Дождь хлестал по крыше старенького «Ларгуса» Сергея. В салоне пахло сыростью, бензином и годами. Он плелся в пробке на Ленинском проспекте, слушая, как его «конь» – а вернее, динозавр – кряхтел и дымил. «Топливный насос опять капризничает, – подумал Сергей с привычной усталостью. – Опять ползарплаты в ремонт уйдут». Ветер доносил из приоткрытого окна знакомый коктейль выхлопов, от которого першило в горле. «И чем мы этим дышим?» – мелькнуло в голове, но мысль тут же утонула в рутине: счет за квартиру, учеба дочери, кредит…
Вечером за ужином Катя, его пятнадцатилетняя дочь, снова завела свою пластинку: «Пап, ну когда ты уже пересядешь на электрокар? Вон у Максима папа взял «Москвич» электрический! Говорит, тихо, чисто, и заряжать дешевле, чем бензин лить. И для города – просто сказка!»
Сергей фыркнул: «Сказка? Да где ж я его, Кать, возьму? Цены – космос. А если сломается? Кто чинить будет? Батареи зимой – говорят, на морозе сдохнуть могут. И где я его заправлять буду? На нашей улице зарядки – как единороги, мифические!»
«Пап, ты просто отсталый! – Катя сверкнула глазами. – Будущее уже здесь! Посмотри новости!»
Сергей не смотрел новости. Он смотрел на счета. Но слова дочери засели где-то глубоко в голове. Через неделю его старенький «Ларгус» окончательно сдал позиции – коробка передач потребовала капиталки. Цена ремонта была сопоставима с остатком стоимости автомобиля. Сергей стоял в сервисе, ощущая себя в тупике. Механик, вытирая руки, неожиданно сказал: «Серега, а не думал на «электричку» глянуть? Есть же сейчас программы. Льготы, субсидии. Да и наши уже не хуже…»
«Наши?» – удивился Сергей.
«Ну да! Тот же e-Largus от АвтоВАЗа. Практически твоя тачка, только на батарейках. Знакомый в такси на нем катается – в восторге. Расходы копеечные. И по льготам можешь попасть – как таксист. Бесплатная парковка в центре, платные дороги бесплатно…»
Сергей загуглил. Цена нового e-Largus с учетом субсидии оказалась… терпимой. Особенно если учесть, что бензин он больше лить не будет. Он рискнул. Продал старый «Ларгус» на запчасти, добавил сбережений, оформил кредит с учетом господдержки и стал обладателем сияющего белого e-Largus.
Первые впечатления были… странными. Тишина. Привычного рычания мотора не было. Только легкий шумок при разгоне. В салоне пахло чем-то новым, чистым – пластиком и… будущим? Интерфейс был простым: большой экран с крупными иконками, голосовой помощник («Атом ID» – значилось в описании) понимал команды «Включи печку», «Поехали домой» с первого раза. Дизайн – узнаваемый «Ларгус», но с кусочком футуризма: светодиодные полоски фар, скрытые дверные ручки. Функционально и по-русски. Подогрев всего, чего можно – руля, сидений, зеркал, лобового стекла. И отдельный режим «Зима» для батареи.
Но главное чудо случилось утром. Сергей вышел, нажал кнопку на брелке. Машина молча «проснулась». Никакого гула стартера, никакого клубов пара из выхлопной трубы в -15°C. Он сел в теплый салон – машина всю ночь поддерживала температуру батареи. «Вот это да…» – прошептал он.
Работать стало легче. Экономия была ошеломляющей. Вместо 500 рублей на солярку за смену – 80 рублей на зарядке на ночь дома (он поставил простенькую зарядную станцию в гараже). Клиенты в такси отмечали чистоту и тишину. Некоторые специально заказывали «электричку». «Воздух-то вон какой стал в последнее время?» – говорила пожилая женщина. «А у вас не шумит! Как в лимузине!» – восхищался бизнесмен.
Но однажды случился форс-мажор. Клиент попросился в область, за 200 км. Сергей глянул на заряд – 80%. «Доеду?» – засомневался он. Навигатор показал зарядную станцию «Юнион» как раз на полпути, у трассы «Нева». Он рванул. За городом, на пустынном участке, заряд стал падать быстрее, чем он ожидал. Мороз давал о себе знать. Сергей нервно поглядывал на проценты. «Вот она, правда Кати…» – подумал он с горечью.
Но вот он – яркий знак «Юнион». Современная станция, похожая на маленький космопорт: несколько колонок быстрой зарядки, чистая зона ожидания с автоматом кофе и туалетом. Рядом стояло уже две машины – новенький «Атом» с футуристичными линиями света и скромная Evolute. Сергей подключил свой e-Largus. За 20 минут, пока он пил кофе и смотрел новости на экране в зоне ожидания, заряд поднялся с 15% до 80%. Хватит до точки и обратно до Москвы! Он выдохнул с облегчением. Инфраструктура работала.
Через пару месяцев Сергей попал на ТО в официальный сервис. Механик, копаясь в «потрохах» его e-Largus, показывал: «Вот, двигатель наш, калининградский, «Амберавто» собирает. Электроника – уже на 60% локализована. А батарея… – он постучал по массивному блоку под полом, – скоро вообще наши будут. «Росатом» в Калининграде завод строит, гигафабрику. К 2030 году – полный цикл тут!»
Сергей кивал, глядя на чистые узлы, не заляпанные маслом. Он вспомнил свой старый «Ларгус», вечно что-то подтекающее. Локализация перестала быть абстрактным словом из новостей.
Как-то раз он взял Катю покататься. Она сидела, улыбаясь, гладя ладонью теплую панель. «Ну как, профессор экологии? – подмигнул Сергей. – Довольна? Не воняет, не шумит.»
«Довольна! – Катя ткнула пальцем в окно. – Видишь, пап? Раньше вот на этой развязке всегда смог стоял. А сейчас – чистое небо. Это ведь и твой вклад!»
Они ехали по ночному городу. Огни Москвы отражались в чистом лобовом стекле. Сергей включил музыку – тихо, чтобы слышать этот новый, чистый мир за окном. Он вспомнил запах старого «Ларгуса», запах прошлого. А сейчас в салоне пахло только чистотой и дорогой в будущее. Будущее, которое уже было здесь, на русских дорогах: тихое, чистое и свое.
Он подъехал к дому. На соседнем парковочном месте заряжался такой же белый e-Largus. Рядом – новенький «Атом» с синими светодиодными «бровями». Сергей улыбнулся. Революция не грохотала взрывами. Она тихо катила по асфальту, заряжалась у дорог и пахла не бензином, а надеждой. Надеждой на чистый воздух для Кати, для всех. И он был ее частью.
Напишите свое мнение о... пользе перехода на тихий и бесшумный, а самое главное экологичный вид транспорта.