— Ты предала нас, мама. Предала папу, который любит тебя больше жизни… — в голубых глазах Оли стояли слезы, но она их не замечала. Мать, Изольда Марковна, только что сообщила невероятную новость, и Оля ощутила огромную неприязнь к женщине.
***
Когда Оля была еще школьницей, им задали домашнее сочинение на тему «Моя семья». Вначале девочка-восьмиклассница хотела написать работу на «отвали»: мама, папа, я, мы все дружные и всё в таком же духе. Но неожиданно застала родителей за тем, что оба весело над чем-то хохотали в своей спальне. Оля заглянула в приоткрытую дверь и замерла: мама с папой лежали на кровати рядышком, болтали ногами и рассматривали альбом с фотографиями времен своей молодости. Видимо, их смех был вызван воспоминанием о чем-то веселом. Девочка услышала следующее:
— Помнишь, как я тогда стоял перед тобой красный, как рак, и твердил, что никогда на тебе не женюсь, потому что ты нравишься слишком многим парням?
— Помню, — со смехом в голосе ответила мать. — Ты тогда сказал еще, что я слишком легкомысленная для нормальной семейной жизни. И этого хватило, чтобы я взялась за тебя по полной. Но ты же женился на мне сам, еще год уговаривал. Забыл?
— Я тогда, наоборот, хотел сказать, что готов на что угодно ради тебя, — прошептал отец, обнимая жену за плечи. — Я бы порвал любого, кто посмел бы встать между нами…
Оля покраснела и вернулась в свою комнату. Она не понимала, что вызвало у нее подобное чувство неловкости. Словно она подсмотрела что-то глубоко личное, чем не принято делиться с кем попало. Девочку распирало вдохновение, и она решила перенести это в тетрадь. Когда желающие на следующий день читали свои сочинения, учительница даже похвалила Олю за столь необычное понимание темы.
— Соколова права: любовь – это основа любых отношений. Если вы миритесь с недостатками другого человека, причем показываете, что именно они придают ему особую изюминку… если вы готовы меняться ради вас обоих, то это и есть любовь.
На следующий год в школе появился новенький парнишка, на которого обратили внимание все девочки. Его звали Андрей, он отличался аристократической внешностью и несколько отчужденным поведением. Все ученики до самого выпуска обсуждали странного парня.
— Я слышала, у его родителей куры денег не клюют. Какие-то бизнесмены, работают с инвесторами из разных стран. Только они постоянно мотались по разным городам, он сменил кучу школ. Может, из-за этого и не хочет заводить друзей и отношения с девушками. А так у них в Москве есть две крутые квартиры, каждый год ездят на Лазурный берег, — мечтательно говорила Алиса, одноклассница Оли. — Вот бы такого захомутать… всю жизнь катайся, куда хочешь, дома за тебя прислуга всё будет делать. А тебе нужно только за собой следить и глазками хлопать, чтобы муж вовремя пополнял денежки на карте…
Олю даже покоробило от таких слов. Она видела этого Андрея со стороны и могла сказать, что он очень закрытый человек, который не стремится подпускать к себе кого бы то ни было. Он не искал ни с кем дружбы. Напротив, у Оли сложилось впечатление, что он устал от повышенного внимания к своей персоне. И вряд ли захочет иметь дело с теми, кого интересует только кошелек его родителей. Наверняка насмотрелся и просто ждет, когда закончится учеба в школе.
Андрей выпустился, набрав такое количество баллов на ЕГЭ, что его взяли на бюджетное отделение в МГУ. Пока проходила церемония вручения аттестатов, парень с отрешенным видом стоял в стороне и не выражал никаких эмоций. Оля тогда впервые увидела его родителей. Это были мужчина и женщина лет сорока, оба подтянутые, моложавые, с ухоженной, даже холеной, внешностью. И Андрей странным образом был похож на обоих одновременно. Девушка обратила внимание, что супруги одеты довольно просто, без всякого напоминания о своем богатстве: светлые льняные костюмы и обычные бежевые туфли. Однако то, как они смотрели друг на друга, Оле напомнило о том, как ее родители обменивались подобными быстрыми влюбленными взглядами. У девушки стало странным образом теплее на душе:
— Значит, они тоже вполне обычные, нормальные люди, пусть и толстосумы…
Оля должна была вместе с другими двумя десятиклассниками принять символическую эстафету от выпускников. Девушка всегда была вовлечена в общественную деятельность и потому сама изъявила желание прийти на вручение, пусть даже только на официальную часть. Оля заметила, как Андрей пристально посмотрел на нее, но тут же отвернулся, нацепив на лицо привычную скучающую маску.
