Мы переживаем ранние стадии технологической революции, и Уолл-стрит пускает слюни на искусственный интеллект. ИИ приветствуют как новое электричество: преобразующую силу, призванную перестроить почти каждую отрасль, потоки капитала и саму природу человеческой производительности. Может ли ИИ-бум оказать влияние на драгметаллы?
Типичный инвестор видит в ИИ возможность купить Nvidia, воспользоваться моментом и пофантазировать о полностью автоматизированном будущем. Конечно, это разумные мысли. Но вот чего они не видят: ИИ не просто меняет Кремниевую долину — он влияет на некоторые основы рынков золота и серебра способами, на понимание которых могут потребоваться годы.
В течение следующих пяти лет бум ИИ окажет глубокое влияние на рынки драгоценных металлов через промышленный спрос, изменения денежно-кредитной политики и нестабильный новый класс трейдеров, работающих на ИИ. И пока среднестатистический спекулянт сосредоточится на следующем запуске чипа, настоящими долгосрочными победителями станут те, кто будет готов к тому, что эта технологическая трансформация означает для реальных активов.
Прежде чем ИИ сможет доминировать в мире программного обеспечения, он должен сначала существовать в физическом мире. Каждый центр обработки данных ИИ, каждый высокопроизводительный графический процессор, каждый стек облачных серверов зависят от физических материалов. Когда дело доходит до надежности и проводимости, золото и серебро незаменимы.
Серебро — выдающийся драгоценный металл для промышленного использования. В отличие от золота, которое получает большую часть своего спроса от ювелирных изделий, инвестиций в качестве хеджирования инфляции и центральных банков, более 50% годового потребления серебра приходится на промышленность, и большая часть этого теперь связана с ИИ.
Палладий — еще один промышленный металл, который необходим для производства автомобилей, но поскольку его использование напрямую связано с производством каталитических нейтрализаторов, электромобилям он не нужен. Если бум электромобилей продолжится — ажиотаж замедлился, но общая модель не исчезнет — серебро станет долгосрочным победителем.
Что касается серебра, то для полупроводников, антенн 5G, электромобилей (которые используют до 50 граммов серебра на транспортное средство), MLCC (многослойных керамических конденсаторов, которые также используют палладий), фотоэлектрических элементов для питания чего угодно, от домов до центров обработки данных, — все это требует серебра. В 2024 году мировой спрос на серебро для промышленных целей достиг ошеломляющих 1,2 млрд унций, что является вторым по величине показателем за всю историю наблюдений.
Однако предложение — это другая история. Серебро добывается само по себе, но многие не знают, что в основном его добывают как побочный продукт основных металлов, таких как медь и свинец. Почти половина мирового серебра добывается при производстве других металлов. Это означает, что даже при росте цен предложение не реагирует так быстро, как можно было бы ожидать. Добыча полезных ископаемых снизилась после COVID, и отраслевые аналитики прогнозируют растущий структурный дефицит предложения к 2026 году.
Золото, хотя и менее задействовано в промышленной сфере, по-прежнему играет ключевую роль в системах искусственного интеллекта. Оно используется в упаковке микросхем, соединительных проводах и высоконадежных печатных платах. Это составляет всего около 6–7% спроса на золото, но даже скромное увеличение поддерживает цены.
Но давайте не будем притворяться, что основная роль золота — это использование в изготовлении схем. Золото — это деньги. В результате инфляционных последствий бума расходов, вызванного ИИ, деньги уничтожаются. Технологический бум требует капитала. А капитал сегодня печатается из воздуха. Федеральный резерв добавил более $4 триллионов долларов к своему балансу в период с 2020 по 2022 год, и революция ИИ, вероятно, спровоцирует еще большие вливания. Правительства уже вкладывают субсидии в производство микросхем, зеленую инфраструктуру и разработку ИИ. Центральные банки и правительства с радостью примут любой повод для печатания денег.
Эти деньги должны куда-то идти — и они не идут в производительность. Они подпитывают пузыри, государственный дефицит и, в конечном итоге, инфляцию. Пока Кремниевая долина и войны на Ближнем Востоке создают новостные заголовки, ФРС создают доллары.
В мире, где фиатные деньги бесконечно обесцениваются для финансирования бесконечных фантазий, золото остается единственным реальным (читай: физическим) хеджем, который не зависит от доверия контрагента.
Центральные банки знают, что золото — единственные реальные деньги. Вот почему они купили почти 900 тонн в 2024 году и находятся на пути к еще одному рекордному году в 2025 году.
Можно ожидать еще большего накопления золота, особенно от незападных центральных банков, таких как Китай, где дедолларизация все больше становится приоритетом.
Серебро тоже оседлает эту волну. Розничные инвесторы не всегда могут позволить себе золото, особенно на развивающихся рынках. Серебро предлагает более дешевый старт, и когда инфляция набирает обороты, его двойная роль как промышленного и денежного металла делает его в два раза более чувствительным к макроэкономическому ландшафту.
ИИ может быть глобальным, но мир совсем не един. Торговые войны вернулись. США и Китай все больше втягиваются в технологическую гонку вооружений, а тарифы растут. Между тем, конфликты в Восточной Европе и на Ближнем Востоке продолжают сотрясать рынки.
