на «Золотой глобус».
Здесь мы наблюдаем крупным планом за последствиями финансового кризиса, в одночасье лишившего работы и жилья сотни тысяч «простых американцев».

Главного героя в исполнении Эндрю Гарфилда (уже в статусе звезды после «Нового Человека-паука» и «Социальной сети») после трехмесячной просрочки по ипотеке выселяет банк и, неожиданно для самого себя, он устраивается на работу к тому самому представителю банка в исполнении прекрасного Майкла Шеннона. Это продиктовано, скорее, отчаянием и необходимостью любого заработка, чем циничным расчетом, но теперь ему приходится самому иметь дело с неплательщиками и должниками, а также принимать участие в сомнительных махинациях с недвижимостью своего нового босса.

Здесь мы можем воочию наблюдать реальную цену всех этих биржевых графиков и кредитных свопов, так сказать, на земле. Цену, которую приходится платить, выбирая между совестью и выживанием. Фильм немного сентиментален, но по-своему беспристрастен, показывая реальность такой, какая она есть, без художественных преувеличений и голливудского гламура.

Рамин Бахрани: «Мы снимали в реальных конфискованных домах. На стенах оставались детские рисунки, в шкафах – одежда. Однажды мы нашли записку: «Пожалуйста, не выбрасывайте наши фото». Это было невыносимо честно. Это не история про 2008 год. Это предупреждение о том, что кризис – не временное явление, а часть системы».

«Игра на понижение» (2015)

Режиссер: Адам МакКей
В ролях: Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Брэд Питт, Джереми Стронг

"Игра на понижение", кадр из фильма
"Игра на понижение", кадр из фильма

И вот мы дошли, наконец, до фильма, без которого не обходится ни один обзор фильмов про Уолл-Стрит. По-большому счету он открывает условную трилогию режиссера, к которой можно отнести его более поздние фильмы – «Власть», открытую и жесткую сатиру на вице-президента США Дика Чейни, где также в главной роли снялся Кристиан Бейл и мрачную апокалиптическую фантасмагорию, которая притворяется комедией «Не смотрите наверх» с ДиКаприо.

«Игра на понижение» – это, с одной стороны, своеобразная энциклопедия о финансовом мире «для чайников», в котором персонажи постоянно ломают «четвертую стену», обращаясь напрямую к зрителю, а Магро Робби в ванной с бокалом шампанского объясняет, что такое «обеспеченные долговые обязательства», а с другой – художественное полотно, снятое с искренней болью и пафосом большого художника.

В 2019-м в похожем стиле Стивен Содерберг сделал «Ландромат», фильм о коррупции в мировом масштабе (по материалам «панамского расследования»), и вообще, у меня складывается ощущение, что только такими средствами и можно преодолеть стену безразличия и равнодушия у тех, кто считает, что «большая политика» и «большие финансы» – это где-то далеко и нас не касается.

«Инсайдеры» (2011)

Режиссер: Чарльз Фергюсон
В ролях: Мэтт Деймон (рассказчик, голос за кадром)

"Инсайдеры", постер фильма
"Инсайдеры", постер фильма

Финальный фильм в этом обзоре – документальное кино в стиле Майкла Мура, снятое еще в 2011-м, выходцем из бизнес-кругов (режиссер до этого консультировал Эппл, Мотороллу, Ксерокс). Фильм подробно разбирает причины и хронологию финансового кризиса 2008-го года и показывает, что истинным виновником краха были не конкретные люди, а сама система, в которой финансовая власть давно уже сменила политическую, а масштабы вполне законных спекуляций ничем не обеспеченными активами фактически уничтожила реальную экономику крупнейших держав, чье благополучие висит теперь на очень тонком волоске.

Это кино может стать неплохим эпилогом ко всему циклу фильмов о финансовом кризисе 2008-го года, о которых я рассказал выше. А какие выводы делать из них – решать вам.

Чарльз Фергюсон: «Я хотел создать документальный триллер, который объяснит людям, как небольшая группа банкиров, регуляторов и профессоров украла триллионы долларов — и осталась безнаказанной. Это не просто фильм о жадности, это история о том, как коррупция стала системной. Уолл-стрит, Вашингтон и академические круги — все они стали частью одной преступной сети».

Мэтт Деймон: «Обычно в документалках нарратор эмоционально вовлечён. Здесь же Чарльз хотел, чтобы мой голос звучал как холодная констатация фактов – чтобы зрители сами пришли к ярости».

Как вы считаете, можно ли с помощью художественного кино разобраться в том, как работает мировая финансовая система? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях и читайте другие подборки интересных фильмов на этом канале.