После того вечера Оля не видела Андрея несколько лет. Встреча произошла во время переговоров компании, в которой работала девушка. Ольга входила в число аналитиков и должна была подготовить презентацию о своем видении будущего сотрудничества. Сидя за переговорным столом, она слегка вздрогнула, столкнувшись взглядом с руководителем группы инвесторов. Высокий, привлекательный, с темными вьющимися волосами и серо-голубыми глазами, мужчина показался ей до странного знакомым. Услышав его имя, Оля выдохнула:
— Не может быть!
***
Её родители, Изольда Марковна и Виктор Алексеевич, не нажили себе никакого состояния за всю свою жизнь. В смысле, у них была скромная по современным меркам двушка, в которой взрослая дочь чувствовала себя, как в клетке. И хотела поскорее съехать от родителей, чтобы мать не напоминала ей о том, как себя должна вести благодарная дочь.
— Ты меня не послушалась, когда я тебе говорила идти на медицинский. Выбрала экономический, хотя сейчас экономистов, как собак нерезаных. Видишь, у меня и отца проблемы со здоровьем. Думали, хотя бы дочь родная будет следить за нами, а ты вон как себя повела – полезла в цифры. Не такого будущего я тебе хотела.
Ольга привыкла, что в их семье было принято экономить. Но, когда после учебы сумела устроиться в хорошую компанию, захотела изменить свою жизнь полностью. Чтобы перестать считать деньги до зарплаты, чтобы вести собственный бюджет и не отчитываться, сколько и на что потратила. Потому что мама завела привычку требовать для себя, как она выразилась, выражение небольшой материальной благодарности.
— Олечка, ты же понимаешь, что без нашей с отцом поддержки ты бы ничего не добилась? Мы тебя кормили, одевали, обували, оплачивали твои подготовительные курсы. Так что часть твоей зарплаты ты должна отдавать мне. Имею я право в таком возрасте хоть немного себя побаловать?
Девушка согласилась отдавать деньги матери, но не видела, чтобы та для себя что-то приобретала. Изольда Марковна не скрывала, что копит на что-то грандиозное.
— Когда ты будешь выходить замуж, я должна быть при полном параде. Чтобы на фоне твоих новых родственников не выглядеть замухрышкой, которая парикмахерскую только на фотографиях видела.
Когда женщина увидела, что у дочери появился поклонник, была очень даже рада этому. Правда, уточнила:
— А он, случаем, не из этих, понаехавших? Не хотелось бы родниться с кем ни попадя. Когда нас познакомишь?
— Мама, мы только встречаемся, о свадьбе нет и речи. Но если это произойдет, ты обязательно узнаешь.
Но вскоре это произошло.
Андрей признался в своих чувствах спустя полгода после первой встречи.
— Я боялся себя выдать, — прошептал он, обнимая девушку. — Всегда думал о тебе. Боялся, что такой, как я, будет тебе неинтересен. Меня же все девушки называют душнилой, потому что привык всё выполнять так, чтобы к моей работе никогда не придирались. И команду себе такую же подобрал. А ты произвела на меня впечатление еще в школе.
— Мы с тобой тогда вообще не общались, — изумилась Ольга.
— За мной бегали десятки девчонок. Думали красиво устроиться за мой счет, морочили мне голову, — усмехнулся Андрей. — А ты даже не смотрела в мою сторону.
— Потому что я понимала разницу между нами, — спокойно ответила девушка. — Знала, что ты сын обеспеченных родителей, зачем им простая московская девчонка? Да и тебе зачем?
— Просто ты смотрела на меня, как на обычного парня, пусть и со странностями. И я мечтал подойти к тебе, да так и не посмел.
Будущие свёкры приняли девушку очень радушно. Порой Ольге казалось, что она всегда знала их, и ей было необыкновенно легко общаться с ними.
***
— Ну, дорогие сваты, за знакомство! За счастье молодых! Как говорится, совет да любовь!
Андрей и Ольга смотрели, как их родители знакомятся друг с другом прямо во время свадьбы. Это было условие Изольды Марковны: она, узнав про статус семьи будущего зятя, места себе не находила от волнения.