Во времена геополитического стресса ничто не сравнится с золотом. В 2025 году мы увидели, как золото подскочило на 30% во время торговых напряжений — доказательство того, что, несмотря на цифровую эпоху, человеческий страх все еще движет рынками. Прогнозы на середину 2026 года показывают цены около $4.000 долларов, и если конфликты усилятся, это может оказаться консервативным ожиданием с небольшими откатами цен по пути.
Серебро, как правило, следует за золотом, хотя и с большей драматичностью. Ожидайте большей волатильности, но также и большего роста в бычьих забегах. Скачок до $37 долларов уже произошел в 2025 году, и серебро часто опережает золото в периоды денежной паники.
Немного иронии: те же системы ИИ, которые создают промышленный спрос на золото и серебро, также начинают ими торговать. Платформы на базе ИИ теперь сканируют социальные сети, анализируют протоколы центральных банков и торгуют за микросекунды. Результатом становится повышенная волатильность. Серебро с его меньшим рынком и спекулятивной толпой особенно уязвимо для колебаний, вызванных ИИ. Бычий твит или геополитический слух могут привести к резкому росту или падению цен, что дает отличные возможности для покупки для инвесторов в серебро, которые видят долгосрочную ценность инвестирования в драгметаллы.
Золото менее подвержено резким колебаниям, вызванным ИИ, благодаря присутствию центральных банков и более глубокой ликвидности. Но не заблуждайтесь — во время рыночного стресса даже золото может испытывать резкие движения, вызванные ИИ. Трейдерам следует подготовиться к более высокой частоте волатильности в обоих металлах.
Давайте рассмотрим другую точку зрения: что, если ИИ не вызывает инфляцию, а вместо этого вызывает дефляцию? В конце концов, если ИИ делает все дешевле, не приведет ли это к снижению цен и не убьет ли это спрос на золото и серебро?
Производительность на основе ИИ может сделать основанные на серебре технологии, такие как солнечные панели и электромобили, более дешевыми и более широко распространенными. Даже в дефляционной среде спрос на серебро может сохраниться, особенно если чистая энергия останется приоритетом, что кажется вероятным в глобальном масштабе даже в эпоху Трампа 2.0.
В конце концов, реальность физична, и деньги — это не конечная цель. Все сводится к тому, чтобы люди могли приобретать то, что им нужно. Как сказал Питер Шифф в прошлом году, нам не нужны деньги; нам нужны вещи, и при текущем статус-кво рост производительности, обусловленный ИИ, в конечном итоге в любом случае станет инфляционным:
Нам нужно жилье, нам нужна одежда, нам нужны развлечения. Есть много вещей, которые нам нужны. И мы не можем их иметь, если не произведем их... и нам нужно сделать что-то ценное для обмена... то, как устроены правительства сегодня, работники могут просто немедленно начать получать государственные деньги... и это лишь провоцирует инфляцию.
Золото плохо работает во время умеренной дефляции (рост реальных ставок), но во время крайней дефляции, как в потерянное десятилетие Японии, оно восстанавливает свою популярность как средство сбережения. Добавьте геополитический стресс или вмешательство центрального банка, и золото обретет опору. Но вот в чем загвоздка — дефляция, скорее всего, будет временной. Центральные банки, напуганные спиралями дефляции долга, вернутся к печатанию денег. И это оптимистично для золота.
Некоторые утверждают, что ИИ произведет революцию в горнодобывающей промышленности с ускорением, достигнутым за счет более быстрого открытия месторождений, более дешевой добычи и автоматизированного роботизированного бурения.
Но не ждите чудес в ближайшие пять или даже десять лет. Поиск металлов в земле — процесс, который невозможно полностью автоматизировать. Добыча является капиталоемкой и медленной. Даже с ИИ все еще требуется от 7 до 10 лет, чтобы разработать новые рудники. А для серебра, которое в основном является побочным продуктом, предложение не увеличивается по мере спроса. Геологические ограничения и снижение содержания руды остаются реальностью, с которой приходится бороться отрасли. Добыча также подвержена нормативной и юрисдикционной волоките.
Да, ИИ может сделать операции более экономичными, но это не случится внезапно. Переработка будет расти, но она ограничена стоимостью и технологиями. Мы рассматриваем незначительные изменения, а не смену парадигмы.
Золото и серебро — это не микрочипы или машинное обучение. Это доверие, стабильность и ценность в глобальной системе центрального банка, которая делает эти концепции все более редкими, но не менее важными. ИИ может повысить промышленный спрос и создать краткосрочную волатильность, но реальная история все еще макроэкономическая.
Инфляция, обесценивание валюты, геополитическая нестабильность и неустойчивый долг — вот настоящие движущие силы. ИИ просто ускоряет их. И именно поэтому умные инвесторы продолжат вкладывать средства в физическое золото и серебро, не просто как в сырьевые товары, а как в окончательную страховку от высокомерия цифрового будущего, построенного на неустойчивом дефиците, печатании денег и фиатном песке.
Не обманывайтесь заголовками о следующем пузыре. Настоящее богатство не искусственно, оно физическое, и это будет так же верно в эпоху ИИ, как и в прошлые десятилетия.
Автор: Питер Шифф 5 июля 2025 | Перевод: Золотой Запас
Другие статьи по теме:
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Там мы иногда размещаем небольшие обзоры, новости или комментарии по рынку, которые не подходят по формату, либо не проходят строгую цензуру Дзен 😊
Ставьте лайки, если понравилось, и подписывайтесь на канал!