5 лет – наименьший возраст, применительно к которому можно начинать говорить, на наш взгляд, о занятиях по математике как таковых.
Под занятиями математикой для дошкольников мы понимаем в этой статье именно работу ребенка с преподавателем в группе.
Хотя, впрочем, занятия эти неизбежно носят «промежуточный» характер, являя собою сочетание собственно математики с одной стороны, а с другой стороны, это чистописание, рисование, черчение, русский язык, игры, в нематематическом смысле слова и многое другое.
Непредсказуемость и импровизация
В сравнении со старшим возрастом, начиная с 6 лет, занятия математикой для дошкольников в гораздо большей степени базируются на интуиции и импровизации преподавателя, в них куда более важен эмоциональный аспект.
Они в гораздо меньшей мере поддаются «планированию» в строгом смысле слова, включая и прогнозирование результатов годовой учёбы.
То, что было для ученика трудно или вовсе непреодолимо на протяжении 12 месяцев, вдруг может оказаться лёгким и усваиваемым в течение 1–2 недель просто в силу неравномерности и неполной предсказуемости роста и развития ребёнка.
Направления учебной работы, типы заданий
Копирование чертежей на основе определённым порядком расставленных точек, на основе клетчатой сетки тетрадки, безо всякой основы.
Раскрашивание чертежей и элементов чертежей.
Начертание цифр и букв, чистописание.
Идентификация устного названия числа и его написания, узнавание цифрового образа числа.
Различение понятий «цифра» и «число».
Постепенное знакомство с названиями чисел до тысячи включительно и с написанием их.
Постепенное обучение устному перечислению чисел в прямом и обратном порядке, начиная с 0 – 20 и доходя тысяч.
Устный счёт, а именно сложение и вычитание – начиная со сложения и вычитания единицы и до сложения и вычитания двузначных «корявых», то есть не самых удобных чисел вроде «27» или «38».
Знакомство со знаками четырёх арифметических действий и со знаками равенства и неравенства.
Знакомство с простейшими математическими терминами и узнавание соответствующих им образов или объектов – «треугольник», «четырёхугольник», «прямая» или «прямая линия», «ломаная» или «ломаная линия» и другие.
Знакомство с математическими играми, например, крестики-нолики, зачёркивание палочек, вариациями их, когда одна и та же игра происходит на полях разного размера, с разным количеством объектов игры, со слегка изменёнными правилами игры, простейшее самостоятельное варьирование игр, самостоятельное придумывание их ребенком вариаций и сравнение вариаций.
Знакомство с легко представимыми абстракциями и с отличием абстрактного от реального, например, чем отличается точка, как идея, которой мы оперируем в играх и рассуждениях, от того «настоящего» пятнышка, которое мы при этом наносим на бумагу и рассматриваем в качестве наглядного заменителя точки.
Знакомство с процессом поиска решения, который включает в себя многократные попытки, обсуждения, вопросы, наблюдения на примере совершенно разных типов задач.
Атмосфера на занятиях
Надо всем прочим превалирует педагогическая задача создания положительного настроения. И как отношения к математике как к предмету, и как отношения к занятиям. Демонстрация того факта, что всё это – интересно и «вкусно», и как общей эмоциональной атмосферы на занятиях.
Каждый ученик ощущает себя полноценным, активным, инициативным участником, свободным, раскованным, на занятиях присутствует юмор.
Чрезвычайно важно, чтобы это настроение стало, в конце концов, привычным ощущением ученика как нечто такое, что для занятий математикой для дошкольников естественно и неотъемлемо.
Отсутствие, в большинстве случаев, хотя и не всегда, чётко фиксированного требования со стороны учителя. Например, если учителем было предложено нарисовать 5-угольник, а ученик нарисовал 4-угольник, не исключено, что подсознание, интуиция ученика на пути к правильному усвоению слова «5-угольник».
Старт этой работы уже взят, а финиш ещё не достигнут, и, возможно, со стороны учителя будет правильно сказать: «4-угольник – это хорошо, хотя ещё пока не то, что надо», - и перейти к следующему заданию, а к 5-угольнику вернуться спустя некоторое время, дабы подсознание ученика успело проделать свою работу над его образом.
Ведь если ученик нарисовал не 25-угольник, не кружочек и не лягушку, а всё-таки 4-угольник, то, скорее всего, он на верном пути к 5-угольнику.
Погода и настроение
Игровая атмосфера на занятии - основной способ вовлечения детей.
Как правило, в начале работы с пятилетними учениками, первые один-два занятия дети постепенно втягиваются в темп и правила занятия.
Постепенно, игра может уйти на второй план и дошкольникам начинают нравиться работа с абстракциями сама по себе.
Такой неожиданный результат связан с тем, что занятия математикой с дошкольниками опираются на наглядные задачи, в которых решение одновременно является и оформлением.
В занятиях с дошкольниками нет сложностей с чтением условий, к которым дети пока не готовы. Скорее, наоборот, определенные типы задач помогают растить навыки чтения и понимания текстов.
Причём всегда могут случаться неожиданности – работоспособность ученика, и в ещё большей степени группы учеников может сильно зависеть от погоды, домашних событий и обстоятельств, от «не с той ноги встал» и прочего. Для 5-летнего возраста это не должно рассматриваться как нечто отрицательное.
Дошкольникам бесполезно ставить оценки
Полное отсутствие оценок как системы. Разумеется, в какой-то отдельной игре, в отдельном задании или рабочей ситуации оценка может присутствовать, но скорее эмоциональная, нежели выраженная цифрой.
В курсе в целом оценок быть не может – хотя бы потому, что 5-летние дети ещё не освоили толком само понятие сравнения одного числа с другим, одной вещи с другой, одних своих действий с другими своими или чужими действиями.
А без понятия о сравнении и о каких-то процедурах сравнения рациональным оценкам неоткуда взяться.
Зачем дошкольникам математика
Не секрет, что с большой вероятностью, при поступлении в первый класс, ребенок получит от учителя негласный ярлык способного или неспособного к математике. Возможно, преподаватель не скажет вслух, но сделает эту оценку. Мы точно не согласны с такими ярлыками, ставить их в целом некорректно, а в таком возрасте этого не советуют делать даже те, кто занимается отбором способных детей, раньше старшей школы им тоже, как правило, не понятно.
Если вы еще не опытный родитель, то имейте это ввиду. К сожалению, происходит это очень часто и изменить что-либо родителям сложно, кроме того, что надо верить, что ваш ребенок способный и любое разделения на гуманитариев и технарей несостоятельно.
Но пока не изменились общие установки, развитие до школы математических способностей, гибкости ума, импровизации, самостоятельности, ассоциативного мышления, обоснованной положительной самооценки, помогают ребенку начать учиться самостоятельно и стартовать в школе статусе способного к математике.
Всё вышеперечисленное позволяет наиболее рационально подготовить школьный старт ребёнка, задать вектор положительного восприятия математики, как предмета.
Влияние занятий математикой дошкольников на общий успех в школе
Закладываемые навыки рассуждений и объяснений самому себе помогают формированию самостоятельности в принятии решений, что при последующем развитии неизбежно приведёт к успешности по всем школьным предметам.
Если вы хотите познакомить дошкольника с математикой, чтобы научить думать и заложить уверенность в своих способностях, начните с нестандартной математики онлайн или семейной летней программы.
Получите 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм.
.