— Это, конечно, хорошо, что ты нашла себе богатого мужа, но как нам быть? Мы не можем быть с ними на равных, а нам бы не хотелось себя чувствовать себя нищими на их фоне. Может, нам не стоит идти на свадьбу?
— Мама, не надо так говорить. Родители Андрея очень хорошие люди, воспитанные. Они не будут себя позволять панибратства или хамства, тем более в день свадьбы.
— Ну хорошо, — скрепя сердце, согласилась Изольда Марковна. — Только давай так. Мы будем знакомиться со сватами на свадьбе, но не раньше. Не хочу, чтобы нам промывали косточки еще до бракосочетания.
Оля максимально тактично передала пожелание матери и была удивлена, когда ее будущая свекровь охотно согласилась.
— Думаю, это разумно. Все-таки перед свадьбой столько хлопот, можно и перенервничать.
— Спасибо за понимание, Марина Олеговна, —улыбнулась девушка. Но мать Андрея только замахала руками:
— Да о чем ты говоришь? Близкие люди должны с пониманием относиться друг к другу. Так что пусть твои родители спокойно готовятся к свадьбе и ни о чем не волнуются.
Свадьба получилась очень романтичной и веселой. Но больше всего Оле понравилось, что сваты нашли легко общий язык друг с другом, с удовольствием смеялись и шутили, рассказывали забавные истории из своего прошлого. Даже ее мать, которая всё время изводила дочь жалобами на свое здоровье, и та была в ударе. Плясала на конкурсах так, что молодым давала жару, и Юрий Владимирович, отец Андрея, дважды станцевал с ней вальс. Домой все разъехались крайне довольные тем, как прошло свадебное торжество.
Рано утром Ольгу разбудил звонок матери.
— Мам, все в порядке? Семь утра, выходной, чего тебе не спится? — пробурчала девушка, нажав на кнопку приема звонка.
— А к теще на блины? — заговорила Изольда Марковна торопливо. — Бери муженька и дуй к нам. Я такие блины и пироги напекла, пальчики оближете!
— Сейчас я точно никуда не поеду. Дай нам поспать, пожалуйста, — Оля сбросила звонок. Но мать оказалась настырной и вынудила дочь пообещать, что за пирогами они заедут к ней попозже, когда проснутся и будут готовы.
— Кстати, могу тебе дать еще кое-что вкусненькое для твоих свекров, — интригующе заговорила Изольда Марковна. — Только смотри, обязательно передай. Они у тебя очень милые и душевные люди, я прямо очарована. Так и можешь передать.
Не дожидаясь ответа, женщина сбросила звонок. Когда новобрачные приехали к родителям Ольги, Виктор Алексеевич весело подтрунивал:
— Олечка, представляешь, нам надо было отдать тебя замуж, чтобы твоя мама начала готовить пироги. И перестала говорить, что она ужасно выглядит.
Изольда Марковна быстро перевела разговор на другую тему, но позже Андрей сказал супруге:
— Почему-то у меня появилось странное чувство, что что-то происходит? Не могу понять, что именно, но это уже случилось…
Оля удивленно посмотрела на мужа:
— С чего бы? Разве наша свадьба – это не то, что случилось?
— Да нет, я не это имел в виду, — отмахнулся Андрей. — Не бери в голову. Видимо, после вчерашнего шампанского и не такое покажется.
Однако Оля не могла себе признаться в том, что у нее точно такое же ощущение. Будто происходит что-то неправильное, чего быть не должно. Причем под носом у всех, и никто этого в упор не видит.
Со временем девушка обратила внимание на то, что любое событие с участием ее свекров вызывает огромный интерес со стороны ее родителей. Изольда Марковна за несколько дней перед встречей со сватами не вылезала из салонов красоты и дорогих магазинов, чтобы купить, как она выражалась, приличные подарки приличным людям. Женщина приезжала нарядной, с модной прической и густо накрашенной. На шее, пальцах и ушах блестели дорогие украшения, которые Оля никогда раньше не видела на своей матери.
— Ну как откуда? — отвечала на ее вопросы мать. — Ты же мне столько лет давала на карманные расходы, а я их копила. Помнишь, как я говорила, что собираю деньги на что-то стоящее? Так вот, разве твои свекры не относятся к стоящим людям, ради которых надо выглядеть соответствующе?
— Хочешь сказать, что выслуживаешься перед богатой родней? — Ольга была неприятно удивлена. Никогда раньше не замечала за родителями склонности к лизоблюдству, и это открытие стало настоящим шоком.
