Пон Джун-хо мы, в основном знаем по его оскароносному фильму «Паразиты» (а кто-то уже посмотрел вышедший не так давно «Микки 17»). Сегодня я расскажу вам о четырех не самых известных фильмах южнокорейского режиссера, которые стоит посмотреть.
«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)
Первая полнометражная работа Пон-Джун-хо, снята нарочито провокативно. Здесь и нетипичный подход к созданию образов героев, и внезапные продолжительные монологи колоритных второстепенных персонажей и неожиданные повороты сюжета.
Режиссер явно черпает вдохновение из фильмов французской «новой волны», отвергая принципы коммерческого кинематографа, и пристально наблюдает за обычными людьми, решившими радикально изменить свою жизнь.
Главный герой, молодой преподаватель, мечтает о месте профессора в университете (нужно дать декану неподъемную взятку), но вместо того, чтобы предпринять для этого какие-то реальные действия, решает избавиться от собак, живущих в его многоэтажке – его раздражает их лай. Ни одно животное не пострадало во время съемок, сообщают нам в стартовом титре, но песикам в этом фильме приходится несладко – из них варят похлебку, сбрасывают с крыши, травят химикатами. Удивительно, но выглядит это дико трогательно, а местами даже смешно, особенно когда беременная жена главного героя решает завести свою собачку.
Картину дополняет и пара вечно сонных подруг, одна из которых мечтает найти и наказать виновного в смерти очередной собачки, очевидицей которого она стала (это одна из первых ролей Пэ Ду-на, которую вы потом могли видеть, например, в «Облачном атласе» или в «Мятежной Луне» Зака Снайдера).
Несмотря на абсурдность происходящего, Пон Джун-хо удается создать в фильме атмосферу лирической комедии, в которой искреннее сочувствие к героям перевешивает всю дичь, которая временами творится на экране.
«Вторжение динозавра» (2006)
Название фильма – особенности отечественной локализации, в оригинале кино называется просто и со вкусом – «Чудовище». И это действительно на редкость омерзительная создание, которое выбирается из коллекторов и нападает на горожан, но не в нем тут дело.
В главной роли, так же, как и снятом тремя годами раньше «Воспоминании об убийстве» Сон Кан-хо и здесь он так же создает своего героя на грани гротеска и трагедии – с одной стороны безутешный отец, чью дочь утащила тварь, а с другой – несуразный инфантильный маргинал, вечно совершающий нелепые и нелогичные поступки. Такие же и остальные персонажи, в чем-то глуповатые, в чем-то самоотверженные, но все по-человечески понятные и трогательные.
Этот фильм сложно в полной мере отнести к жанру кайдзю, хотя здесь есть все необходимые атрибуты, включая монстра, как главный двигатель сюжета, невинные жертвы и массовую панику. Но Пон Джун-хо, как всегда, внимателен прежде всего к своим героям, он рисует полнокровные образы обычных людей, со всеми достоинствами и недостатками, попавшими в ситуацию, требующую от них проявления их лучших качеств.
Отдельно нужно упомянуть Терри Гиллиама и его «Бразилию», как отчетливый референс для тех эпизодов, которые можно отнести к социальной сатире (здесь ей, конечно, тоже есть место). Кстати, в первом своем англоязычном фильме «Сквозь снег», снятом уже в 2013-м, его имя Пон Джун-хо даже даст одному из своих персонажей (помните того старика в последнем вагоне в исполнении Джона Хёрта?).
«Мать» (2009)
Мощная драма, чем-то напоминающая «Воспоминания об убийстве». Все начинается с гротеска, потом сворачивает в детектив и заканчивается высокой трагедией (мне, например, сразу вспомнилась «Елена» Звягинцева, снятая двумя годами позже).
Главная героиня и ее аутичный сын у которого, вдобавок, провалы в памяти, живут в халупе где-то на окраинах небольшого городка. Она не совсем легально практикует иглоукалывание, он бесцельно болтается по улицам, хулиганит, а когда в округе находят труп школьницы, его арестовывают по обвинению в убийстве. Подозрения обоснованы и полиция пытается парня расколоть на признание.
Мать, поняв, что ей не поможет ни дорогой адвокат, ни бестолковые, как всегда бывает у Пон Джн-хо, полицейские, пытается докопаться до истины сама, чтобы спасти своего сына. Местами ее «расследование» выглядит как классический детектив, а местами как – лишенные логики действия одержимого человека, и режиссер, балансируя между жанрами и нагнетая саспенс, к финалу выводит историю на эпическую высоту.
Финальная сцена по накалу эмоций и образности напоминает эпилог «Воспоминаний об убийстве» и надолго останется у вас в памяти.
«Окча» (2017)
«Окча» – второй англоязычный фильм Пон Джун-Хо, снятый им для Нетфликса сразу после «Сквозь снег». Здесь есть характерное для него смешение жанров, где присутствуют элементы фантастики, социальной сатиры, и даже элементы приключенческого триллера. Все это приправлено голливудским кастом: в ролях второго плана яркие Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол и Пол Дано, а в главной роли – очаровательная корейская девочка, опекающая гигантскую свинью-переростка, милое генно-модифицированное домашнее животное, больше напоминающее добродушного бегемота.
В центре сюжета – зловещие корпоративные планы по переработке милых свинопотамов на консервы и, соответственно, противостояние этим планам группы революционеров-энтузиастов вместе с юной хозяйкой прирученного зверя.
Режиссер, как и в предыдущем своем фильме, берет традиционные для жанрового кино штампы и умело доводит их до абсурда, не гнушаясь использовать приемы мастеров. Получается в чем-то трогательно, в чем-то жутко, но в целом – довольно мило.
Какой фильм Пон Джун-Хо вам заполнился больше всего? Расскажите в комментариях.