В США начали работу самые масштабные коммерческие энергосистемы, которые созданы из бывших аккумуляторов электромобилей. В кампусе Redwood, расположенном в Неваде, уже введена в эксплуатацию автономная микросеть мощностью 12 мегаватт и ёмкостью 63 мегаватт-часа.
Эта система обеспечивает работу модульного дата-центра Crusoe, в котором размещены 2000 графических процессоров для вычислений и задач искусственного интеллекта. Для наглядности: энергии, накопленной в этой установке, достаточно, чтобы:
✅ запитать примерно 9000 домов в течение суток;
✅ зарядить парк электромобилей на совокупный пробег почти 400 000 километров.
Как это работает
Redwood Energy, оператор проекта, собирает отслужившие аккумуляторные блоки, которые были списаны с электромобилей. Это те самые батареи, что по окончании автомобильной «жизни» ещё сохраняют значительную часть ёмкости и вполне пригодны для стационарного хранения энергии.
Перед повторным использованием все аккумуляторы проходят диагностику и сортировку. Специалисты Redwood проверяют сотни тысяч элементов:
— годные блоки интегрируют в энергосистему;
— непригодные — отправляют на переработку с эффективностью до 95%, извлекая ценные металлы (никель, кобальт, литий).
Сейчас в резерве компании уже более 1 гигаватт-часа подготовленных батарей. В ближайшие 12 месяцев Redwood намерена увеличить объём в пять раз — до 5 гВт·ч.
⚡ Почему это важно
В 2025 году только в США планируется списать свыше 100 000 электромобилей, а значит, огромное количество аккумуляторов потребует утилизации или повторного применения. В противном случае они могли бы стать токсичными отходами.
Микросети, построенные на их основе, решают сразу несколько задач:
✅ создают дешёвые и мощные системы хранения энергии для крупных объектов (включая дата-центры, больницы, аэропорты);
✅ помогают интегрировать возобновляемые источники (солнечные и ветровые станции), сглаживая скачки нагрузки в сети;
✅ дают «вторую жизнь» аккумуляторам, снижая объёмы вредных отходов и выбросов CO₂ при производстве новых батарей.
По расчётам инженеров Redwood, замена традиционных промышленных аккумуляторов на бывшие EV-батареи снижает стоимость хранения энергии почти на 30–40%.
Дальнейшие планы
Компания Redwood уже заявила, что это лишь первый шаг. В ближайшие годы планируется строительство систем хранения энергии мощностью 100 мегаватт и более. Такие мощности смогут обеспечивать энергией целые районы городов или крупнейшие дата-центры, в которых разворачиваются ИИ-вычисления.
По мере ускоряющегося перехода на электромобили проблема утилизации аккумуляторов будет только расти. В то же время проекты, подобные Redwood, показывают, что старые батареи могут стать важнейшим элементом «зелёной» энергетики будущего.