— Наши родственники - люди простые, они таких вещей не понимают. А твои свекры – птицы высокого полета, они в этом хорошо соображают. К тому же, если мы с отцом будем прилично выглядеть, то и тебе очков добавится. Что ты не замухрышка, которая постаралась захомутать их единственного сына и наследника, — бодро ответила Изольда Марковна, не замечая, как побледнело лицо дочери.
— То есть ты считаешь, что я… вышла за Андрея по расчету? — глаза девушки потемнели от гнева. Изольда Марковна поспешила сгладить сказанную глупость:
— Что ты, я ничего такого не имела в виду. Тебе повезло встретить прекрасного мужчину, который от тебя без ума. А то, что он богат, это всего лишь приятное дополнение. В зяте же сразу видно породу, весь в отца. Вот был бы у меня такой мужчина… — мать прикусила язык, поняв, что ляпнула лишнее.
— А как же папа? — Оля решила уйти поскорее, чтобы не услышать новых шокирующих слов. Мать покачала головой:
— Не пори горячку. Я всегда любила твоего отца и другого мужчину не представляю рядом с собой. Это любовь, которая одна и на всю жизнь. Дай бог, чтобы у тебя с мужем было так же.
Ольга уехала домой. По дороге она долго думала над словами матери, но никому ничего решила не говорить. Может, мама слегка не в себе? Вон какой фанатизм проявляет, когда речь заходит о новой родне. Столько трат, столько хвалебных слов за столом по поводу и без. Иногда речи Изольды Марковны напоминали сплошной поток патоки, в котором можно было легко завязнуть.
Однако на юбилее Юрия Владимировича Изольда Марковна показала, что ее слова о любви к мужу сильно расходятся с делом. Женщина ни на шаг не отходила от юбиляра, кокетничала и просто не замечала собственного супруга, который с каждой минутой становился всё мрачнее и мрачнее. Андрей тоже заметил, как и все остальные гости, что его теща перебарщивает с вниманием к его отцу. В итоге юбиляру пришлось сослаться на срочный вызов и уехать, чем Изольда Марковна была сильно расстроена. Дома ее ожидал тяжелый разговор с мужем.
— Ты можешь объяснить, почему ты сегодня вешалась на Юрия, как последняя шалашовка? На людях? Забыла, кем он приходится нашей дочери? — кричал на жену Виктор Алексеевич.
— Забыла. Имею право. Мне с тобой уже скучно, живем вместе по привычке. А я хочу, чтобы на меня смотрел красивый мужчина, который бы дарил мне подарки, всегда выглядел элегантно, — высокомерным тоном ответила Изольда Марковна. — Почему все так несправедливо? Олька была умной, но ее нельзя назвать красивой и обаятельной. Да и Марину красавицей не назовешь. Чем я хуже?
Муж отшатнулся от нее, словно получил обжигающую пощечину.
Когда Ольга приехала навестить родителей, то обнаружила, что вещей отца в квартире нет. Изольда Марковна равнодушно пожала плечами:
— Перебрался на дачу своего приятеля, Сени. А я сделаю ремонт после развода, продам квартиру и… найду, чем себя занять.
На душе Оли заскребли кошки после таких слов матери.
— Скажи правду… что между вами произошло? Папа бы никогда не посмел тебя обидеть, это я точно знаю.
— Ты всегда выгораживала папочку, — усмехнулась Изольда Марковна. На ее губах играла странная надменная улыбочка. Повернувшись к дочери и глядя ей в глаза, женщина отчеканила:
— Я поняла, что люблю другого мужчину и хочу быть с ним. То, что он женат, меня не остановит, я все равно своего добьюсь.
— О ком речь? Кто тот несчастный? — с сарказмом спросила Ольга. Однако она была совершенно не готова услышать, что речь идет об ее свекре. — Ты предала нас, мама. Предала папу, который любит тебя больше жизни.
***
Однако из истории любви ничего не вышло. Юрий Владимирович доказал, что не просто так добился успехов в своем бизнесе. Мужчина крайне жестко поставил на место потерявшую связь с реальностью сватью, но с Виктором Алексеевичем продолжил общаться после того, как мужчина развелся с женой.
Ольга тоже не захотела прощать предательство матери, и Изольда Марковна уехала в маленький провинциальный городок, из которого когда-то приехала покорять Москву.