На 30 апреля 1945 года, день, когда фюрер скушал яду, оставалось ещё несколько сотен лодок (приблизительно 470), часть из них в процессе постройки, находившихся в различных портах Германии и других стран, а также на просторах морей и океанов.
В тот день его преемник, гросс-адмирал Карл Дёниц, издал приказ о затоплении всех военных кораблей и подводных лодок, чтобы они не попали в руки врага. Этот приказ, известный под кодовым названием «Операция Радуга», ссылался на директиву, изданную Гитлером в память о «позоре 1918 года», о том, что «ни один солдат вермахта (...) никогда не должен сдаваться врагу».
Телекс от 30 апреля 1945 г.: «Основной флот потопить по кодовому слову «Радуга» ("Regenbogen")» Кликабельно:
Т.е., с получением этого сигнала должно было начаться массовое затопление кораблей, непригодных к мирному использованию. Но нас из них интересуют именно подводные лодки.
Далее следуют разночтения между англоязычными и немецкими описаниями последовавших событий. По версии англичан, 1 мая 1945 года в Варнемюнде , недалеко от Ростока на побережье Балтийского моря, были затоплены 3 подводные лодки, что стало первой волной затопления лодок и уничтожения объектов.
2 мая в Травемюнде, недалеко от Любека, были затоплены еще 32 подводные лодки .
3 мая Дёниц отправил своего главного помощника фон Фридебурга к Монтгомери в Люнебурге, чтобы начать переговоры о перемирии с западными союзниками. Это предложение было отклонено, поскольку фон Фридебург не был уполномочен согласиться на безоговорочную капитуляцию, на которой настаивали союзники. В тот же день было затоплено еще 39 лодок, 32 в Киле и еще 7 в Гамбурге.
При этом не упоминается, что кодовый сигнал "Regenbogen" был отдан фактически(!) Могли ли командиры подводных лодок массово проявить такую самодеятельность?
4 мая Верховный главнокомандующий союзников Эйзенхауэр разрешил немецким силам в Северо-Западной Европе, включая военно-морские силы, сдаться Монтгомери, при этом Монтгомери настоял на том, чтобы немецкие военно-морские силы, включая подводные лодки, были сданы в целости и сохранности. Это вступало в силу в 8 утра 5 мая. Тем временем, 4 мая, были затоплены еще 4 лодки, две в Кильском канале и две во Фленсбурге.
Конечно, Дёницу были ни к чему репрессии за невыполнение условий перемирия. Но вот что пишут немцы: Am 4. Mai – einem Tag vor der Teilkapitulation im Norden – widerrief Dönitz seinen Befehl und ordnete an, dass alle Schiffe gemäß den Kapitulationsbedingungen unzerstört zu übergeben seien. Dennoch wurden in den frühen Morgenstunden des 5. Mai das Kennwort „Operation Regenbogen“ durch den Äther gefunkt und die versiegelten roten Kuverts an Bord der U-Boote aus den Panzerschränken geholt.
"4 мая — за день до частичной капитуляции на севере — Дёниц отменил свой приказ и приказал сдать все корабли неповрежденными в соответствии с условиями капитуляции. Тем не менее, рано утром 5 мая кодовое слово «Операция Радуга» было передано по радио, и запечатанные красные конверты были извлечены из сейфов на борту подводных лодок."
Тут остаётся только заметить, что англичане выше сообщают, что основная масса лодок к этому моменту уже была потоплена. (!)
Контрприказ от 4 мая 1945 года: «Не топить корабли»
Однако он отдан Кейтелем, Дёниц-то причём?
Что касается сигнала "Радуга", он был отменён уже через 8 минут после его отдачи. Ну и что? Из тех лодок, что ещё оставались на плаву, 5 мая было уничтожено еще 87 лодок: 64 на Балтике (41 в заливе Гельтинг , 13 во Фленсбурге и 10 в различных других точках), в то время как на побережье Северного моря было уничтожено 23 лодки: 13 в Вильгельмсхафене и 10 в устье Везера.
Немецкий школьник, которому тогда было 8 лет, вспоминал: « Тем временем прибывающие подводные лодки готовились к затоплению. Команды максимально разгружали подводные лодки, особенно в ночь с 4 на 5 мая. Мы не смогли отдохнуть, моряки кишели повсюду. Первая подводная лодка затонула в 4:10 утра. Мое сердце замерло, когда я наблюдал, как лодки снова встали на дыбы, высоко подняли носы в воздух, а затем скользнули в глубину. Два человека из экипажа одной подводной лодки ушли вместе с нею; затопление произошло слишком быстро. С другой лодки помощник отказался уходить. Он потерял все... и больше ничего не ждал от жизни. Когда лодка тонула, он отдал честь своим товарищам с боевой рубки с развевающимся флагом в руке».
На снимке немецкие подводники, оставшись без лодок, убывают на интернирование
Союзникам не очень понравился такой исход. В последующие месяцы несколько немецких морских офицеров были обвинены в потоплении своих подводных лодок и приговорены к нескольким годам тюремного заключения за нарушение условий капитуляции. Тем не менее, многие британские военнослужащие выразили понимание действий немецких офицеров, поскольку затопление было частью военно-морской традиции многих стран в то время, учитывая отчаянное положение. (А какой ржач раздаётся по поводу затопления своих кораблей русскими!)
Итого в Западной Балтике было затоплено 238 подводных лодок. Из этих 238 лодок 16 не были в строю (выведены из эксплуатации), а 5 не были спущены на воду.
И что, это всё? Отнюдь. Те же самые англичане, которые отправляли на нары немцев, потопивших свои лодки, вскоре принялись усердно топить остававшиеся. Это уже была операция "Дедлайт".
8 мая всем остававшимся немецким подводным лодкам было приказано направиться в пункты приёма в Британии, независимо от того, где лодки находились - в любых иных портах или океане.
Таким образом, из 156 подводных лодок, которые сдались либо с моря, либо в портах (плюс одна, которая была интернирована в Испании), 138 были переведены в Лисахалли и Лох-Райан для ожидания решений об их окончательной утилизации. Из остальных девять сдались с моря в Канаде, США и Аргентине, а 10 оказались непригодными для плавания и остались в европейских портах.
Задачей Трехсторонней военно-морской комиссии, которая начала свою работу 15 августа 1945 года, было выбрать 30 подводных лодок, которые должны были быть сохранены тремя союзниками. Таким образом, из 135 подводных лодок, пришвартованных в Лох-Райане и в Лисахалли, восемь были переданы Великобритании, одна — США и 10 — СССР. 116 подводных лодок остались в Лисахалли и Лох-Райане, ожидая окончательной утилизации Королевским флотом.
План состоял в том, чтобы сначала избавиться от подводных лодок из Лох-Райана, а затем разобраться с теми, что были в Лисахалли. Буксируемым подводным лодкам потребовалось бы два дня, чтобы достичь назначенного места затопления.
Погода была особенно плохой в ноябре и декабре 1945 года, и запланированные меры по утилизации не сработали в большинстве случаев, особенно в том, что касается планов потопления подводных лодок с помощью подрывных зарядов. Также возникли серьезные проблемы с буксировкой безлюдных, необслуживаемых и, во многих случаях, почти немореходных подводных лодок.
Сравнение запланированных мероприятий по утилизации с тем, что произошло на самом деле, показывает масштаб проблем, вызванных погодой. Только две подводные лодки были потоплены подрывными зарядами, только семь — подводными лодками и только 13 — самолетами. Из оставшихся почти 50% затонули при буксировке, прежде чем они когда-либо достигли назначенной зоны затопления. Они либо затонули напрямую, либо были потоплены артиллерийским огнем, не отходя далеко от точки отправления.
Потопление 116 подводных лодок и завершение операции "Дедлайт" 12 февраля 1946 года ознаменовало конец практически всех сохранившихся пригодных к эксплуатации подводных лодок Кригсмарине, которые сдались в конце Второй мировой войны в Европе.
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4